Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Сказкотерапия для детей дома: с чего начать?  (Прочитано 547 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Сказкотерапия — метод, который зарекомендовал себя как один из эффективных в исцелении детской психологической травмы. Когда дети слушают сказки, они так сильно проникаются историями героев, что начинают воспринимать жизнь и отношения с окружающими по-другому — объективно и безопасно. Маленький ребенок идентифицирует себя с главным героем, поэтому его история, чувства и поступки, которые тот совершает, кажутся знакомыми и понятными.

Простой сюжет волшебной сказки понятен ребенку и воспринимается им легче, чем наставления родителей. Поэтому сказкотерапевты быстрей и легче достигают успеха в воспитании и развитии навыков, с чем родители, часто, не справляются. Как меняется мировосприятие ребенка после сказкотерапии? Каков алгоритм психотерапевтической сказки? Как правильно читать или рассказывать сказку ребенку, чтобы он избавился от страхов, изменил поведение, научился дружить или избавился от переживаний?

Польза сказки для психики

Иногда родителям полезно принять «сказкотерапию» в качестве метода воспитания.

Для этого рекомендуется приступить к прочтению сказок или сделать их ритуалом перед сном.

Чтение должно иметь необременительный характер, а после этого, рекомендуется совместно с ребенком «разобрать» сказку по частям и сделать ее анализ. Ребенок сам оценивает поведение как отрицательных, так и положительных героев, после чего, полезно обсудить с ним — что он понял, увидел, что его удивило, испугало или порадовало. Полученный опыт является главным и полезным для детей в реальной жизни.

Ребенок и сам может придумать продолжение сказки — это служит хорошим диагностическим методом. Благодаря этому, родители смогут понять, что его потрясло и взволновало. Что у него вызвало чувство страха, как бы он хотел изменить финал или поведение главного героя?

Большего эффекта достигает сказкотерапия для детского эмоционального состояния, когда дети рисуют сказку — самостоятельно или вместе со взрослыми. С помощью изобразительных средств они получают возможность отразить отрицательные чувства на бумаге, а значит — избавиться от них. Например: рисование сказки поэтапно, помогает ребенку выразить уже имеющийся опыт, а благополучный финал, к которому он придет сам — убедиться в том, что с помощью личных качеств и способностей, можно решить почти любую проблему, выйти победителем, достичь поставленной цели.

Маленьким детям всегда интересно увидеть сказку при помощи кукольного исполнения, а детям постарше уже хочется придумать что-то свое.

Когда детям нужна сказкотерапия?
В каких ситуациях сказкотерапия дает исцеляющий эффект и полезна для детской психики?

трудности в общении с другими детьми — жадность, обиды, отсутствие друзей, меркантильный интерес, застенчивость, агрессивность;
переезд в новый город или переход в новый коллектив и переживания по этому поводу;
развод родителей или ссоры между ними;
появление еще одного ребенка в семье;
ссоры между братьями и сестрами;
потеря близких родственников;
пережитые страхи;
стрессы.
Проблемы такого масштаба должны быть решены не самостоятельно, а при помощи специалиста. Детский психолог увидит, где именно у ребенка отмечаются трудности в освоении нового опыта, с помощью изобразительных средств научит его правильно реагировать и справляться с проблемами.

Сказка как метод воспитания детей

В каких случаях родители могут использовать сказкотерапию как воспитательный метод, чтобы добиться изменений в поведении ребенка?

агрессивное поведение;
жалобы учителей и воспитателей на ребенка;
детская ложь;
страхи: темноты, воды, высоты, незнакомцев, одиночества, животных, публики, выступлений, врачей и других;
Кроме этого, сказка будет полезна, если дети:

не уважают старших, грубят им;
не хотят следить за порядком, чистотой в своей комнате и собственного тела, хвастаются, не желают делиться с другими, боятся засыпать в одиночестве, ленятся, отказываются от еды, убегают от родителей, нарушают правила и запреты, манипулируют взрослыми.

Алгоритм сказкотерапии для ребенка
Каждой сказке нужен четкий сюжет. Родители должны помнить об этом, когда приступают к чтению или рассказыванию.
Сначала завязка, из содержания которой видно главного героя и окружающую обстановку.
Дальше — обстановка, в которой проявляются проблемы, возникшие у главного героя.
Потом попытки справиться с ситуацией, трудности и преодоление.
В кульминации герои решают все сложившиеся проблемы, все в итоге должно быть благоразумно, персонажи должны проявлять старания.
В развязке героям нужно четко знать, как следует себя вести.
И, наконец, мораль сказки заключается в том, чтобы понять, из чего возникли трудности и как в дальнейшем с ними справиться.

В сказке должна быть проблемная ситуация и обстановка соответствовать реальности. По мнению психологов, при помощи сказки предлагается замещающий опыт, а ребенок, в этом случае, принимает свое собственное решение — кто он, что он умеет и кем являются окружающие. Правильный сюжет — похожий на то, что пережил или переживает ребенок — основа терапевтического эффекта благодаря сказкотерапии.
Главный герой должен быть похож на ребенка. Страна сказки должна напоминать ему среду, в которой он живет.
Все переживания главного героя — понятны малышу, а в итоге все должно хорошо закончиться. При этом, можно придумать много существ, которые оказались в ситуации достаточно сложной, но, герой дает им правильные наставления и все наслаждаются финалом и победой.

Рекомендации родителям
Прежде чем знакомить ребенка со сказкой, не стоит озвучивать, что у него имеются какие-то проблемы. Необязательно говорить: «Ты совсем меня не слушаешься, поэтому сейчас я буду читать тебе сказку» или «Я расскажу тебе историю про мышонка, который всегда слушался маму, не то, что ты». Волшебная история должна быть легкой, приятной, ненавязчивой, а сам процесс рассказывания — вызывать удовольствие. Начать лучше со слов: «Хочешь, я почитаю тебе сказку?» или «Давай поиграем? Жили-были…». Благодаря такому началу, доверие ребенка активизируется, контакт с ним устанавливается и он «берет» из магической истории все самое полезное.

Дети могут задавать вопросы — в процессе прочтения или после него. Рассказчик должен внимательно отнестись к ним и отвечать откровенно. В детских вопросах кроется мировосприятие ребенка и, интересуясь жизнью главных героев, он, бессознательно, спрашивает про себя.
Когда в сказке наступает момент развязки — главный герой перестает бояться, понимает, почему важно слушаться старших или не обижать слабых — ребенок «берет себе разрешение» поступать так же, которого у него, по каким-то причинам, до этого не было.

Результатом того, что, сказка помогла проработать имеющуюся проблему, служит исчезновение тревожащего симптома и изменение поведения, например, дети, которые были агрессивны, начинают жить дружно, ребенок, который боялся общаться, заводит приятелей, а тот, кто часто плакал и переживал, становится спокойнее и перестает принимать все близко к сердцу.
Страниц: [1]   Вверх