Борьба с ЗРР или болезни неврологии у маленьких детей
Появление ребенка – это огромная радость в семье. Первая улыбка, первые шаги, первые лепетные слова… Однако иногда малыш не начинает разговаривать в 3 года и ему требуется лечение квалифицированного невролога.
Эта статья посвящена детям, которые не говорят до 3 лет. Перед родителями встает серьезный вопрос: как помочь маленькому молчуну, наконец, научиться разговаривать. Это нарушение не самое сложное в логопедической практике, например сенсорная алалия и аутизм намного более страшные заболевания. В этой статье мы будем вести речь о детях, которые понимают речь, но все еще не начали разговаривать. Такие дети вполне могут обучаться в общеобразовательной школе, главное, им немного помочь. Но заниматься с ребенком надо с самого малого возраста, чтобы успеть до школы скомпенсировать недостатки.
Дальнейшие рекомендации предназначены для малышей 2-3 лет с задержкой речевого развития. Дорогие мамы, будьте осторожны! Частенько задержка речевого развития к 4-5 годам переходит в задержку психоречевого развития, что может поставить под вопрос успешность малыша в школе.
Первое, что должна сделать мама, это заглянуть внутрь себя и задуматься, достаточное ли время она уделяет ребенку. К сожалению, реалии жизни таковы, что часто молодые мамы оказываются наедине со своими проблемами и трудностями.
Бабушки нынче не любят возиться с внуками, а все чаще пропадают на работе, и измотанная мама валится с ног, совершенно не в силах прочитать лишнюю сказку малышу. Так во вполне благополучной семье и при искренне любящих родителях может вырасти маленький Маугли, совершенно не желающий говорить и общаться с окружающим миром.
И вот, наконец, становится понятно, что проблема не рассосется сама собой. Что же делать маме?
Медицинские рекомендации:
С ребенком нужно обратиться к неврологу и чем быстрее, тем лучше.
1. Провести обследование, чтобы выявить причину отставания (ЭЭГ, УДЗГ) и исключить другие болезни неврологии
2. Доктор назначит лечение, все его рекомендации надо выполнять.
3. Это не очень тяжелое заболевание и требует скорее педагогической, чем медицинской коррекции.
Педагогические рекомендации:
Первое, с чего нужно начинать, это установить контакт с малышом. Дети с задержкой речевого развития часто имеют аутичные черты, как дополнительный бонус. Обратите внимание, смотрит ли ребенок Вам в глазки, как он относится к Вашим просьбам, нет ли у него странных навязчивых движений руками. Даже если у ребенка и есть аутичные черты, в этом нет ничего страшного. При внимательном отношении, занятиях и коррекции они со временем сглаживаются. Другое дело, настоящий аутизм…. Это болезнь даже не неврологии, а психиатрии. Но это тема отдельного разговора, которым не следует пугать впечатлительных мамочек.
У ребенка должна появиться потребность в общении. Подумайте, во что он любит играть больше всего, и поиграйте в это вместе. Например, покатайте вместе с ним машинку, сопровождая игру комментариями би-би, ту-ту. Говорите негромко, спокойно, не стоит увлекаться ролью учительницы. На этом этапе следует экспериментальным путем выяснить, какие занятия могут увлечь и заинтересовать ребенка.
Хорошим началом может быть СОВМЕСТНЫЙ просмотр любимых мультиков или видеопрезентаций, которых огромное множество в сети. Вашими хорошими друзьями могут стать волк, заяц из «Ну погоди», Лунтик, смешарики. Приготовьте карточки с их изображениями или маленькие игрушки, и используйте их при занятии, как средство, для того чтобы заинтересовать малыша.
Избегайте приказаний и менторского тона, занятие обязательно должно проходить в игровой форме, нужно установить контакт с ребенком. Следующая наша задача – это расширение пассивного словаря крохи. Посвящайте каждый день изучению новой темы, не забывая про многократное ее повторение в дальнейшем.
Занятия по развитию мышления:
В этом случае следует проводить следующие занятия по развитию мышления:
Соотнесение картинки на экране с фигуркой животного или картинкой, на которой оно изображено. Часто малыши не могут связать образ и слово, их приходится учить этому специально. После того, как ребенок много раз соотнесет картинку на экране и картинку на столе, он запомнит слово, которое обозначает эта картинка.
Многократно проводите подобные упражнения на различных примерах.
Сортировка.
Пусть ребенок сортирует фигуры по цветам. На одном листе нарисуйте красные фигуры(треугольник, квадрат, круг), на другом - желтые. Сделайте из цветной бумаги много фигур разного цвета и попросите разложить по цветам.
Примерные темы для занятий по увеличению пассивного словаря:
Домашние животные. Как говорят домашние животные.
Конспект занятия.
Просмотр звуковой видеопрезентации. Проговариваем вместе с малышом, как говорит коровка, как говорит собачка и.т.д.
Берем большой лист, на котором много изображений животных и разрезные картинки с теми же животными. Берем, например, разрезную картинку с коровкой, даем ее малышу, проговариваем с ним, как она говорит (муу), ищем ее на большом листе, прикладываем изображение к листу.
Слушаем песенки о животных, сопровождая прослушивание показом наглядных материалов (например, если песня о кошке, покажите ребенку резиновую кошку или картинку с кошкой).
Дикие животные, которые живут в лесу.
Подходят выше перечисленные упражнения плюс чтение русских народных сказок (Теремок). Хорошо разыграть спектакль «Теремок», с помощью игрушек. Рассматривайте иллюстрации в книжках, комментируйте, задавайте малышу вопросы.
Овощи. Фрукты
Слепите вместе с малышом фрукты и овощи из соленого теста или специальной пластики, которая продается в детских магазинах. Раскрасьте их. Попросите ребенка показать в книжке овощи и фрукты, которые вы просите. Если его внимание рассеивается, и он не может ответить на ваш вопрос, дайте ему в ручку слепленный помидорчик и попросите найти на картинке такой же.
Цвет.
Учите ребенка выполнять инструкции: дай красный кубик, дай зеленый кубик. Почаще называйте цвет предметов, которые окружают нас. Выполняйте упражнения на сортировку по цветам, например попросите ребенка сложить все красные кубики в красную миску, а желтые – в желтую.
Формы. Размеры.
На наглядных примерах покажите ребенку круг, квадрат, треугольник. Нарисуйте вместе с ним большой и маленький круг. Научите ребенка рисовать фигуры, пусть он смотрит, как вы рисуете и повторяет за вами.
К числу тем для изучения следует также отнести следующие: мебель, одежда, времена года, и.т.д.
Подстраивайтесь под своего малыша, даже неинтересную для него тему можно преподнести увлекательно. В этом вам помогут любимые герои из мультиков, придумывайте игровые ситуации для обучения.
Еще полезны упражнения на развитие мелкой моторики: пусть малыш рисует красками, лепит из пластилина. Научите его скатывать мячик, колбаску. Можно делать объемные аппликации из пластилина.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок вовремя попал в логопедический детский сад. Обратитесь в поликлинику по месту жительства к врачу-логопеду. Желательно это сделать в январе-феврале за полгода до поступления в садик. Вас с ребенком направят на специальную комиссию и есть большой шанс, что Вы получите место в специальном детском саду. Если возможности попасть в логопедический или коррекционный детский сад нет, идите в обычный. Попадание в детский коллектив часто растормаживает речь, а необходимость подчиняться правилам и режиму дисциплинирует и собирает ребенка.
Занимайтесь с малышом активно, и скоро ваш кроха непременно порадует вас новыми словами и фразами. Главное - не впадайте в отчаяние и не опускайте рук, если действовать, все получится!