Название: Сенсорное развитие детей раннего возраста Отправлено: Maria1984 от Февраль 18, 2020, 11:28:21 (https://womanadvice.ru/sites/default/files/32/articles_main_big/2020-01-29_1727/sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.png)
Что такое сенсорное восприятие? Сенсорное восприятие – это совокупность принятые представлений о предметах окружающих нас каждый день и их свойствах: цвете, форме, размере, вкусе, запахе. Как только ребенок осознается, он начинает изучать себя и мир посредством тактильных ощущений и визуальных образов, и то, насколько многомерно будет восприятие пространства, зависит только от родителей. Самостоятельно ребенок так или иначе изучит этот мир, но с привитием сенсорной культуры, ему будет проще и интереснее. Специалисты полагают что сенсорное воспитание детей является фундаментом для умственного развития. Виды сенсорных ощущений Сенсорные ощущения делятся на 5 основных видов: органы слуха; визуальные; вкусовые; осязательные; обоняние или нюх Родители должны понимать, что то, насколько быстро ребенок воспримет сенсорное воспитание, зависит только от его личностных, возрастных особенностей и типа темперамента. Если развитие идет поэтапно и без задержек, то до шести месяцев малыш наблюдает за перемещениями предметов и развивает хватательные навыки. У него появляется интерес к звукам и ярким игрушкам. С 1 года до 3-х лет ребенок уже имеет понятие о качественных характеристиках окружающих предметов – цвете, размере, вкусе и запахе. В 4 года у него появляется понимание признаков предметов и в это же время он закрепляются в памяти сенсорные эталоны. Малыш начинает чувствовать этот мир через аналитическое восприятие. Поэтому так важно кропотливо заниматься с ребенком и не скупясь проговаривать истины. Этапы развития сенсорных способностей в младенчестве Сенсорные способности младенца должны вмещать в себя следующие эталонные знания: основные цвета спектра – 9 названий; пять геометрических фигур – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал; три размерные величины – маленький, средний, большой; звуки языка, на котором разговаривают родители; четыре вида вкусовых качеств – соленый, сладкий, горький, кислый; два вида температурных определений – холодно, тепло; пять запахов – легкий, тяжелый, горький, сладкий, свежий. С полутора лет до 2-х, сенсорное развитие детей раннего возраста должно включать в себя: возможность назвать 3-4 цвета; ориентирование в размерах предметов и их величинах и умение собрать и разобрать матрешку (трех размерную); способность правильно собрать 4-6 размерную пирамидку; умение правильно соотносить объемные и плоские фигуры; навыки рисования простых вертикальных и горизонтальных линий. Дети в возрасте 2-4-х лет должны уметь: называть до 6 цветов и правильно подбирать их по образцу; знать 3-4 контрастных величин и размеров; уметь собирать и разбирать пирамидку из 6-8 колец разных размеров; уметь различать плоские и объемные предметы и называть их; иметь навыки рисования длинных, коротких, толстых, тонких линий; уметь собрать расформированный объект из 4-х частей. Задачи сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие детей ставит перед собой такие цели: формирование правильных эталонных сенсорных понятий; развитие правильных чувственных реакций и восприятия (перцептивных реакций); развитие навыков самостоятельного применения эталонных понятий и правильного реагирования на процессы. Как развить сенсорные способности? Начинает развиваться сенсорика для детей с первых тактильных ощущений, и помочь малышу быстрее освоиться можно с помощью следующих практик: фокусирование взгляда на предметах; восприятие образа; слежение за передвижениями предмета; массажи, тактильные ощущения и изучение возможностей тела; стимулирование интереса игрушками; песни, звуки (удары предметами друг о друга); классическая музыка (в течение 5-10 минут); разговор с малышом, проговаривание всех состояний и действий. Методы развития сенсорных способностей Сенсорное воспитание детей раннего возраста начинается с: умения различать формы и величины предметов; навыка располагать несколько форм в правильной постановке для получения узора; развития чувства стиля и цвета; освоения навыка вырезания (круглого и прямого); развития творческого потенциала и воображения. |