Название: Как вырастить своего ребенка помощником Отправлено: natasha_555 от Февраль 10, 2015, 17:17:25 (http://ladyvenus.ru/uploads/uploaded_images/users/user10/2013/mart2013/3.3_vospitanie_rebenka_v_2-3_goda.jpg)
Первый шаг, который вам предстоит сделать на этом пути, – убедить себя в том, что есть непреложные законы природы, которые действуют точно так же как сила притяжения Земли – то есть от них никуда не денешься. Применительно к воспитанию детей один из основных законов природы заключается в том, что желая получить тот или иной результат, вам придется поработать над доказательством нужности этого результата именно для ребенка. И это очень важный момент. Чаще всего родители объясняют с той или иной степенью раздражения, что ребенку "нужно" быстрее собираться, чтобы не опоздать; "нужно" приучиться ходить на горшок, чтобы не ходить мокрым и грязным; "нужно" уступать место пожилым людям, чтобы не прослыть невежливым; "нужно" делать уроки, чтобы не получить двойку. Однако мало кто задумывается о том, что все эти доводы для ребенка не имеют той силы, которую мы в них вкладываем, поскольку у детей совершенно иная, отличная от нашей, система ценностей. И если они и идут нам навстречу и демонстрируют покладистость, то зачастую исключительно для того, чтобы избежать неприятных разговоров и нравоучений, а вовсе не по искреннему порыву души. Так что, если мы хотим донести до наших детей саму суть наших пожеланий, мы должны научиться видеть мир их глазами. Точнее не научиться, а вспомнить – ведь и мы с вами тоже были детьми. Что же конкретно следует делать и не делать родителям, которые хотят добиться от своего ребенка того или иного конкретного результата? Рассмотрим это на примере. Допустим, мы хотим привить нашему чаду некую ответственность – просим его выносить мусор без напоминаний по мере необходимости, а не утрамбовывать его до состояния вакуумного брикета. Как мы обычно это делаем? Объявляем ребенку нашу волю, обозначаем некоторое вознаграждение (к примеру, дополнительный мультфильм, сказка на ночь) и – ждем. Первые разы хвалим и радуемся, потом это становится нормой, и мы искренне возмущаемся, увидев полное ведро, спешим дать нагоняй лентяю. И очень скоро единственным стимулом для выполнения нашей (заметьте) воли становится для ребенка только боязнь быть обруганным. Как быть? В общем-то, все не так сложно, достаточно встать на место ребенка. Представьте – всю жизнь он жил – не тужил, ни мало не задумываясь о каком-то там мусоре и вдруг – он обязан (!) следить за его своевременной утилизацией. С чего? Почему он? "Примерив" на себя мысли ребенка, вы сможете сделать вполне естественный вывод: "Ладно, вынесу, а то ведь запилят потом". И до тех пор, пока ребенок воспринимает свое положение в семье таким вот образом, не ждите от него благородных порывов, потому что они (порывы) обусловлены прежде всего внутренним желанием помочь, а не навязанным извне обязательством. Как привить это внутреннее желание? - спросите вы. Опять же довольно просто. Попробуйте понять, что является "вознаграждением" для нашего ребенка. И тут главное не подменить настоящую духовную выгоду выгодой материальной или просто удовольствием. Подумайте, что вы можете дать ребенку, чтобы его нравственный уровень вырос, и он наслаждался этим? Например, малыш обожает возить шваброй по полу, "помогая" мыть пол? Дочь искренне радуется возможности пройтись с мамой по магазинам и купить подарки всей семье на праздник? Сын любит погонять с папой мяч в компании друзей? Все это может стать "наградой" для вашего ребенка. Нужно только научиться пользоваться ею естественно и употреблять вовремя. Крайне важно поощрять полезную инициативу такими вот наградами, но ни в коем случае нельзя лишать ребенка этих радостей, мотивируя недостаточным усердием в выполнении ваших поручений – это может очень сильно подорвать его доверие к вам. И так, методично и доброжелательно, вы воспитаете в своих детях "условный рефлекс": когда я делаю то-то и то-то, атмосфера в семье чудесная, мне рады и я счастлив! И акцент необходимо делать именно на позитиве, не надо "съезжать" на негатив, заострять внимание на ошибках и недочетах. Умейте видеть все чудесные качества личности вашего ребенка, не жалейте справедливой похвалы, подмечайте каждое усердие – и он не замедлит ответить вам прекрасным поведением. Ведь дети – по-настоящему искренние и щедрые люди. |