Название: Развитие речи у детей Отправлено: natasha_555 от Октябрь 02, 2013, 16:48:21 (http://www.krokha.ru/thumb/466x1000_0/sites/default/files/articles/2008march/razvitie_rechi.jpg)
“Шла Шаша по шоссе”… Чтобы вовремя обучить ребенка правильному произношению и грамотной речи, родителям нужно быть внимательными при общении с малышом. Как начать развитие речи, обучить ребенка с помощью игр общаться и разговаривать? И чем грозит невнимание родителей к этому вопросу? Консультирует логопед Ксения Беленкова. Ваш ребенок продолжает коверкать слова, хотя может правильно произнести все буквы. Стоит ли ждать, что все само встанет на свои места, или нужно попытаться помочь ребенку? Важная роль Развитие речи - это главный этап общего развития ребенка, ведь хорошее владение языком необходимо для полноценного общения, выражения мыслей, овладения программой детского сада, а после – школы. Но речь должна быть правильной! В раннем детстве недостатки в произношении физиологически оправданы и вполне нормальны. Малыш еще не в состоянии в достаточной степени контролировать свои движения, мы это замечаем по неуверенной походке, трудностям при одевании и пользовании столовыми приборами. Так же и язычку сложно произнести все эти шипящие и рычащие звуки. Если же недостатки в речи сохраняются к четырем–пяти годам, ребенок уже начинает замечать их и переживать по поводу своей «неполноценности». Он может замкнуться в себе, избегать общения. Нужно ли родителям вмешиваться в процесс развития речи своего малыша, чтобы избежать всех неблагоприятных последствий? Некоторые ученые до сих пор считают, что речь должна развиваться сама, потому что навыки ее освоения врожденны. Но как же тогда объяснить феномен детей-маугли? В безречевой среде, без помощи окружающих ребенок окажется лишенным ценнейшего дара – дара общения. Так когда же родителям браться за дело? Чем дольше малыш произносит звуки неверно, тем сложнее потом переучить его. Развиваем речь С самого начала необходимо всячески поощрять гуление и лепет малыша: ласково отвечать ему, проговаривать звуки, слоги. К году, когда в речи ребенка появляются первые слова, нужно разговаривать с ним медленно, с выражением, стараться подкреплять слова указанием на предметы, которые они обозначают. Неправильно произнесенное слово вы должны несколько раз произнести верно. Радуйтесь даже маленькому успеху ребенка и обязательно хвалите его. Но ни в коем случае не предъявляйте малышу этого возраста излишних требований, не настаивайте на правильном произношении– ему это может быть еще недоступно. Важно – закреплять верное произношение на слух, но не допустить негативного отношения к речи в целом. В общении с ребенком двух–трех лет избегайте лепетных вариантов слов – не «мяу», а «кошка», не «ням-ням», а «кушать». Вызывайте у него желание говорить, не реагируйте на его жесты. Что может быть проще – указал пальчиком и все сразу поняли: чаду необходимо выдать сушку. Проговаривайте просьбу сами: «Мама, дай сушку». Если ребенок пытается повторить, поощряйте его. К трем–четырем годам ребенок вполне способен овладеть правильным произношением – именно в этот период и стоит начинать метоличное развитие речи, следить за речью малыша и помогать успешно осваивать родной язык. Решающую роль в развитии правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. В этом возрасте особенно важно говорить с малышом медленно, выразительно, четко произнося все звуки. Детей очень привлекает мелодика речи, порой, даже больше ее содержания. Старайтесь говорить приятным, нежным голосом, выражая в речи свои чувства. Почему нужно исправлять речь в дошкольном возрасте До пяти–шести лет детский мозг весьма пластичен, поэтому малышам проще усваивать и закреплять любую новую информацию. Ошибочные речевые навыки еще непрочно закреплены. Устранить недостатки у дошкольников можно в игровой форме – это доставит радость детям и облегчит труд родителям. Малыши с удовольствием играют в «звуки», а успешно усвоив правильное произношение, радуются и готовы повторять звук многократно. Они гордятся своими успехами, что делает их более раскрепощенными в общении сокружающими – и с ровесниками, и с посторонними взрослыми. Игры для развития речи Если у малыша не получается произнести какой-то звук, то поиграйте с ним. Например, если ребенок не произносит звук «ж», можно поиграть в маленьких жучков. Если не произносит «з» в мишку, который полез к пчелам за медом, а потом пчелы напали на него – «зззз». Также очень полезно развивать направленную воздушную струю, которая необходима для четкого произнесения многих звуков: предложите ребенку подуть на ватные шарики. Чтобы ребенок научился не путать звонкие и глухие согласные, можно предложить ему при произнесении звуков класть руку на горлышко. Когда мы произносим звонкие звуки «з», «ж» идругие, пальчиками можно ощутить, как горлышко (гортань) вибрирует, при произнесении их глухих вариантов («с», «ш») такого эффекта не возникает. Чем чаще вы будете уделять внимание тому, как различаются звуки вартикуляции и на слух, тем скорее ребенок начнет правильно употреблять их в своей речи. Бывает, что изолированно – по подражанию – ребенок в состоянии произнести звук верно: например, на предложение пошипеть, как змейка, выдает замечательный звук «шшш». Но в речи малыш не всегда употребляет его правильно и сразу же после «змейки» говорит: «Мам, одень мне сапку». В таких случаях нужно обращать внимание ребенка на то, что он произнес звук неправильно, и несколько раз совместно проговаривать слово так, как надо. Это позволит ребенку задействовать слух (различение звуков речи называется фонематическим слухом, и от степени его сформированности во многом зависит, насколько хорошо малыш говорит). Ребенок начнет внимательнее относиться к собственной речи, самостоятельно исправлять ошибки. Если малыш не может произнести звук правильно, попытайтесь показать ему, где находится язычок, как выглядят губки, когда мы говорим этот звук – пусть ребенок попробует произнести его по подражанию. Если же и после этого у малыша ничего не выходит, не требуйте многократного повторения неверного звука – этим вы ничего не добьетесь, а только закрепите неправильную речевую установку. Отвлекитесь и повторите попытку через какое-то время. Когда у ребенка получится произнести звук правильно, он может так обрадоваться, что будет вставлять его, где надо и где не надо. Не пугайтесь – это пройдет. Ласково поправляйте его. Совместно проговаривайте сходные по звучанию звуки и делайте акцент на их разнице. Например, «сссс» – так дует ветерок, струйка воздуха из ротика при этом холодная (ребенок может удостовериться вэтом, поднеся ко рту ладошку); «шшш» – так шипит змейка, струйка воздуха из ротика теплая. Когда мы произносим «с», кончик язычка упирается в нижние зубки, когда произносим «ш», кончик язычка за верхними зубами. Позиция родителей: «дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно», – пагубно влияет на развитие речи. Позволяйте ребенку говорить – ведь развивая речь, он развивает свое мышление. Пора к специалисту Родители часто не замечают у своих детей неверного произношения, так как привыкают к их речи. Послушайте внимательно, все ли звуки ребенок произносит верно, не пропускает ли или не переставляет ли слоги. Только после того, как нарушение выявлено, можно приступать к его коррекции. Не ждите, что речь вашего ребенка улучшится сама, – помогите ему. Невнимание родителей к речевому развитию детей может привести к закреплению неверного произношения. А неумение правильно произносить и различать звуки на слух приведет к проблемам в освоении школьной программы, насмешкам окружающих и, как следствие,– к нежеланию ходить в школу, к замкнутости. Если несмотря на ваши усилия к пяти годам у ребенка не получается произносить звуки правильно, его речь продолжает быть непонятной, развитие речи требует специалиста. К вашему сведению Родители должны постоянно следить за развитием речи своего ребенка и стараться всячески способствовать этому процессу. Если ребенок изолированно может произнести звук правильно, следите за тем, чтобы и в обиходной речи он использовал верный вариант (иначе неправильное произношение может закрепиться и стойко войти в обиходную речь). Если ребенок не в состоянии произнести звук правильно, помогите ему, продемонстрировав верное произношение. Предложите повторить звук вслед за вами. Не настаивайте на продолжении занятий, если ребенок этого не хочет. Не ругайте ребенка за неудачи. Во всем проявляйте ласку и внимание, чтобы не вызвать у малыша негативной реакции на речевое общение. Если к четырем–пяти годам у ребенка не получается правильно произносить звуки по подражанию, обратитесь к специалисту. |