Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Игра  (Прочитано 5231 раз)

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Игра
« : Апрель 21, 2010, 13:28:59 »
Вот еще нашла интересную статью в инете.


Игра - это спонтанная, самостоятельная, детская деятельность, в которой и происходит становление психических функций ребенка. Ее возникновение связано не только с вызреванием коры головного мозга, но и с правильной организацией жизни ребенка. Первым и главным условием является включение его в процесс взаимодействия со взрослым в мир осмысленных действий с бытовыми предметами. Ребенок второго года жизни уже начинает осваивать действия с предметами (веником пытается подметать пол, повторяет за вами действия с тряпкой, пытаясь вытирать пыль, мыть руки мылом и даже убирать посуду), как ни странно - это является необходимым условием для развития детского восприятия, удержания смысла предметных действий, то есть ребенок начинает пользоваться предметами в соответствии с их функцией. Детям этого возраста не нужны игрушки, они им просто противопоказаны, так как действия с ними не могут быть осмыслены ребенком; игрушки не входят в мир социально ценных предметов, на них, в норме, не направлен интерес взрослого, их функция - отвлечь ребенка от эффективных взаимодействий со взрослым по поводу действий в реальном предметном мире. Детей ограждают от взрослого, помещают в манеж, наполненный чудовищными по форме, окраске и функции предметами, называемыми игрушками. Дети, для привлечения внимания взрослых, выбрасывают их из манежа, взрослый забрасывает игрушки в манеж - этим часто заканчивается предметное взаимодействие ребенка и взрослого. Но это лучший вариант развития предметных действий. Гораздо более тяжелый случай, когда ребенку дают кубики с буквами и цифрами, начинают читать книги, и гордятся если ребенок в два года рассказывает отрывки из сказки о царе Салтане, или угадывает табличку с начертанным на ней словом - поэтому жизненно важная потребность ребенка в общении подкрепляется только в процессе усвоения знаков. Без общения со взрослым ребенок физически не выживает. Поэтому, хочешь жить - учись читать и считать!

Родители, по наивности, принимают активность ребенка по поводу реализации жизненно важной потребности в общении - за интерес к чтению книг, или счету. Ребенок тесно эмоционально связан с родителем, он постоянно следит за реакцией взрослого, он стремиться получить эмоционально положительный отклик на собственные действия, а поэтому запечатляет моменты совместных действий, которые вызвали одобрение взрослого. Для получения эмоциональной поддержки, ребенок воспроизводит данную ситуацию, а мы придаем этому факту совершенно иную смысловую окраску.
Но развивает ребенка совершенно иная деятельность, а именно деятельность в реальном предметном мире в содействии со взрослым. Ребенок, видя как действует с предметами взрослый, пытается повторить это действие, пристраивая руку к предмету, тем самым развивает свою опорно-двигательную систему, что и является гимнастикой не только для тела, но и для ума. Как говорят психологи, предмет переустраивает моторику ребенка, и она становится осмысленной и опредмеченной. Что означает это выражение?
Вы, безусловно, замечали, что ребенок встречаясь впервые с предметом не может его сразу взять, его действия неловки, он роняет предмет. Однако, при частом взаимодействии с предметом, у ребенка еще до того, как он возьмет предмет в руки, рука приобретает оптимальную форму для взаимодействия с предметом. А это означает, что образ предмета отложился как нервно-мышечный комплекс в сознании ребенка, то есть при возникновении такого положения руки, у ребенка будет возникать образ этого предмета, что является базой для возникновения нового этапа в развитии мышления, оно становится не только предметным, но и образным.
Если родитель при взаимодействии с ребенком проговаривает то, что происходит в результате совместных действий, то он создает условия для полноценного речевого развития - так как ребенок воспринимает мир целостно, и речевая форма влита в сенсорный и моторный образ ситуации. Образ - синкрет.

Синкрет, или, как я его называю, ядерный комплекс - это некий психо - физиологический конструкт, объединяющий в себе сенсорные, моторные и речевые компоненты образа, оставшегося от взаимодействия ребенка в реальном мире. Этот конструкт целостен и активен, любая его компонента запускает в активное состояние всю сенсорную и нервно-мышечную структуру, то бишь, память о прежнем действии. Но наиболее активна, до кризиса 6 летнего возраста, моторная (двигательная) составляющая ядерного комплекса, то есть предметные (образные) движения легче всего активизируют те зоны коры головного мозга, которые были задействованы в момент реального действия с предметами окружающего мира, но это и есть та память, на отсутствие которой жалуются педагоги.
Если у ребенка не было реальной деятельности, в которой он принимал непосредственное участие, а он был просто наблюдателем происходящего, если в этот момент никто не проговаривал под его действия - то, разумеется, нет условий для возникновения "ядерного комплекса", который является началом для связной речи, памяти, образного мышления, игры, рисунка, воли!
Именно эту часть жизни, которая является исходной для становления общих способностей, в настоящее время пытаются модифицировать и извратить, не понимая и не отвечая за последствия. Крайним, как всегда, окажется ребенок - так как ему придется ответить собственным здоровьем и собственной судьбой.
Огромное количество школ раннего развития уже откликается тяжелыми проблемами с детским здоровьем. Результат педагогических воздействий отсрочен, и люди зачастую не связывают трудности в развитии ребенка со способами его воспитания и обучения.
Становление письменной речи наиболее эффективно с 6-ти летнего возраста, так как только в это время начинают функционировать лобные доли коры головного мозга, с которыми связывают становление высших психических функций, поэтому все формы знакового мышления должны уйти за эту возрастную черту.

Марина

  • Модератор
  • Постоялец
  • *****
  • Карма: +21/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 243
    • Просмотр профиля
Re: Игра
« Ответ #1 : Апрель 28, 2010, 18:35:29 »
Прочитала Ваши статьи, Маша. Позиция понятна и во многом с Вами согласна  (правда, не во всем  :) ... - но это уже мои личные убеждения). 
 Сама набрасывалась на раннее развитие, считая, что чего-то не успею додать своему ребенку. И пришла к выводу, что самая обучающая и развивающая среда - это естественный ход событий. Заинтересовался ребенок книгой, тащит ее тебе, пальчиком показывает картинку - значит, надо удовлетворить его интерес. Увидел на магазине вывеску с буквами (или в той же книге, или на кубике - не важно), спросил - значит, ответим, не заинтересовался, значит, не лезь. Но здесь тоже тонкая грань, чтобы когда-то заинтересовался тоже нужен какой-то толчок из вне, чтобы родилась мысль, а что это и зачем? А для этого надо, чтобы был взрослый в качестве собеседника и соучасника, а не просто создавал видимость присутствия. А еще нельзя забывать, что воспитание идет только через личный пример - во всем. Хотите, чтобы ребенок читал, делал зарядку, рисовал, сочинял стихи, вышивал крестиком, любил хорошую музыку и т.д. - начать надо с себя. И, если это возможно (разные в жизни ситуации бывают), то учителями для ребенка до 3 -х лет должны быть только близкие люди и никаких кружков.
А насчет чтения в дошкольном возрасте. Мое мнение - читать ребенку надо.  И к школе лучше, если он умеет читать (не в 2 года, конечно). По крайней мере, мне это не помешало и очень благодарна отцу, который читал нам с сестрой, начиная с незапамятных времен и аж до 8 класса и много рассказывал о себе и своем детсве.

Ребенок рождает родителей. (Станислав Ежи Леи)


Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Игра
« Ответ #2 : Апрель 30, 2010, 14:19:46 »
Прочитала Ваши статьи, Маша. Позиция понятна и во многом с Вами согласна  (правда, не во всем  :) ... - но это уже мои личные убеждения). 

К сожалению это далеко не мои статьи :-(    - я их нашла на одном форуме

А личные убеждения это на то и личные чтоб иметь совой вектор, если его не будет  то и диалога не получится и скучно в мире жить будет :-)

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Игра
« Ответ #3 : Апрель 30, 2010, 14:40:33 »
Вот еще чуток по этой тематике (автор тот же)

"А по поводу того, что есть ребенок, который в три года читает ( об этом говорят в СМИ), а о том, что он же с 7 - 8 лет лечится, сообщить СМИ забывают. Да, и право дело, чем гордиться.
А при правильном обучении, Все дети легко осваивают письменную речь - это не проблема детей, а проблема образовательных систем."


Вопрос:

"Очень интересно...и несколько странно - на фоне литературы. А я-то удивляюсь, почему моя дочка, когда была маленькая, предпочитала взрослые игрушки, слава богу, хватило ума не препятствовать "катанию на пылесосе", "уборке" и другим развлечениям...Но вот сейчас, нам 4,5 года. У нас в книжках есть азбука, и Аленка часто подходит и спрашивает, какая буква или говорит, что вот эту цифру она знает...Она называет знакомые буквы, когда где-то их видит. Знает свой адрес, причем все цифры может написать. К этому я ее не принуждала никогда, ей это интересно. Я с ней занимаюсь в форме игр, т.е. на примере игрушек мы рассматриваем различные ситуации и действия, как поступить, кому рассказать, куда пойти. Телевизор пытаемся ограничить мультфильмами, но полностью все равно не получается...
Еще мы ходим на занятия музыкой, не то, что она учится играть на инструментах. Педагог учит их просто слушать различные произведения, при этом они действиями должны показать, что слышат, как бы изобразить. В основном классика. Как Вы считаете, полезно ли это?"

Ответ:

"Я попробую Вам ответить на эти вопросы таким образом. Движения, от действий с предметом изменяются, каждый предмет особым образом отражен в нашем теле, он просто срощен с чувственной составляющей и речью, поэтому ребенок подбирает на улице грязную палочку, отряхивает ее от грязи... И, вдруг, начинает запихивать ее под руку. Что это? Пока он отряхивал палочку от грязи - она вызвала в нем прошлый опыт (измерение температуры). Но ведь ребенок воспринимает мир целостно, поэтому и отражает его целостно. Палочка вызывает ассоциацию болезни, а это связано с приемом лекарств - подойдут камешки, лечь можно где угодно, нужен только врач и мама.
Предметные движения передают свой смысл неоформленному предмету, делая его знаком, точнее символом прошлого опыта. Таким образом неоформленный предмет, на время игры, становится орудием, средством, которое помогает ребенку вызывать определенные переживания из собственного опыта.
Образная игрушка (кукла, котенок, щенок и т.д.) появляется в жизни ребенка к трем годам и только после того, как ребенок увидел и подействовал с реальными объектами. Кукла - это отражение двоюродной сестрички или подружки, по которой скучает ребенок, ее имя носит кукла. Кукла - символ прошлого переживания, именно поэтому Вы идете с ребенком в магазин и он выбирает себе куклу, которая у него вызвала образ сестренки или подружки. Вот тогда ребенок готов часами строить для нее дом, готовить обед, накрывать на стол, ходить с ней на прогулку. Игра - это всегда осмысленная деятельность. Что же должен делать в это время культурный взрослый? Задавать вопросы! Как кукла вошла в свою комнату? А дверь закрыта? А руки она после прогулки вымыла? А где полотенце?
Ваши вопросы не должны быть назойливы, но должны помогать ребенку разворачивать сюжет игры. И разумеется у ребенка должен быть неоформленный игровой материал: кубики, лоскутки ткани, различные баночки и коробочки, что позволит прошлый опыт зафиксировать."





Страниц: [1]   Вверх