Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит. Это обычный человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус ("когда не спят - они едят, когда едят - они не спят").Неудивительно, что сон, как глобальное явление, играет важную роль в человеческом бытие. И, как всякое глобальное явление, процесс сна окружен множеством самых разнообразных проблем. Было бы несправедливо оставить эти проблемы без рассмотрения, особенно с учетом того факта, что вопросы связанные с питанием, гулянием и отдыхом мы уже обсуждали.
Начнем с попытки принципиально разобраться с самим явлением. Что такое сон, для чего он нужен вообще? В течение многих лет ученые придерживались довольно наглядной, логичной и убедительной теории, согласно которой бодрствование сопровождается накоплением в организме человека определенных веществ (факторов сна), вызывающих "усталость мозга". Для нейтрализации этих самых веществ и нужен сон, во время которого "факторы сна" разрушаются, отдохнувший мозг получает возможность бодрствовать, а владелец мозга вести активный образ жизни.
Приведенная выше теория подкупает своей абсолютной понятностью даже для не специалистов. Со специалистами сложнее - пытаясь доказать абсолютно понятные вещи они десятилетиями пытались и пытаются обнаружить "факторы сна", но ничего не получается. Чем больше люди исследуют сон, тем меньше понимают смысл этого явления - нет убедительных ответов на вопрос: зачем человеку следует 1/3 жизни тратить на непродуктивное пребывание в кровати?
Но, какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности показывает: сон жизненно необходим. Ну вот так природой заведено - нормальная жизнедеятельность животных (человек здесь рассматривается как частный случай особо умного животного) невозможна без особой формы работы головного мозга, которая носит название сна.
Отношение родителей к детскому сну весьма существенно меняется по мере роста ребенка, как меняются и проблемы сон окружающие. Обсуждение этих проблем вполне целесообразно разбить на три взаимосвязанных части - 1. Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни); 2. Сон здоровых детей; 3. Взаимосвязь сна и болезней. Рассмотрим их по порядку.
Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни).
Большую часть суток новорожденный спит. Поскольку кроме сна он еще и ест, очевидна теснейшая взаимосвязь этих процессов. Наличие или отсутствие "режима сна" зависит от наличия или отсутствия "режима еды". Очевидный вывод - система вскармливания коренным образом определяет ответ на вопрос: "когда и сколько спать?".
В настоящее время большинство педиатров перестали рекомендовать матерям "строжайшее соблюдение режима питания", что подразумевало кормление с интервалом в 3 часа с обязательным ночным перерывом в 6 часов. Все больше поклонников (как в среде педиатров, так и среди родителей) находит система свободного вскармливания. Суть этой системы - ребенка кормят тогда, когда он захочет есть. Обязательный ночной перерыв, когда голодный ребенок часами орет и таким образом приучается "к дисциплине", уже не советуют, вполне справедливо считая его (ночной перерыв) сознательным издевательством над всеми членами семьи.
Сон младенцев - один из главнейших показателей их здоровья. Ребенок спит до тех пор, пока не срабатывает чувство голода. Если сыт, но не спит - значит что-то не так. Не так либо со здоровьем, либо с тем местом, где ребенку приходиться спать (жарко, холодно, мокро и т.п.). По мере того, как ребенок растет, появляются и удлиняются эпизоды бодрствования, но они не должны (в норме, разумеется) проявляться криками и воплями, - если это так, - причины те же - проблемы либо со здоровьем, либо со средой обитания.
Один из наиболее принципиальных вопросов - детская комната. Вне зависимости от того, комната эта исключительно детская или одновременно детская плюс спальня родителей, существует ряд определенных требований, соблюдение которых - ключ к спокойному сну на радость папе и маме.
Необходимое уточнение: употребляя словосочетание "детская комната" автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о "детской спальне", но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе, настолько странную, жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы жилой площади.
Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос "чем дышать?". Нет ничего более вредного для ребенка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и теплый воздух:
- оптимальная температура - 18-20° С;
- лучше 16° С чем 22° С;
- лучше лишняя распашонка, чем самый наилучший обогреватель;
- в детской комнате не желательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.
Кроватка желательно деревянная. Никаких подушек!!! Матрац - ровный и жесткий.
В принципе, детская комната предназначена, главным образом, для сна в ночное время. Днем ребенку желательно спать на свежем воздухе и меры здесь нет (т.е. много не будет). Очевидно, что для младенцев, в отличие от детей других возрастных групп, сон на свежем воздухе равносилен гулянию. Поэтому мы не будем повторяться, а читателей, желающих выяснить, как все-таки следует гулять (где, с кем, когда и сколько) адресуем к статье "Гуляем" в третьем номере МЗ за этот год.
В комплексе проблем, окружающих сон младенцев, особняком стоят две:
1. Не спит, пока не укачаем;
2. Не спит в кровати, но прекрасно спит на руках у мамы.
По поводу укачивания заметим, что у детей довольно слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется "укачали". Малыша, привыкшего к качанию, отучить довольно сложно. Понятно, что лучше не начинать, поскольку укачивание не очень полезно для ребенка и не очень приятно для его родственников.
Особый вопрос - сон на руках. С точки зрения Природы, новорожденный человеческий детеныш неразлучен с матерью. Не может дикая человеческая самка оставить малыша одного и уйти. Описанная взаимосвязь реализуется в виде конкретного инстинкта - не ощущая рядом ничего крупного и теплого, ребенок испытывает инстинктивный страх и призывно орет. Взяли на руки - инстинкт реализовался - малыш замолчал.
Выраженность описанного инстинкта у детей разная, отсюда и разная острота проблемы сна на руках у взрослых. Но главное в другом - не находя реализации инстинкт угасает. Поэтому, сутками просиживая с ребенком на руках, - лишь бы в доме было тихо - родители лишь поддерживают инстинкт, замыкая порочный круг. Надо потерпеть - иногда достаточно одного-двух дней, иногда недели, тут уж как кому повезет. Важно лишь быть уверенным в том, что именно инстинктивные страхи являются первопричиной детских воплей. Убедиться в этом, кстати, совсем не сложно - ни одна болячка не пройдет только оттого, что ребенка взяли на руки. Так что если дитя пищит и на руках и в кровати - ищите болезни или неудовлетворенные желания (т.е. хочет, но не может - поесть, попить, пописать, покакать и т.д.), но если на руках молчит, а в кровати орет - наберитесь терпения.
И в заключение подчеркнем: здоровый ребенок, который нормально развивается, сам знает, сколько ему надо спать. Неправильно будить малыша только потому, что, по мнению родителей, ему пора заниматься чем-то другим - есть, например. Для нормального развития и нормального здоровья сон имеет не меньшее значение, чем еда.