Название: Как распознать дислексию у ребенка: главные признаки Отправлено: Maria1984 от Август 18, 2021, 11:05:43 (https://n1s1.hsmedia.ru/77/96/bb/7796bb311a1ce08db2a03f5105197ef0/728x482_1_e7bce49e2fa78c75ef29f7e1f0485ee8@2128x1409_0xac120003_9677370471591974118.jpg)
«Дислексия — это распространенная (5–10% от всех учащихся) специфическая форма трудностей обучения, для которой характерно нарушение распознавания слов при чтении, при письме под диктовку и нарушение орфографии. Это приводит к трудности понимания прочитанного материала и в дальнейшем — к ограничению словарного запаса». Если у ребенка диагностирована дислексия, то это значит, что его производительность при чтении гораздо ниже той, на которую он мог бы рассчитывать с учетом его возраста, интеллекта и способностей. О дислексии стали говорить еще в конце XIX века, но до сих пор эта тема не считается полностью изученной. Как правило, принято говорить о нескольких видах происхождения дислексии: приобретенная в результате травмы или поражения мозга; эволюционная, которая обычно диагностируется в самом начале обучения чтению. Кроме того, существует генетическая предрасположенность к дислексии. Дислексия начинает проявляться в младшем школьном возрасте, в период интенсивного усвоения навыка письменной речи. Зачастую именно учителя первые замечают эту проблему? и очень часто дислексия сочетается с дисграфией — нарушением письма. А диагностируют расстройство обычно ближе к семилетнему возрасту. Дети с дислексией не перерастают эту проблему. Именно поэтому очень важно ее раннее выявление и комплексная коррекция. Формы дислексии Фонематическая дислексия связана с нарушением звуко-буквенного анализа. Например, плохое различие близких слогов с буквами б-п, д-т, и, как результат, речь превращается в кашу. Аграматическая — с недоразвитием грамматического строя речи. Дети искажают суффиксы, префиксы и окончания слов. Мнестическая проявляется в трудностях усвоения алфавита, то есть ребенок не может запомнить, как выглядит буква. Семантическая связана с нарушением понимания прочитанных слов, предложений и текста в целом, так как технически ребенок читает правильно, но слитно произнести слово не может. Оптическая проявляется в трудностях усвоения похожих между собой букв. При такой форме расстройства свойственно зеркальное чтение. Ребенок не может собрать буквы в слоги. Алексия — это полная неспособность овладеть процессом чтения. «Из практики с уверенностью могу сказать, что чаще всего встречается фонематическая дислексия», — делится опытными наблюдениями Ольга Владимировна. Диагноз есть. Что делать? Подход к коррекции этого расстройства основан на двух методах. Первый — немедикаментозный: тренировка и улучшение когнитивных функций ребенка; логопедическая коррекция: она включает беглость чтения, улучшение понимания прочитанного и навыки письма; психологическая поддержка ребенка и родителей. Обязательно нужно рассказать учителю об особенностях развития ребенка. Обучение таких малышей отличается — к примеру, им нужно больше времени на выполнение задания, написания контрольной. А чтобы усвоить текст, нужно прослушивать его, причем не раз и не два. Второй метод — фармакологическая терапия. Она важна, но решение вопроса о необходимости медикаментозной терапии должен решать только врач на очном приеме после неврологического осмотра ребенка. На неврологическом приеме врачу важно понять, если ли вообще нарушение понимания речи и нарушенное письмо и есть ли сопутствующая проблема, например, расстройство аутического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, другая патология. Если вовремя начать работу со специалистами, у ребенка есть все шансы вырасти успешным и в профессии, и в личной жизни. Достаточно только взглянуть на список знаменитостей, которые добились всего, несмотря на серьезные расстройства развития психики. |