Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Возрастные особенности детского сна  (Прочитано 1926 раз)

natasha_555

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1797
    • Просмотр профиля


Мы будем говорить о возрастных особенностях сна ребенка от года до четырех-пяти лет без существенных психологических и неврологических проблем.
Физиологическая незрелость сна ребенка первого года жизни.

Ребенок в первые 10 месяцев своей жизни может спать по 20-40 минут, и это не является нормой, но и не считается заболеванием, при условии, что ночной сон ребенка не прерывается также часто. Феномен «двадцатиминутного сна» отравил жизнь многим и многим родителям. Выглядит это так : вы долго-долго укладывали ребенка, и наконец он заснул. Вы подождали еще немного, и уже совсем глубоко заснувшего малыша, переложили в кровать. А сами тихо-тихо попытались вернуться к долгожданному чаю или недожаренной картошке. И только-только вы что-то собрались сделать - из детской слышится писк. Ребенок проснулся, и сна у него ни в одном глазу, а глаза блестят . Кажется, что ребенок выспался, но совсем скоро, он начинает капризничать снова, хорошо ему только на руках. Сразу видно - не доспал. Если такое в вашей родительской жизни происходит изо дня в день - знайте, это не есть норма.
Как устроен сон ребенка:

Сон обычного человека состоит из 4 фаз, сон кормящей женщины состоит из 3 фаз, сон младенца - двухфазный, третья фаза сна формируется к концу первого года жизни. Сон ребенка не похож на сон взрослого, он просто иначе устроен. И многие нарушения сна у детей связанны с тем, что родители не представляют себе этих отличий.

Особенности высшей нервной деятельности детей, влияющие на засыпание:

    Детям до 3,5-4 лет свойственно доминирование (преобладание) процессов возбуждения над процессами торможения. У человека очень длинное детство. И все дошкольное детство ребенок не только активно растет, но и многие сферы его развития претерпевают качественные изменения.
    Только 10-15% детей могут чувствовать степень своего перевозбуждения (таковы характерологические особенности). Если придерживаться традиционной классификации темпераментов, то можно говорить о том, что самостоятельно, совсем без посторонней помощи могут засыпать только дети-флегматики. Маленьким холерикам заснуть мешает перевозбуждение, свойственное данному темпераменту, у маленьких сангвиников слишком большой запас энергии, и они не чувствуют усталости очень долго.

    Перевозбуждение может становиться привычным. Особенности психофизиологического развития ребенка таковы, что так называемый «корковый контроль» над процессами возбуждения в нервной системе «дозревает» только к 3,5 годам. На практике это означает, что мы можем ждать от ребенка способности самостоятельно справиться с перевозбуждением не раньше этого возраста, а реально, где-то на полгода позже.До этого времени малышу гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться. Именно поэтому воспитание маленького ребенка - такое энергоемкое дело. Именно поэтому они так часто плачут и орут. Именно по этой причине в арсенале народной педагогики так много средств для отвлечение, успокоения, утешения ребенка.Если для многих современных мам крик и слезы ребенка чуть ли не признак педагогического провала, то для наших предков было свойственно гораздо более спокойное отношение к детскому плачу. Собаки лают, кошки мяукают, дети - плачут. Плача не боялись, плачущего и не спящего ребенка умели успокоить. Для этого существовали - и существуют, только , к сожалению, редко используются - и колыбельные и потешки и пестушки. Помните, что перевозбуждение и крайняя усталость подкрадывается к ребенку быстро и незаметно. Один момент - и он уже не может контролировать себя, а хнычет, плачет, кричит, скачет как команч. Замечать признаки надвигающейся усталости - достаточно сложный поведенческий навык. Не все взрослые могут похвастаться, что хорошо умеют чувствовать подкатывающее переутомление. Что касается ребенка, то он сможет научиться предчувствовать усталость и правильно на нее реагировать лишь ближе к 4 годам.

    Для того, чтобы спокойно заснуть, нужна «хорошая усталость», а не перевозбуждение. Очень часто городские дети, особенно в осеннее-зимнее время не могут заснуть просто потому, что не израсходовали достаточное количество физических сил - попросту говоря, не нагулялись. Усталость, которую дает телевизор, компьютер, а также просто беготня по дому - недостаточна для того, чтобы спокойно и крепко заснуть. Ребенку дошкольнику непременно нужна мышечная нагрузка и достаточное, но не слишком большое количество впечатлений. Если в силу каких-либо обстоятельств у вас не получилось погулять. Непременно устройте для малыша что-то вроде спортивных состязаний или зарядки, но не менее, чем за час до сна. Купание в ванной , которое длится не менее 20 минут - также хороший способ получить достаточное количество сенсорных впечатлений и снять перевозбуждение. И конечно в ванной должны быть интересные игрушки, способные привлечь и удержать внимание малыша.

    Одна из главных задач родителя маленького ребенка - следить за уровнем его возбуждения:Уровень возбуждения, количество впечатлений, должно быть оптимальным - не большим и не маленьким. То есть ребенку должно быть не скучно, достаточно интересно, и впечатления должны быть разнообразными. Малыш не должен скучать. Но впечатлений всех модальностей (зрительных, слуховых, двигательных, социальных) не должно быть слишком много. Как известно, «много хорошо - не хорошо». Проблема в том, что мера впечатлений, полезная каждому ребенку, глубоко индивидуальна. И даже для одного и того же ребенка в разные периоды развития полезно разное количество стимулов. И чувствовать эту меру родитель должен учиться интуитивно. Без слов понимать, когда ребенка уже «хватит». Именно это - одно из тончайших родительских искусств.Ведь ребенок довольно долго, лет до 4-5 не сможет дать словесный отчет о своем состоянии - его настроение это живые качели эмоций. И часто родители не успевают пронаблюдать

    Видеть признаки надвигающейся усталости.Как правило, внимательный родитель вполне может сказать, что меняется в поведении его ребенка, когда тот устал, перевозбудился или собирается заплакать. Нужно учиться выделять эти маленькие черточки в поведении, которые выдают состояние вашего ребенка.Кто-то может начинать очень часто и громко смеяться, кто-то становится плаксивым и плачет буквально по любому поводу. Некоторые дети начинают более резко двигаться, задевая углы и даже падая. У кого-то меняется тембр голоса и темп речи. Эти изменения. Свойственные именно вашему ребенку, нужно хорошо знать, вовремя замечать и учитывать, пока ребенка еще не «сорвало».

Перевозбудившемуся ребенку заснуть гораздо труднее

Вот это правило родителям стоит запомнить на все дошкольное детство малыша. Тут самой удачной аналогией является сравнение психического состояния малыша с электрической лампочкой, которая от удара может становиться «на перекал», то есть работать с большим накалом, чем обычно, но и гораздо быстрее перегореть. Так и ребенок, который не лег спать вовремя, очень близок к состоянию истерики. Стоит учиться видеть признаки надвигающейся на малыша сонливости и усталости, и по возможности помогать ему заснуть.

Гораздо проще заснуть вовремя

У ребенка, так же как и у многих взрослых присутствует система реакций на время, так называемый «динамический стереотип». И если вы кладете малыша спать вовремя, или хотя бы во время, не слишком отличающееся от обычного, заснуть ему намного проще. На уровне психофизиологических процессов организм ребенка готовится ко сну. И на засыпание ему нужно потратить меньше энергии. Перевозбуждение может становиться привычным. Ребенку , которого не укладывают спать тогда, когда он уже достаточно устал, перевозбужденное состояние может стать привычным. Постепенно возникает своего рода адреналиновая зависимость. Ведь хроническое возбуждение и у взрослых чревато бессонницей. Нередко рождение следующего ребенка становится тем стрессовым фактором, который побуждает ребенка отказаться от дневного сна.

Итак:

    Перевозбуждение и перестимуляция - главные враги засыпания.
    Ритм и режим дня помогают ребенку более плавно переходить от сна к бодрствованию.
    Родителям стоит знать главные признаки переутомления и перевозбуждения, и либо укладывать ребенка в этот момент, а если он пропущен - выжидать, когда же наступит следующая сонная фаза. Обычно этот интервал имеет длительность от 40 минут до полутора часов.

Проверенные способы борьбы с перевозбуждением

Если не сердиться и не расстраиваться каждый раз, когда малыш устраивает истерику перед засыпанием или впадает в крайнее перевозбуждение, а понимать, что просто таковы возрастные особенности, и любому ребенку, не только вашему проще перевозбудиться , чем успокоиться - вам будет гораздо легче. Помните о том, что ребенок не спит не назло вам, не нарочно и не специально. Просто он еще не научился засыпать. Надо отдавать себе отчет в том, что быть родителем маленького ребенка - творческая и энергоемкая работа, и каждодневные удачи в ней никто не гарантировал. И если для младенца проверенный веками средства борьбы с перевозбуждением - это соска, пеленка и укачивание, то для ребенка постарше - это колыбельная которую поет мама и определенный порядок дел, которые предшествуют сну.

Правильные привычки, связанные со сном.

Помните, что:

    Размеренная , ритмичная жизнь приводит у образованию динамических стереотипов, помогающих при засыпании.
    Не стоит разрешать ребенку определять, когда же ему пора спать - это работа взрослых. Помните, что большинство маленьких детей вообще не любят спать, спать и скучно. Им нужно слышать следующие слова: «Ты еще слишком маленький, для того, чтобы решать , когда тебе пора спать, а когда не пора. Вот ты подрастешь, станешь школьником и тогда сможешь решать это сам. А сейчас, слышишь, часики звонят, это значит, что нам спать пора». И в некоторых случаях хорошо иметь часы, которые звонят или бьют в то время, когда малышу пора спать утром и вечером. Совершенно волшебная вещь для ребенка - часы с кукушкой. С кукушкой не поспоришь, не то что с мамой. Не забывайте о том, что у детей- дошкольников мышление магическое и для них сказочные аргументы доступней, чем рациональные.
    Маленькие дети - большие традиционалисты. Им проще делать вещи привычные, традиционные, повторяющиеся изо дня в день. Поэтому старайтесь создать определенный «ритуал укладки» - порядок действий, повторяющийся изо дня в день.

Например:

    сначала можно собрать игрушки в детской и пожелать им спокойной ночи,
    потом желательно пойти в теплую ванну,
    и игрушкам в ванной тоже пожелать спокойной ночи.
    потом сделать легкий массаж в медленном расслабляющем темпе.
    почитать стишок или сказку, желательно одну и ту же каждый день
    посидеть у мамы на ручках, понежиться, обсудить как все знакомые детки и все известные звери ложатся спать.
    Спеть колыбельную и немного покачать малыша.
    Сказать ему, что теперь время сна и положить в кроватку.

Если ваш ребенок начинает в этот момент плакать и протестовать, значит у него сложились не вполне правильные привычки, связанные со сном. Не стоит сразу идти на поводу у ребенка и брать его на ручки, лучше попробуйте посидеть в комнате, чтобы малыш был рядом, но не руках. Не поддавайтесь сразу на сопротивление ребенка. Помните, что засыпание на руках - процесс более длительный, а главное, бесперспективный, потому что ребенку надо взрослеть.

Нужна ли мама для того, чтобы заснуть

Практика показывает, что дети, которые умеют засыпать сами, быстрее засыпают и имеют более длительный и непрерывный ночной сон. Поэтому, если у вас получится не приучать малыша к вашему присутствию в момент засыпания , лучше будет и вам и ему. На мой взгляд, мало что вызывает такое раздражение у мамы, как ребенок, которого нужно укладывать часами.Часто за совместный сон ратуют родители, для которых важна психологическая близость между мамой и ребенком. Но по моему опыту, систематическое длительное укладывание ребенка вызывает не приливы нежности , а приступы усталости и злости. Нормативы же таковы: не позднее чем к двум годам ребенок должен уметь засыпать сам. И если вы собираетесь вскорости отдавать ребенка в сад, то первый пункт «подготовки» к саду - умение заснуть спокойно, без помощи взрослых. Надо сказать, что привычки, связанные со сном довольно трудно изменять. Но есть несколько моментов в развитии ребенка, когда эта трудность несколько меньше: до шести месяцев, в тот момент, когда вы отучаете от груди; в тот период, когда малыш начинает разговаривать фразами. Если вас не совсем устраивают привычки, связанные со сном, которые есть у вашего ребенка, старайтесь не пропускать эти моменты.

До каких пор нужен дневной сон и зачем он нужен

Психологи, невропатологи, психоневрологи, грамотные педагоги считают, что дневной сон необходим ребенку вплоть до начала обучения в школе. Более того, многие первоклассники, особенно переутомляемые и возбудимые также нуждаются в дневном сне или хотя бы отдыхе. Общие установки по поводу продолжительности дневного сна такие: От 9 месяцев до полутора лет ребенку комфортно, если у него 2 дневных сна, не менее чем 1 час 20 минут каждый. От полутора до трех с половиной лет дневной сон ребенка должен быть не меньше.

Попытка отказаться от дневного сна в два года - правильная реакция родителей

Около двух лет многие дети пробуют перестать спать днем. Связано это с двумя моментами в психическом развитии: во-первых, именно в этом возрасте ребенок научается поддерживать себя в состоянии бодрствования, то есть специально не спать долго, а во-вторых после двух лет дети, как правило, научаются неплохо выражать свою волю и свои желания. Но при этом они не умеют еще соотносить свои желания с желаниями родителей и соображениями пользы. Родительская позиция должна быть такой: «Ты еще слишком маленький, чтобы решать, спать тебе или не спать. Такие вещи решают папа и мама». Ваша убежденность в том, что сон действительно необходим, поможет ребенку пройти данный момент развития правильно, то есть сохранив дневной сон. Если же вы сдадитесь и позволите ребенку не спать - негативные последствия в виде перевозбуждения и вечерней неуправляемости скоро дадут о себе знать, вернуть дневной сон будет довольно трудно.

Подведем итоги:

    Сон - это состояние, не менее важное чем бодрствование.
    Ребенок, который нормально не спит, часто ведет себя невыносимо.
    Полноценный дневной и ночной сон необходим дошкольнику не меньше, чем витамины.
    Трудности с засыпанием у детей происходят не потому, что они делают на зло родителям, а потому, что им нужна соответствующая помощь, чтобы заснуть и успокоиться.
    Старайтесь не приучать ребенка к мысли, что для того, чтобы заснуть, ему необходимо ваше присутствие.
    Формируйте привычки связанные со сном, которые будут годны долго, вплоть до 7 лет.
Страниц: [1]   Вверх