Название: Навязчивые движения у ребенка Отправлено: Maria1984 от Февраль 03, 2022, 18:55:47 (https://cs8.babysfera.ru/s/660x/d/5/e/b/008bd359068f74453c7d47f930fcd22791d.jpeg)
Синдром навязчивых движений или детский невроз всегда возникает на фоне негативного или неблагоприятного воздействия на нервную систему ребенка. Родители не всегда придают значение стрессовым или пугающим ситуациям, в которые попадает их малыш. Забывают о том, что детская психика еще не сформирована, а детское мышление и восприятие сильно отличается от мышления и восприятия взрослого человека. Именно длительный стресс, усталость, психоэмоциональное напряжение провоцируют возникновение навязчивых движений – однотипных, однообразных, плохо поддающихся контролю. Навязчивые движения служат для психики ребенка «разгрузочным» механизмом. Они нормализуют работу нейронов головного мозга, уравновешивая процессы возбуждения и торможения. При совершении навязчивых движений ребенок испытывает состояние внутреннего комфорта, полностью осознавая свои поступки. Синдром навязчивых движений является одним из главных признаков такого расстройства психики, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – психическое расстройство, сопровождающееся навязчивыми мыслями и навязчивыми движениями. Почему у детей возникают навязчивые движения Единой причины, по которой возникают навязчивые движения, не существует. Как правило, расстройство возникает при воздействии на детскую психику нескольких причин, которые можно объединить в группы. 1. Биологические причины: внутриутробные поражения центральной нервной системы (ЦНС) плода; неврологические, инфекционные, длительные соматические заболевания в раннем возрасте; генетическая предрасположенность. 2. Социальные причины: неблагоприятное семейное окружение; отсутствие нормальных бытовых условий; авторитаризм родителей или педагогов; гиперопека; частая смена жительства и учебных заведений; подражание лидеру в коллективе (герою мультфильма, игры и т.д.). 3. Психологические причины: длительный стресс и психотравмы; педагогические ошибки (подавление, чрезмерная строгость, непомерные требования); физическое насилие в отношении ребенка; сильное эмоциональное потрясение. Проявления навязчивых движений у детей весьма разнообразны. Типичными движениями являются: кивания головой; размахивания конечностями; сгибание туловища; частое моргание, зажмуривания; подергивания губами, причмокивания, скрежет зубами; вытягивание губ в трубочку, сморщивание носа; обгрызание ногтей; выкручивание или вырывание волос; покашливания, шмыганье носом, прикусывание губы; выкручивание пуговиц, обгрызание воротничка; однотонное постукивание рукой, щелканье пальцами; хрюкающие или иные звуки. Не следует путать навязчивые движения с нервным тиком. Тики являются неподконтрольными сокращениями мышц, которые не всегда связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Довольно часто навязчивые движения сопровождаются поведенческими реакциями (появлением ритуалов). Например, ребенок может подходить к столу только с одной стороны, наступает на определенные ступеньки на лестнице, дует на ладошки перед усаживанием за стол и др. Навязчивые движения у детей в возрасте 1-3 года Психика ребенка в этом возрасте наиболее уязвима, поскольку он только начинает осваивать окружающий мир. Поэтому главная задача родителей – оградить малыша от сильных потрясений и стрессов, в результате которых у ребенка могут возникнуть навязчивые движения. С 1 года до 3 лет наиболее часто у детей отмечаются беспричинные покашливания, прокручивающиеся движения головой, внезапные истерические вспышки. Навязчивые движения у детей 3-6 лет Главная опасность возникновения навязчивых движений в этом возрасте заключается в травмировании ребенка, который может обгрызать ногти до крови, прокусить губу или вырывать волосы до появления залысин. К 6 годам ребенок бурно реагирует на семейные ссоры, на возрастающие требования, связанные с подготовкой в школе, на критику в свой адрес со стороны окружающих. Навязчивые движения у детей 7 лет и старше В период возрастного кризиса и сменой социального окружения (переход из детского сада в школу) ребенку нужно помочь акклиматизироваться в новой для него обстановке. Стресс, связанный с новыми условиями, может привести к покусыванию губ, обгрызанию ногтей, выдергиванию волос, киванию головой, произнесению звуков. |