Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Неврология  (Прочитано 14232 раз)

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Неврология
« : Апрель 06, 2011, 15:06:45 »
Борьба с ЗРР или болезни неврологии у маленьких детей



Появление ребенка – это огромная радость в семье. Первая улыбка, первые шаги, первые лепетные слова…  Однако иногда малыш не начинает разговаривать в 3 года и ему требуется лечение квалифицированного невролога.

Эта статья посвящена детям, которые не говорят до 3 лет. Перед родителями встает серьезный вопрос: как помочь маленькому молчуну, наконец, научиться разговаривать.  Это нарушение не самое сложное в логопедической практике, например сенсорная алалия и аутизм намного более страшные заболевания. В этой статье мы будем вести речь о детях, которые понимают речь, но все еще не начали разговаривать. Такие дети вполне могут обучаться в общеобразовательной школе, главное, им немного помочь. Но заниматься с ребенком надо с самого малого возраста, чтобы успеть до школы скомпенсировать недостатки.

Дальнейшие рекомендации предназначены для малышей 2-3 лет с задержкой речевого развития.  Дорогие мамы, будьте осторожны! Частенько задержка речевого развития к 4-5 годам переходит в задержку психоречевого развития, что может поставить под вопрос успешность малыша в школе.

Первое, что должна сделать мама, это заглянуть внутрь  себя и задуматься, достаточное  ли время она уделяет ребенку. К сожалению, реалии жизни таковы, что часто молодые мамы оказываются наедине со своими проблемами и трудностями.

Бабушки нынче не любят возиться с внуками, а все чаще пропадают на работе, и измотанная мама валится с ног, совершенно не в силах прочитать лишнюю сказку малышу.  Так во вполне благополучной семье и при искренне любящих родителях может вырасти маленький Маугли, совершенно не желающий говорить и общаться с окружающим миром.

И вот, наконец, становится понятно, что проблема не рассосется сама собой. Что же делать маме?

Медицинские рекомендации:

С ребенком нужно обратиться к неврологу и чем быстрее, тем лучше.

1.    Провести обследование, чтобы выявить причину отставания (ЭЭГ, УДЗГ) и исключить другие болезни неврологии

2.    Доктор назначит лечение, все его рекомендации надо выполнять.

3.    Это не очень тяжелое заболевание и требует скорее педагогической, чем медицинской коррекции.

Педагогические рекомендации:

Первое, с чего нужно начинать, это установить контакт с малышом.  Дети с задержкой речевого развития часто имеют аутичные черты, как дополнительный бонус. Обратите внимание, смотрит ли ребенок Вам в глазки, как он относится к Вашим просьбам, нет ли у него странных навязчивых движений руками. Даже если у ребенка и есть аутичные черты, в этом нет ничего страшного. При внимательном отношении, занятиях и коррекции они со временем сглаживаются. Другое дело, настоящий аутизм…. Это болезнь даже не неврологии, а психиатрии.  Но это тема отдельного разговора, которым не следует пугать впечатлительных мамочек.

У ребенка должна появиться потребность в общении. Подумайте, во что он любит играть больше всего, и поиграйте в это вместе. Например, покатайте вместе с ним машинку, сопровождая игру комментариями би-би, ту-ту. Говорите негромко, спокойно, не стоит увлекаться ролью учительницы.  На этом этапе следует экспериментальным путем выяснить, какие занятия могут увлечь и заинтересовать ребенка.

Хорошим началом может быть СОВМЕСТНЫЙ просмотр любимых мультиков или видеопрезентаций, которых огромное множество в сети. Вашими хорошими друзьями могут стать волк, заяц из «Ну погоди», Лунтик, смешарики. Приготовьте карточки с их изображениями или маленькие игрушки, и используйте их при занятии, как средство, для того чтобы заинтересовать малыша.

Избегайте приказаний и менторского тона, занятие обязательно должно проходить в игровой форме, нужно установить контакт с ребенком. Следующая наша задача – это расширение пассивного словаря крохи.  Посвящайте каждый день изучению новой темы, не забывая про многократное ее повторение в дальнейшем.

Занятия по развитию мышления:

В этом случае следует проводить следующие занятия по развитию мышления:

Соотнесение картинки на экране с фигуркой животного  или картинкой, на которой оно изображено. Часто малыши не могут связать образ и слово, их приходится учить этому специально. После того, как ребенок много раз соотнесет картинку на экране и картинку на столе, он запомнит слово, которое обозначает эта картинка.

Многократно проводите подобные упражнения на различных примерах.

Сортировка.

Пусть ребенок сортирует фигуры по цветам. На одном листе нарисуйте красные фигуры(треугольник, квадрат, круг), на другом  - желтые. Сделайте  из цветной бумаги много фигур разного цвета и попросите разложить по цветам.

Примерные темы для занятий по увеличению пассивного словаря:

Домашние животные. Как говорят домашние животные.

Конспект занятия.

Просмотр звуковой видеопрезентации. Проговариваем вместе с малышом, как говорит коровка, как говорит собачка и.т.д.

Берем большой лист, на котором много изображений животных и разрезные картинки с теми же животными. Берем, например, разрезную картинку с коровкой, даем ее малышу, проговариваем с ним, как она говорит (муу), ищем ее на большом листе, прикладываем изображение к листу.

Слушаем песенки о животных, сопровождая прослушивание показом наглядных материалов (например, если песня о кошке, покажите ребенку резиновую кошку или картинку с кошкой).

Дикие животные, которые живут в лесу.

Подходят выше перечисленные упражнения плюс чтение русских народных сказок (Теремок). Хорошо разыграть спектакль «Теремок», с помощью игрушек. Рассматривайте иллюстрации в книжках, комментируйте, задавайте малышу вопросы.

Овощи. Фрукты

Слепите вместе с малышом фрукты и овощи из соленого теста или специальной пластики, которая продается в детских магазинах. Раскрасьте их. Попросите ребенка показать  в книжке овощи и фрукты, которые вы просите. Если его внимание рассеивается, и он не может ответить на ваш вопрос,  дайте ему в ручку слепленный помидорчик и попросите найти на картинке такой же.

Цвет.

Учите ребенка выполнять инструкции: дай красный кубик, дай зеленый кубик. Почаще называйте цвет предметов, которые окружают нас. Выполняйте упражнения на сортировку по цветам, например попросите ребенка сложить все красные кубики в красную миску, а желтые – в желтую.

Формы.  Размеры.

На наглядных примерах покажите ребенку круг, квадрат, треугольник. Нарисуйте вместе с ним большой и маленький круг. Научите ребенка рисовать фигуры, пусть он смотрит, как вы рисуете и повторяет за вами.

К числу тем для изучения следует также отнести следующие: мебель, одежда, времена года, и.т.д.

Подстраивайтесь под своего малыша, даже неинтересную для него тему можно преподнести увлекательно.  В этом вам помогут любимые герои из мультиков, придумывайте игровые ситуации для обучения.

Еще полезны упражнения на развитие мелкой моторики: пусть малыш рисует красками, лепит из пластилина.  Научите его скатывать мячик, колбаску.  Можно делать объемные аппликации из пластилина.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок вовремя попал в логопедический детский сад. Обратитесь в поликлинику по месту жительства к врачу-логопеду. Желательно это сделать в январе-феврале за полгода до поступления в садик. Вас с ребенком направят на специальную комиссию и есть большой шанс, что Вы получите место в специальном детском саду. Если возможности попасть в логопедический или коррекционный детский сад нет, идите в обычный.  Попадание в детский коллектив часто растормаживает речь, а необходимость подчиняться правилам и режиму дисциплинирует и собирает ребенка.

Занимайтесь с малышом активно, и скоро ваш кроха непременно порадует вас новыми словами и фразами. Главное - не впадайте в отчаяние и не опускайте рук, если действовать, все получится!

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #1 : Апрель 08, 2011, 13:05:11 »
Наш ребенок не говорит!



Если ребенок не говорит в возрасте двух-трех лет, пора бить тревогу. Последствия такой ситуации могут быть самыми разными.

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду.

«Наш ребенок не говорит!» С такими словами приходят на прием мамы 2-3-х летних детей.

Надо ли бить в этом случае тревогу или можно «пустить все на самотек»?

Вашему ребенку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что ребенок – мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что мама и папа малыша начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но, является ли эта причина основной, может определить только специалист.

«Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так, действительно, может быть, но не всегда.

Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребенок.

• Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего человечка во время беременности, родов, либо сразу после них.

• Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диагнозов, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.

Основные причины задержки речевого развития – это повреждения нервной системы.

1. Гипоксия – это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.

2. Родовая травма – это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.


Причины гипоксии плода:

- пороки сердца у матери;
- бронхиты, связанные с курением во время беременности;
- ранние токсикозы;
- патология пуповины;
- анемия у беременной.

В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание.

В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.

Возможные причины задержки речевого развития:

• асфиксия;
• внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша;
• хирургические операции до 3-х лет;
• переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного;
• нарушение темпов роста и развития в первый год жизни;
• «затянувшаяся желтушка» (высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему);
• проблемы со слухом;
• умственная отсталость;
• черепно-мозговая травма; часто падал; тяжело болел в первые годы жизни;
• у кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.

Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!

Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи. А, вернувшись с работы, предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку… Так что, вместо мамы с папой, у ребенка главный «источник» информации – телевизор. А последний блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.

- Если 2-х летний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы, из двух-трех слов не может показать изображения на картинке (не показывает мишку, лес, машину, куклу на картинке)…

- Если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4х слов, путает понятия «верх»-«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»)…

Это тревожные сигналы, которые должны насторожить родителей. Тут без помощи специалиста не обойтись.

Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное наверстывать сложнее.

Отсутствие помощи в раннем возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Более эффективно можно управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, когда у ребенка должны появиться лепетные слова.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5-и лет, т. е. В период, когда идет активное становление речевой функции.

Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ребенком, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемые на рисунках и просите ребенка показать их.

Смотрите на ребенка, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.

• Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова. И поступайте также в отношении ваших собственных действий.
• Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.
• Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день.
• Давайте ребенку задания, пользуясь немногими простыми командами.
Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями.
• Используйте слова, обозначающие последовательность действий, типа: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «вконце»… Во время игр используйте простые команды, такие как: «подними мяч», «брось мяч».
Помогайте ребенку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или чего с ними делать нельзя.
• Внимательное отношение к ребенку, бдительность и забота помогают преодолеть любой диагноз!

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #2 : Апрель 12, 2011, 13:20:16 »
Гиперактивность? Поможет «Золотая рыбка»!

Заветное желание каждых родителей – физически здоровые, умные и послушные дети. Понимая заботы ответственных мам и пап, компания «Экко Плюс» выпустила 100%-ный рыбий жир «Золотая Рыбка» - щедрый натуральный источник полиненасыщенных жирных кислот омега-3, витаминов A и D, регулярный прием которых, в частности, устраняет симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Крайняя невнимательность, трудности с концентрацией в течение длительного времени, нежелание подчиняться режиму, агрессивность, импульсивность, излишняя подвижность – ярко выраженное наличие данных качеств у ребенка зачастую является не только проявлениями формирования непростого характера, но и свидетельством развития СДВГ.

Данный синдром - не болезнь, это нарушение неврологического происхождения, чаще всего обнаруживающееся между пятью и семью годами жизни, когда увеличивается число занятий, во время которых малышу необходимо долго сидеть на одном месте. В медицинском сообществе существует множество мнений относительно причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности, одним из которых является недостаточность питания, а именно, нехватка в повседневном рационе ребенка полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) омега-3. Данные кислоты не вырабатываются нашим организмом самостоятельно, но при этом необходимы для нормального функционирования всех органов, в особенности мозга, сердечно-сосудистой и нервной систем. Конечно, в определенном количестве возможно их получение из пищи, например, из рыбных блюд с достаточным содержанием лосося, сардин, скумбрии или форели, но, к сожалению, жирная рыба отнюдь не самое любимое лакомство у детей. Кстати, за рубежом, например в Норвегии, нашли разумный выход из этой непростой ситуации: там ценные жиры омега-3 заранее добавляются во многие традиционные продукты и молочные смеси для детского питания.

В нашей стране подобная практика, увы, еще не нашла широкого применения. В связи с этим систематический прием препарата «Золотая Рыбка» от компании «Экко Плюс» приобретает особую актуальность, тем более что оптимальный баланс ПНЖК омега-3, витаминов A и D3 в этом препарате «подобран» самым мудрым в мире изобретателем – ее величеством Природой. Благодаря такой комбинации ингредиентов «Золотая рыбка» помогает детям лучше контролировать свои эмоции, а также предотвращает развитие рахита, закладывает основу хорошего зрения, сокращает риск развития диабета и астмы, оказывает хорошее противоаллергическое действие и разносторонне укрепляет иммунитет ребенка.

Стоит особо подчеркнуть чрезвычайно высокое качество рыбьего жира под маркой «Золотая Рыбка». Он производится из печени тресковых и лососевых пород с использованием современных технологий очистки и дезодорации, под строгим контролем. Именно благодаря этому детский рыбий жир «Золотая Рыбка» прошел государственную регистрацию в ГУ НИИ питания РАМН и  рекомендуется детям уже с 3 месяцев жизни. Также данное средство очень удобно в применении -  оно выпускается в бутылочках по 100 мл, которые снабжены крышкой-капельницей и мерным стаканчиком. Такая форма позволяет оптимально дозировать и подавать этот препарата абсолютно всем возрастным группам детей.

По данным, полученным австралийскими учеными в ходе длительного исследования, докозагексаеновая кислота, которая относится к незаменимым ПНЖК омега-3, положительно влияет на развитие нервной системы недоношенных девочек. Так, например, индекс ментального развития Бэйли среди девочек, получавших высокие дозы ДГК, был выше (на 4,5 балла), а частота развития задержек психического развития – ниже (на 80%), чем у девочек, потреблявших ДГК в обычных количествах. Похожий результат получен у детей, родившихся с массой тела до 1250 грамм: улучшение в среднем составило 4,7 балла. В подгруппах мальчиков различий не было. Негативного влияния ДГК на состояние здоровья детей исследователи также не обнаружили.

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #3 : Апрель 19, 2011, 10:43:13 »
Бессонница у детей



  У многих родителей детская бессонница ассоциируется с плачем. Однако плач чаще встречается у маленьких детей, в то время как проблемы со сном могут возникать и у детей постарше, которые вовсе не обязательно оповестят вас о своей бессоннице. Проблемы со сном могут включать трудность засыпания и беспокойный сон, во время которого ребенок постоянно просыпается среди ночи.

     К сожалению, недостаточное количество сна может неблагоприятным образом сказаться на настроении и поведении ребенка в течение дня, что в свою очередь приведет к проблемам в школе.

     Детская бессонница

     Как и у взрослых, детская бессонница обычно проявляется в том, что ребенок не может уснуть или спать всю ночь, не просыпаясь. В результате утром ребенок не чувствует себя отдохнувшим несмотря на то, что он провел в постели достаточное количество времени. Помимо сонливости симптомы детской бессонницы включают:

     - Раздражительность;
     - Перепады настроения;
     - Гиперактивность;
     - Депрессивность;
     - Агрессивность;
     - Снижение внимания;
     - Проблемы с запоминанием.

     Причины детской бессонницы

     Одна из причин, по которой дети не высыпаются - то, что они слишком поздно ложатся. Часто это происходит, потому что их родители недостаточно хорошо представляют себе, сколько времени нужно ребенку, чтобы выспаться. Либо потому что ребенок слишком загружен в течение дня и не успевает управиться со всеми делами раньше. А может быть, ребенок просто часами болтает по телефону, играет в видеоигры или смотрит телевизор.
     Помните: детям в возрасте от 6 до 12 лет требуется 10-11 часов сна каждую ночь. С 13 лет норма сна составляет около 9 часов.

     Если же ребенок ложится в нужное время, проводит в постели достаточное количество часов и тем не менее не высыпается, причина может быть в:

     - Не умении организовать собственный сон;
     - Кофеине;
     - Стрессе;
     - Синдроме обструктивного апноэ во сне (храпение);
     - Побочном действии лекарств (в том числе стимуляторов, используемых при синдроме гиперактивности с дефицитом внимания, антидепрессантов, кортикостероидов и противосудорожных средств);
     - Астме (кашле);
     - Экземе (зуде);
     - Депрессии;
     - Перевозбужденности;
     - Синдроме беспокойных ног;
     - Проблемах, связанных с задержкой умственного развития.

     Лечение детской бессонницы

     Хотя многие родители склонны не обращать особенного внимания на бессонницу, важно прежде всего выяснить, в чем истинная её причина.
     К примеру, если у ребенка апноэ и он часто и громко храпит по ночам, возможно, придется удалить миндалины и аденоиды. Если по ночам ребенок часто кашляет, возможно, вы недостаточно внимания уделяете лечению его астмы. Словом, если бессонница вызвана апноэ, астмой или депрессией, то никакое снотворное тут не поможет.
     Кстати, не забывайте, что детям запрещено давать снотворное. В крайних случаях при серьезных нарушениях сна только врач может назначить ребенку какие-либо лекарства, например, успокаивающие антидепрессанты.

     Помните, что в большинстве случаев лечение бессонницы не требует никаких лекарств. Например, попробуйте:

     - Ограничить время, проводимое ребенком в постели, только сном. То есть он не должен в постели читать, делать домашнюю работу или смотреть телевизор.
     - Организовать очень строгий и последовательный график того, когда ребенок должен ложиться и вставать как в будни, так и в выходные.
     - Научить ребенка методикам релаксации, например, диафрагмальному дыханию, постепенному расслаблению мышц, составлению визуальных образов и т.п.
     - Прекращать стимулирующую деятельность за 30-60 минут до сна (видеоигры, просмотр телевизора, разговоры по телефону).
     - Если ребенок не может заснуть в течение 10-20 минут после укладывания, пусть он встанет и займется чем-нибудь тихим и спокойным.
     - Не давать ребенку кофеин.
     - Устраивать ребенку регулярную физическую нагрузку.

     Если вы не видите особенного эффекта от вышеперечисленного, обратитесь к детскому психологу.

     Бессонница и синдром гиперактивности с дефицитом внимания

     Достаточно непросто отличить симптомы бессонницы от симптомов синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, поскольку во многом они совпадают. Кроме того, зачастую бессонница провоцируется лекарствами, которые используются при лечении этого синдрома.
     Если у вашего ребенка ухудшился сон или вообще впервые началась бессонница после приема лекарства или после увеличения дозы, возможно, все дело именно в лекарстве. С другой стороны, у детей, чья бессонница вызвана синдромом, проблемы со сном уходят, если дать им небольшую дозу лекарства днем или вечером.
     В этом случае необходимо проконсультироваться с педиатром. Не медлите: недостаточное количество сна может спровоцировать ухудшение симптомов синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #4 : Июль 05, 2011, 11:43:13 »
Если ребенок начал поздно говорить, это не значит, что у него проблемы с развитием



Австралийские ученые заверяют: дети, начавшие разговаривать относительно поздно, совершенно нормальны. Данный факт никак не спровоцирует задержку в их психическом развитии, сообщает Reuters. Такой вывод был сделан на основе анализа состояния подобных детей в подростковом возрасте.

Возможно, иногда лучше просто подождать, а не начинать паниковать, если ребенок не заговорил в отведенное время. От 7 до 18% детей имеют соответствующее отставание в развитии, однако к моменту поступления в школу почти все дети наверстывают упущенное.

Психолог Эндрю Уайтхаус из Университета Западной Австралии решил выяснить, какой эффект с точки зрения далекой перспективы, оказывает задержка в освоении языка. Вместе с коллегами он проанализировал данные более 1400 двухлетних детей.

Из них примерно каждый десятый 2-хлетний ребенок начал поздно говорить. У данной группы детей также было больше психологических проблем, согласно вопроснику, заполняемому родителями. К примеру, 13% детей отличались стеснительностью, пониженным эмоциональным фоном и сниженной активностью.

Однако к пяти годам данное отличие исчезало и не давало о себе знать долгое время (ученые следили за детьми, пока им не исполнилось 17 лет). По мнению ученых, в детстве у таких детей есть некоторые проблемы с поведением, ведь они расстроены тем фактом, что нормально не могут общаться. Притом, их мозговое развитие вполне в норме.

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #5 : Июль 07, 2011, 12:59:56 »
Пунктирная речь



Отчего ребенок заикается? И какой врач его может вылечить?

Осенью моя трехлетняя дочка попала в больницу – случайно проглотила монетку, которую пришлось доставать при помощи эндоскопии под общим наркозом. После пережитого стресса мы с пристрастием следили, с чем ребенок играет и что кладет в рот. Но не сразу осознали, что происшествие изменило ее речь: она стала запинаться, повторять слоги, особенно при виде врачей.

Горе от ума

По мнению специалистов, заиканием страдают 3–5% детей. И эта цифра из года в год остается практически неизменной. Зато меняются причины, ведущие к заиканию. Еще несколько десятилетий назад главными «виновниками» были испуг и стресс: например, ребенка напугала собака или он перенес тяжелую болезнь. Сегодня к этим причинам добавились новые, продиктованные, казалось бы, самыми благими намерениями родителей, а именно: слишком усердное желание развивать малыша чуть ли не с пеленок.

– Посмотрите, какие у детей сейчас игрушки! – говорит заведующая 8‑м отделением Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы Елена Карнаухова. – Они ярких, раздражающих цветов, гремят, звенят, трещат. Музыкальная азбука на английском и русском. Родители уже с 2–3 лет ведут ребенка в школы раннего развития, учат его иностранным языкам, сажают за компьютер. Какая нервная система выдержит такую нагрузку! Просто горе от ума получается!

Диагноз – логоневроз

Обычно впервые заикание проявляется в трехлетнем возрасте, когда идет бурный процесс формирования речи. Ребенок узнает много новых слов, пытается строить развернутые фразы, родители всячески поощряют его в этом, демонстрируя сверхразвитое чадо знакомым. Но его нервная система еще не готова к таким нагрузкам.

Как правило, дети в этом возрасте очень чувствительны, ранимы, тонко реагируют на изменение маминого настроения. Они могут быть подвержены разным страхам: боятся оставаться одни в комнате или засыпать в темноте.
Иногда нервная система дает сбой после: испугала собака, семейные конфликты или ребенок перенес тяжелую болезнь.

Если на этом фоне случаются травмирующие события, может возникнуть логоневроз – так специалисты называют заикание. Помимо нервной системы за него «отвечают» и органы речи: органы артикуляции, вокальный и дыхательный аппараты.

В обычных ситуациях все эти системы действуют слаженно, и тогда речь получается плавной, без пауз, запинок, повторов. Но из-за непроизвольного спазма гладкой мускулатуры во всех трех отделах периферического речевого аппарата (артикуляционный аппарат, вокальный аппарат, дыхательные пути) происходит нарушение речевого ритма – и вот ребенок вынужден повторить звук несколько раз, прежде чем сумеет его выговорить.

Конечно, плавная речь не сразу получается у детей, которые еще только осваивают разговорный навык. Да и взрослым не всегда удается говорить чисто, не вставляя перед словами бесконечные «э» и «ну». Но надо различать: одно дело – плохая речь, вызванная бедным словарным запасом и общим неумением выражать мысли, другое дело – речь с запинками, вызванными медицинскими причинами.

Первые признаки

Ребенок может внезапно перестать говорить, после чего речь возвращается с запинками.

Он повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.

Наблюдаются вынужденные остановки в середине слова, фразы или перед началом речи.

Встречается употребление лишних зуков или слогов (эмболов).

Любой из перечисленных выше признаков – сигнал для родителей: что-то с речью ребенка не в порядке. Чем раньше вы это обнаружите, тем успешнее будет лечение. Самое главное в этом случае – успеть скорректировать ситуацию, пока малыш еще не зафиксировал сам свою «необычную» речь и не стал мишенью для насмешек друзей-приятелей. Если успеть обратиться к специалисту в этот период, можно заметно облегчить речевое состояние ребенка и предотвратить дальнейшее нарастание симптомов заикания.

Как это лечится?

Заикание - серьезный дефект речи и непросто поддается лечению. Успех зависит от множества факторов: и от того, насколько тяжела форма логоневроза, и от готовности родителей помочь ребенку справиться с этой проблемой, и от правильно выбранного лечения. Оно, как правило, комплексное: медикаментозное, психологическое и логопедическое. Не надо пугаться, что ребенку выписали лекарства, и тем более отказываться от них. Они необходимы для стабилизации эмоционального состояния и создают благоприятный фон для психологической и логопедической работы. В основе заикания лежат неврологические нарушения, возникшие вследствие перинатального поражения головного мозга или другие причины. Заикание может носить волнообразный характер. Вроде ребенок говорит гладко, но малейшая стрессовая ситуация – и запинки в речи вернулись. Поэтому так важно проконсультироваться не только у логопеда, но и у невролога, и детского психиатра – эти специалисты есть в районной детской поликлинике.

Помощь родителей

В первую очередь необходимо создать ребенку спокойную обстановку. Оградите его на время от телевизора и компьютера, исключите шумные игры, поездки.

Детям постарше обычно рекомендуют ограничить речевое общение, то есть поменьше говорить, после чего можно включить ребенка в систему комплексной коррекции заикания. Но с двух-трехлетними детьми такой режим практически неосуществим. С ними можно попытаться использовать шепотную речь. Общаться с ребенком рекомендуется очень спокойно, размеренно, отчетливо.

Если ребенок заикается, не говорите ему: «Подожди… начни снова… вздохни…». Это лишь усиливает его волнение перед речью. Произнесите медленно то слово, которое он пытается сказать, и попросите его за вами повторить. Но не заставляйте: не хочет повторять – не надо, не плодите неврозы.

Таким деткам очень важен режим дня, хороший полноценный сон. А вот солнце им противопоказано. Избегайте на прогулке прямых солнечных лучей, гуляйте в тени.

Мнение специалиста

Советует старший логопед Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы Валентина Требулева:

– Существуют определенные логопедические приемы, помогающие ребенку избавиться от запинок в речи. Например, логопедическая ритмика. Она заключается в выполнении различных упражнений и подвижных игр – под музыку и в сочетании с речью. Не забывайте про развитие мелкой моторики: пусть ребенок играет с песком, лепит из пластилина, перебирает крупу.

Очень полезно научиться говорить, отстукивая каждый слог поочередно каждым пальцем руки. Таким образом ребенок координирует произношение слов с дыханием. А с другой стороны – это имеет и психологический эффект: при отстукивании ритма ребенок не так фиксируется на своей речи, и это помогает ему справиться с волнением.



ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #6 : Август 04, 2011, 12:12:51 »
Отказ ребенка говорить обусловлен как психологическими, так и физиологическими причинами



Ольга Зубарева | Врач-педиатр Детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II

Рассказывает, когда ребенок должен овладеть языком, и что делать, если он отстает в развитии.

"Жестких нормативов развития речи у ребенка нет. Нельзя требовать, чтобы ровно в год любой ребенок произносил слова, а в три уже имел в арсенале готовые фразы. Однако пять основных этапов речевого развития выделить можно.

Первый этап называется "предречевой". Он продолжается с 3 до 6 месяцев. В этот период дыхательная система готовится к тому, чтобы ребенок начал реагировать голосом. Второй этап - с 6 месяцев до конца второго года. Обычно на втором году жизни ребенок усваивает новые слова и формирует простейшие речевые шаблоны. Третий этап совпадает с третьим годом жизни.

Словарь ребенка расширяется примерно до 500 слов, совершенствуется произношение. Затем на четвертом году (четвертый этап) он уже начинает говорить сложными фразами, словарь расширяется примерно в два раза. И на пятом году (пятый этап) - речь ребенка становится более правильной, улучшается произношение, малыш строит сложные фразы.

Обычно более раннее развитие речи характерно для девочек, мальчики же быстрее осваивают названия действий, но могут дольше продолжать говорить "на своем языке".

Есть ряд признаков, по которым правомерно судить о том, насколько благополучно развивается речь у вашего ребенка. В их числе контактность малыша, его готовность к общению, повторению слов, его стремление решать возникающие проблемы, в том числе и с помощью речи. Если же ребенок неохотно повторяет сказанное, если не обращается за помощью, если уходит "в себя", то на это надо обратить внимание.

Родителям важно также знать, что не все в процессе освоения речи зависит от ребенка. Очень многое определяется и другими членами семьи. Например, когда с ребенком общаются недостаточно, он может заговорить позже своих сверстников. Или же, напротив, если он растет под гиперопекой взрослых, то у него не возникает потребности в развитии речи, ведь все его желания и так предвосхищаются.

Подобные ошибки взрослых, бывает, усугубляются личностными особенностями ребенка (упрямством, склонностью к своеволию). Тогда речевое недоразвитие будет преодолеваться дольше. И, безусловно, в первую очередь надо проверить сохранность слуха "неговорящего" ребенка.

Если речевое развитие ребенка вызывает у вас вопросы или опасения, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Зачастую нарушения могут быть связаны с проблемами в формировании сенсомоторной сферы, с неврологическими проблемами. Возможна и психологическая реакция на попытки "разговорить" (у некоторых детей формируется так называемый "речевой негативизм"). И определить, в чем же проблема в вашем конкретном случае, должен врач. А вот заниматься с ребенком, безусловно, будет не только специалист, но и вы сами".

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Неврология
« Ответ #7 : Сентябрь 05, 2011, 13:13:54 »
Растет число гиперактивных детей



Согласно данным американского Центра контроля за заболеваниями (CDC), число детей, которым ежегодно ставится диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом концентрации и внимания» (ADHD), растет с угрожающей скоростью.

Десять лет назад ADHD обнаруживали у 7% детей, в 2009 году - у 9%, а в 2010 году подобный диагноз имел уже каждый десятый американский ребенок, т.е. 10%.
Статистика свидетельствует, что нарушения концентрации и внимания чаще диагностируются у мальчиков, особенно растущих в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Специалисты не могут утверждать, что статистика CDC отражает реальный рост числа детей, страдающих нарушениями внимания. Вполне вероятно, что родители и педагоги просто чаще направляют «проблемных» детей к врачам, так как растет осведомленность о существовании синдрома ADHD.
Как отмечает Ynet, в Израиле точной статистики заболеваемости ADHD не ведется, но, по оценкам специалистов, речь идет о цифрах такого же порядка, как в США. Недавно минздрав распространил инструкцию по диагностике синдрома. Инструкция требует, чтобы диагностические процедуры продолжались от 45 до 60 минут; в качестве критериев врачи должны руководствоваться клиническими признаками, перечисленными в американском диагностическом справочнике психиатрических заболеваний DSM-4.

Обследование на ADHD включает как опросники, заполняемые родителями и педагогами, так и объективные тесты на интеллект, концентрацию внимания и т.п. Эти тесты проводятся до назначения риталина, а затем на фоне приема этого лекарства (которое является главным средством лечения ADHD во всем мире).

Многие израильские родители не хотят «сажать ребенка на таблетки», опасаясь формирования лекарственной зависимости. Врачи, однако, настаивают на необходимости лечения, заявляя, что нелеченный ADHD является корнем множества личных и социальных проблем, вплоть до наркомании и преступности.

Страниц: [1]   Вверх