Неужели мой ребенок растет жадным и вредным? Как же так? Проявление детской жадности у ребенка – это пробелы в вашем воспитании, поэтому обращаться за ответом на вопросы нужно только к себе.
А вы уверены, что учили ребенка быть щедрым? Будет полезно знать, что жадность – вовсе не врожденное чувство, оно приобретается со временем и, если правильно не воспитать малыша, может остаться с ним навсегда.
Первые проявления жадности обычно начинаются в возрасте двух лет. Дети, которые не достигли трехлетнего возраста, чаще всего еще не умеют делиться, поэтому конфликты, основанные на этой почве, неизбежны.
Поэтому не стоит стесняться и смущаться на этот счет, ребенка нужно учить, помочь ему осознать, что такое собственность и, что ей можно делиться, получая от этого удовольствия.
Как это выглядит с точки зрения малыша?
В возрасте двух-трех лет ребенок, наконец, начинает понимать, что есть «свои» вещи, а есть «чужие». В этот период малыш начинает осознавать себя личностью, «свои» вещи и люди для него становятся его собственным продолжением, некой частичкой.
Поэтому, когда у него забирают любимый паровозик, он начинает защищать «свою» территорию и имущество, ведь, по сути, взяли частичку тебя! Сознание ребенка в этот период очень тонкое и ранимое, необходимо ценить и уважать то, что с ним происходит, помогать ему справится с ситуацией деликатно и без лишних истерик.
Ребенок может не делится, потому, что ему не нравится человек, а может просто ему так сильно нравится игрушка, что он не в состоянии с ней расстаться.
Даже взять пример взрослого человека, ведь, наверняка, есть вещи, которые вы не хотели бы одалживать даже самой близкой подруге? Так и у ребенка, и это нормально. Стоит самые любимые игрушки вообще убрать в такой конфликтной ситуации, чтобы на данный момент она не досталась никому, но подробно объяснить малышу, что это не распространяется на все игрушки.
Почему дети бывают такими?
Все дело в психологии. В таком маленьком возрасте большинство детей еще не понимают, что он отдает игрушку не навсегда, а лишь делится ею на время. В его маленькой головке возникают вопросы, на которые он не может найти ответы, например, а почему я должен отдать чужому ребенку любимую игрушку?
Если еще в такой ситуации подбегает мама, которая не хочет, чтобы ее ребенок выглядел «жадиной», и начинает отбирать у ребенка игрушку, передавая ее другому, при этом еще и ругаясь и крича на малыша, то к добру это точно не приведет.
Первое, что возникает у ребенка в голове: мама любит того ребенка больше, чем меня, поэтому она так поступает.
К тому же такое насильственное, в какой-то степени, поведение, приводит к тому, что самый влиятельный на данный момент для малыша человек, мама, подает ему пример, который гласит: отобрать, то, что хочется, можно силой.
И, со временем, подражая маме, как это делают все дети, ваш малыш учиться отбирать силой понравившиеся ему вещи. Самое важное в такой ситуации – это личный пример, который показывает, что делится с другими людьми – это правильно и, даже, приятно. Не думайте, что ваши старания уйдут в пустоту, это не так, нормы поведения закладываются в ребенка постепенно.
Кстати, еще одна распространенная ошибка родителей, они пытаются долгое время изолировать своего малыша от сверстников, считая, что в этом нет необходимости, а когда придет время, то ребенок будет полностью подготовлен к такому общению. Это не так, ребенка необходимо вовлекать в коллективные игры, должно пройти время, прежде чем он поймет, что от этого можно получать наслаждение.
Лишь постоянно общаясь с другими детьми, малыш сможет научиться избегать конфликтных ситуаций, не без вашей помощи, конечно. Приглашайте детей к себе домой, ходите в гости к друзьям, приходите на детские площадки. А, если малыш вел себя хорошо, то дома можно его поощрить и похвалить, делая акцент на его щедрости и вежливости.
Как научить его быть щедрым?
Разговариваем и учимся понимать
Самое главное, вы должны объяснить малышу установленные правила так, чтобы он их точно понял. Родители иногда пытаются решить проблему, устанавливая очередность, мол, полчаса играет Вася, а следующие полчаса играет Витя. Это, в какой-то степени правильно, но у детей лишь в три года начинает формироваться понятие времени, до этого для них совсем непонятно, что это значит.
Чтобы попытаться это объяснить, можно использовать звуковой сигнал. Установите таймер, каждый полчаса он должен сыграть мелодию, это будет означать, что пора передать игрушку следующему ребенку. Малыш начнет понимать, в чем смысл, а время ожидание можно заполнить чем-то интересным.
Если конфликт все-таки произошел, то рассказывайте малышу истории, в которых высмеивают жадин. Покажите мультики, в которых учат делиться, например, про старуху, которая осталась у разбитого корыта. Рассказывайте истории о «хороших детках», которые делятся своими вещами, а взамен получают другие игрушки, проявляйте фантазию, на детей хорошо действуют чужие примеры.
Личный пример
Очень важно, чтобы родители сами соблюдали установленные правила, пускай иногда даже и наигранные. Покажите ребенку, что мама делится с папой бутербродом, а папа должен искренне этому обрадоваться и отблагодарить. Если пришла подруга, взять в займы у вас, например, книгу, то вы должны показать ребенку, как сильно она обрадуется, что мама с ней поделилась своей вещью. Собственный пример – это самый лучший урок для вашего малыша.