Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
  • Смолмама: Форум Смоленских мам
Просмотр сообщений
Здесь вы можете посмотреть сообщения оставленные пользователем.
  Сообщения   Показать темы   Показать вложения  

  Показать темы - Maria1984
Страниц: 1 ... 30 31 [32] 33 34 ... 227
466  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Уход за малышом / Как работает иммунитет современного ребенка? : Апрель 28, 2023, 17:02:46


Как работает иммунная система?
Сегодня мы хотим «на пальцах» объяснить, что такое иммунитет и как он влияет не только на здоровье, но и на качество жизни современного ребенка — а вместе с ним и всей семьи. Для этого давайте сперва разберем, как устроена иммунная система в целом.

Иммунитет — это универсальный «привратник на входе», охраняющий здоровое состояние человеческого организма. Именно иммунная система распознает все попадающие в организм вирусы, бактерии и другие микроорганизмы и делит их на «свои» и «чужие», запуская программу уничтожения «врагов».

Важно понимать, что иммунная система не только в моменте борется с чужеродными микроорганизмами, но и запоминает их для будущих столкновений. Чем больше и активнее нарабатывается эта «база знакомств», тем быстрее и эффективнее будет в следующие разы формироваться иммунный ответ — защитная реакция организма.

Как устроен детский иммунитет?
Детская иммунная система еще только формируется, нарабатывая вышеупомянутую базу с нуля. При рождении иммунитет ребенка еще не зрелый и не знаком с таким количеством микроорганизмов, как взрослый. Иммунный ответ при столкновении с «врагом» может быть более медленным, либо не столь эффективным как у взрослых.

С этим, в том числе, и связаны частые болезни «по кругу» — особенно у детей, которые ходят в сад или школу. Ведь именно в коллективе они обмениваются вирусами ОРВИ и гриппа, «ловят» новые штаммы в окружающей среде. Добавим сюда современный тренд на активное родительство и совместные поездки с детьми — и картина станет полной

С одной стороны, регулярное знакомство с вирусами — это естественный процесс и отличная возможность для «тренировки» иммунитета… С другой — нельзя отрицать, что частые болезни ребенка могут влиять на качество его жизни, спокойствие и быт всей семьи. Есть ли золотая середина у этого процесса?

Как помочь иммунной системе ребенка?
К счастью, решение есть — это профилактика вирусных заболеваний (ОРВИ и гриппа) у детей. Мы хотим предложить вам несколько простых способов формировать и поддерживать естественный иммунитет современного ребенка.

Формирование здоровой окружающей среды. Проще говоря, организация и поддержание здорового образа жизни — в его пусть и скучном, но очень полезном проявлении. Регулярное проветривание помещений, соблюдение оптимальной температуры (20-22°С) и влажности (40-60%) воздуха, разнообразное и полноценное питание… Не обязательно целенаправленно «закаливать» ребенка — достаточно просто не кутать его, не перегревать, доверять его собственным ощущениям.

Соблюдение бытовой гигиены. Не будем говорить о необходимости мыть руки и лицо после улицы или посещения общественных мест — это очевидно. Поговорим о том, что у ребенка всегда должны быть индивидуальные полотенца — не только дома, но и в садике, и на занятиях спортом.

Он должен уметь сморкаться в одноразовые салфетки и сразу выкидывать их. Кашлять и чихать, прикрывая рот локтем, а не ладонью. Сохранять дистанцию, видя человека с симптомами ОРВИ. Все это помогает снижать концентрацию вирусов в окружающей его среде — следовательно, и уменьшать риск заражения.

Дополнительная поддержка иммунитета. Бывают моменты, когда обычные меры профилактики могут казаться недостаточными. Накануне утренников и важных мероприятий, в преддверие детских праздников или семейного отпуска, во время «горячего» сезона у родителей на работе, когда взять больничный было бы сложно…

В этих ситуациях, а также в разгар сезона ОРВИ и гриппа имеет смысл дополнительно поддержать естественный иммунитет ребенка с помощью профилактического приема противовирусных препаратов. Одним из популярных и проверенных средств является Анаферон детский, который выпускается в форме удобных таблеток для рассасывания.

Он используется родителями уже более 20 лет, его действие проверено временем и опытом применения. Благодаря особому составу Анаферон детский способствует активизации иммунных сил детского организма и помогает ему защищаться от вирусов ОРВИ и гриппа.

Анаферон детский можно применять уже у ребенка от 1 месяца. Препарат обладает благоприятным профилем безопасности и удобной формой применения. Разумеется, перед приемом стоит проконсультироваться с педиатром. Он же может расписать так называемую комплексную терапию — предложить ряд способов для защиты и поддержки иммунитета.

Помните, что регулярные меры профилактики и своевременная поддержка детского иммунитета — один из лучших способов предупредить болезнь заранее и не позволить вирусам срывать семейные планы!
467  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Как воспитать ребенка лидером? И главное — зачем? : Апрель 28, 2023, 17:00:54


Как воспитать ребенка лидером — с точки зрения психологии
Как воспитать ребенка лидером? Ответ дать не совсем сложно, но нужно помнить одно — кем бы ни был ваш ребенок, он должен быть любим. И это — первое и самое важное условие для воспитания лидера. Второе условие — не стремитесь говорить «нельзя», «плохо», «не смей» через каждые пять минут. Это всенепременно скажется на характере малыша. Ну, а фразу «ты мне не помогаешь, ты плохой» стоит забыть вообще, вне зависимости, хотите ли вы вырастить лидера или нет. При этом не стоит попустительствовать всему, что делает кроха. Если он что-то делает не так, не то, стоит ему об этом обязательно сказать, но совсем в других выражениях — вместо «опять ошибся…» — «ничего страшного, ты можешь исправить», «нельзя!» — «не стоит», «ты плохой» — «ты поступил плохо, но ты хороший человек».

Ребенка стоит подбадривать в его начинаниях, воспитывая этим его уверенность в себе. Каждый, пусть и маленький успех малыша, следует отмечать как достижение, поскольку именно в родителях ребенок видит своих главных друзей и критиков. Если что-то не выходит с первого раза, объясните крохе, что расстраиваться незачем — все обязательно получится, пусть и не сразу!Не прячьте от ребенка трудности жизни. Мы-то знаем, что каждый день — это преодоление: себя, проблем, несовершенств. Малыш должен уметь смотреть в лицо трудностям и преодолевать их. Для этого нужно позволять отпрыску самостоятельно преодолевать преграды и даже рисковать. Пусть он на своем опыте поймет, что не всегда и не везде все бывает гладко.

Поддерживайте ребенка в его стремлении к самореализации: выступлению на публике, посещению секций и кружков. Чувство здорового соперничества способно творить чудеса, а если ребенок знает, что его всегда поддержат родители — уверенность в себе возрастает во много раз.

Как воспитать ребенка лидером: несколько практических советов
Что можно посоветовать родителям будущего лидера:

уважайте мнение своего малыша, обсуждайте с ним поступки людей, сказочных героев;

поощряйте каждое выступление на сцене, учите малыша правильно говорить;

малыш не обязан получать хорошие оценки— гораздо лучше развить в нем мотивацию к учению, стремление расширять свой кругозор должно стать его страстью, мотивация должна быть именно к учению — не оценкам;

научите отпрыска не боятся ответственности, уметь ставить определенные цели и достигать их;

научите ребенка соблюдать правила общества, в котором он живет;

интересуйтесь личной жизнью малыша, если вдруг увидите, что ребенком манипулируют, постарайтесь объяснить малышу, что настоящий друг никогда таким заниматься не будет, но и следите за тем, чтобы ребенок не манипулировал своим окружением;

научите ребенка проигрывать, не ругайте его за неудачи.
468  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Как помочь ребёнку меньше бояться? : Апрель 27, 2023, 17:17:32


Страх — это реакция, присущая каждому здоровому человеку. Страх — обычное, нормальное явление. Он необходим человеку для самосохранения, ведь не боятся только психически и умственно больные люди, а также те, кто пребывает в плену наркотического или алкогольного опьянения. Недаром говорят: «Пьяному и море по колено!» И если ребёнок чего-то боится — это нормально, даже хорошо. Например, если он боится попасть под машину, то будет более осторожно переходить дорогу, если его пугают темнота, большие собаки, он постарается обойти стороной «опасные места», хотя это не всегда возможно. Совсем иное дело, если ребёнок страшится слишком многого и если страх мешает ему жить: спокойно спать, выходить на прогулки, общаться, обучаться и т. п. С множественными и слишком сильными страхами просто необходимо бороться. Какие же советы можно дать родителям, бабушкам, столкнувшимся с проблемой детских страхов?

1. Не следует называть ребёнка трусом (даже трусишкой), ибо он будет чувствовать себя слабым, трусливым, считать себя хуже сверстников.

2. Обязательно нужно докопаться до причины страхов. Ни один страх не возникает без причины. Нам, взрослым, такие причины могут показаться просто смешными и глупыми. Например, мамочка часто говорит ребёнку: «Ах ты мой сладенький, вкусненький, да я тебя съем!» Потом оказывается, что её ребёнок больше всего боится быть съеденным, людоедов. 3. Не следует преуменьшать страх ребёнка, не придавая ему значения. Например, малыш просит: «Мама, не выключай на ночь свет, я боюсь, что из шкафа поползёт чёрная рука и меня задушит!» А мама отвечает: «Да ладно тебе, сынок, ты что как маленький! Загляни в шкаф, нет там никого и хватит капризничать!»

4. Обязательно нужно много говорить с ребёнком о его страхах. Если он ещё совсем маленький (3, 4 годика), пусть нарисует то, чего он боится, а потом порвёт свои рисунки. Такой метод подходит и для детишек шести, семи лет. 5. Нужно попытаться найти слова, объяснения, которые помогут уменьшить конкретный страх ребёнка. То есть надо объяснять ребёнку, почему не стоит сильно бояться чего-либо. Например, пятилетний малыш очень боится умереть, каждый день спрашивает о смерти. Подобные вопросы пугают и беспокоят заботливых родителей; они утешают ребёнка: «Да ты что! Ты не умрёшь, будешь долго-долго жить, мы не дадим тебе умереть!» Это иллюзии, и не стоит развивать их. Можно сказать, например так: «Да, ты тоже когда-то умрёшь, но если будешь аккуратно переходить дорогу, не уйдёшь с незнакомыми людьми, будешь мыть руки перед едой, то проживёшь долго-долго!»

6. Если ребёнок боится чего-то предметного, того, что можно увидеть, потрогать, можно попробовать либо поиграть с ним в игрушки, символизирующие объект страха, либо создать ситуацию, в которой объект страха окажется совсем не страшным. Например, ребёнок боится больших кошек. Поиграйте с ним с игрушечными кошками, посмотрите, как он будет реагировать на плюшевую большую кошку, потом пусть он подойдёт к маленькому настоящему котёнку. Если не побоится играть с котёнком, предоставьте возможность брать на руки всё более взрослых (больших) котов.

7. От некоторых страхов избавлять ребёнка не стоит. Они или сами пройдут со временем, или станут менее острыми. Допустим, ребёнок боится воды, глубины. Сводите его в неглубокий бассейн, но обязательно будьте рядом. Постепенно отходите чуть дальше, но в первые дни лучше держать ребёнка за руки, пока он ножками бултыхает по воде. Этот ребёнок может не любить купаться в большой реке, в море, и не надо из этого делать проблему.

8. Аксиома — если дома всё спокойно, то и ребёнок не будет бояться почти ничего. В семье должна быть атмосфера спокойствия, дружелюбия, истинной благожелательности, искренности чувств, тогда и дитё ощутит уверенность, заботу и комфорт.

9. Не давайте ребёнку окунаться с головой в свой страх, не давайте ему на это сил и времени. Если день был насыщен интересными, яркими впечатлениями, полезными делами и игрой, ночью чадо скорее всего заснёт моментально. Но не нужно перегружать, утомлять ребёнка, иначе он не сможет уснуть и страхи вернутся. Если чадо боится темноты, перед сном следует сказать: «Смотри, мы всегда рядом, если станет страшно, зови, придём, погладим, приласкаем!» В случае боязни темноты, не надо закрывать дверь в комнату, где спит ребёнок. Очень хорошо заменять свет на звук. То есть, выключая свет, включать радио, магнитофон, телевизор, чтобы звуки были не громкие: спокойная музыка, монотонный голос диктора).

10. Хорошо помогают сказки и стихи про объект страха. Ну это уже фантазию надо проявить и творчество. Я даже не могу привести пример. 11. Разумеется, не следует высмеивать страх ребёнка, ругать, укорять малыша за трусость, дразнить, подшучивать и указывать на страх при посторонних. Особенно опасно сравнивать ребёнка с другими детьми. «Ваня, смотри, Оля вот плавает, не боится, а ты!!!»
469  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Не волнуйся, кроха! Как помочь ребёнку научиться управлять тревогой : Апрель 27, 2023, 17:08:14


Наш эксперт – психолог, нарративный практик, травматерапевт, специалист по работе с приёмными семьями Мария Зимина​.

Кажется, малыш всё время ждёт каких-то неприятностей, разочарований. Ему тяжело сконцентрироваться, расслабиться, ведь у него всегда работает внутренний триггер – тревожность. Его сложно успокоить, он постоянно ищет поощрения, одобрения, но и это успокаивает ненадолго. Ребёнок, испытывающий тревогу, всё время ожидает того, что скоро случится нечто страшное…

В ожидании беды
Многие путают понятия «страх» и «тревожность». Страх – первая эмоция на внезапное событие. Например, рядом резко гавкнула собака или неожиданно погас свет. Тревога же – фоновое ощущение. Это беспокойство о том, что может произойти, но неизвестно, произойдёт или нет.

Как ни странно, у тревоги есть свои плюсы. Она помогает собраться, сконцентрироваться для преодоления или решения задачи. Во время тревоги в крови начинает расти уровень адреналина, кортизола, и это мобилизует организм. Но очень важно держать тревогу под контролем. Если тревожность зашкаливает, это отнимает силы, расфокусирует внимание и дезорганизует. Причём одних физически сковывает, других заставляет действовать хаотично. Чтобы успокоить себя, нужно определить источник возбуждения. Такое не каждому взрослому под силу, что уж говорить о детях!

Способность управлять эмоциями мы начинаем тренировать с детства. На то, вырастет ли ваш малыш тревожным, влияют особенности нервной регуляции, отношения с близкими, окружающая среда.

Сигналы SOS
Особенности нервной регуляции – это то, что мы получаем по наследству. Отношения привязанности к значимым людям условно можно разделить на несколько временных периодов.

От рождения до 2 лет

Малышу необходим заботящийся о нём взрослый. Важно, чтобы этот взрослый был привязан к ребёнку, откликался на его плач, крик, кряхтение, удовлетворял его потребности. Малыш, психологически не отделяя себя от того, кому он доверяет, будет и в себе так же уверен.

Если помощь взрослого непостоянна, например, ребёнок очень долго ждёт, пока на его крик откликнутся, малыш начинает испытывать беспокойство, отчаяние. Чем сложнее докричаться до взрослого, тем сильнее нарастает тревога.

От 2 до 3 лет

У малыша в этом возрасте начинают появляться конкретные страхи. Он боится темноты, резких звуков, крупных животных и пр. На формирование тревожности влияет реакция взрослых на его поступки.

Представим, что в комнате погас свет, ребёнок испугался и закричал. На крик пришёл взрослый, успокоил и показал, как включать и выключать свет. Ребёнку необходимо самому научиться ликвидировать причину своего страха, переживать страх и справляться с ним.

Если детский крик стал для взрослого источником волнения, он отругал ребёнка или вывел его из комнаты, не успокоив, малыш решит, что он не может повлиять на ситуацию. Отныне тёмные помещения начнут вызывать у него тревогу, появится беспокойство, и малыш не будет знать, как с ним справиться.

От 3 до 6 лет

Ребёнок растёт, и взрослому надо поддерживать его самостоятельность, инициативу, возлагать на него посильную ответственность, предоставлять право выбора. Если малыша ограничивать («не бери, не делай, не лезь»), запугивать («сейчас Бабу-ягу позову»), настаивать на своём («я лучше знаю»), он не получит опыта принятия и уважения собственных решений. А это необходимо для того, чтобы малыш не вырос тревожной личностью.

От 6 до 9 лет

В школе большинство детей попадают в атмосферу оценки, жёстких правил дисциплины, ответственности, не всегда соизмеримой с возможностями ребёнка. Сильное влияние начинают оказывать окружающие. Появляются значимые фигуры учителя и одноклассников, новые заботы, а вместе с ними и тревоги. Что делать, если тревожность нарастает?

Встаньте на сторону ребёнка и разберитесь, что именно усиливает тревогу в школе и дома.

Найдите то, что приносит ребёнку радость и получается у него (рисование, пение, игра, театр). Это его поддержка в трудные минуты.

Говорите о том, что удалось сделать, понять, увидеть сегодня. Рассказывайте о себе и о своих тревогах, о том, как вы их преодолели. Ваш пример станет надёжной опорой для ребёнка. 

От 10 до 13 лет

Появляются первые ростки гормональных изменений, просыпается интерес к себе и к противоположному полу. Мир вдруг перестаёт быть устойчивым и привычным, родители превращаются из богов в простых людей со своими недостатками, а с самим собой приходится знакомиться заново. И это богатейшее поле для тревоги. «Мам, у меня ноги какие? Почему такие волосы? Нос толстый?» Степень уязвимости взрослеющего человека велика. Задайте себе вопрос: «Что сейчас мною движет? Злость, что он/она не такой, каким я себе представлял? Тревога, что он таким останется?» Не останется, ребёнок будет меняться ещё долго. Здесь важно сохранять отношения доверия, чтобы он чувствовал себя принятым, понятым. Тогда появитсябудет укрепляться уверенность в своих силах.

От 13 лет и старше

Ребёнок приобретает новые навыки, важные для взросления. Тревога увеличивается и играет стимулирующую роль в развитии. Подростку многое нужно понять, принять и как-то приспособиться. В этот период весь накопленный опыт отношения к себе, которое строилось через ваше отношение и вашу уверенность в ребёнке, словно разбивается о резкие изменения тела, гормональный бунт и медленно складывается в новый пазл.

Снижается мотивация к обучению, потому что основная потребность – тусить со сверстниками, т. е. учиться знакомиться, предъявлять себя, занимать место в иерархии группы, отстаивать его, поддерживать отношения и завершать их. На это уходит почти вся энергия, а степень тревоги за то, какой я и примут ли меня, бьёт все рекорды. Ребёнку как никогда нужно сильное плечо, на котором можно поплакать. Тревога – это вполне нормально, ею можно управлять.
470  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские болезни / Жизнь с питомцами сократила риск пищевой аллергии у детей : Апрель 26, 2023, 16:03:55


Специалисты из Регионального центра окружающей среды Японии и детских исследований Фукусимы выявили, что жизнь с питомцами сокращает риск пищевой аллергии у детей. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS ONE.

В процессе были проанализированы более 66 тысяч детей, у которых рассматривалось влияние питомцев на вероятность формирования пищевой аллергии. Около 22 процентов внутриутробно развивались с домашними животными (чаще всего с комнатными собаками и кошками). Все данные были получены в результате изучения медицинских карт, записи в которых были сделаны в течение первого триместра беременности, при родах и при осмотре спустя месяц после рождения.Оказалось, что у детей, контактировавших с домашними собаками и кошками, было значительно снижено количество случаев пищевой аллергии. При этом если собаки проживали на улице, то такая корреляция не наблюдалась. Участники, контактировавшие с комнатными собаками, существенно реже страдали аллергией на яйца, молоко и орехи. Дети, живущие с кошками, были менее подвержены аллергии на яйца, пшеницу и сою. Интересно, что испытуемые, контактирующие с хомяками (0,9 процента от рассмотренной группы), имели значительно большую частоту аллергии на орехи.

Формат исследования не подразумевает определение причинно-следственной связи. Однако авторы надеются, что их открытие станет основой будущих изучений механизмов, лежащих в основе детской пищевой аллергии.
471  Беременность и роды / Беременность / Песни во время беременности улучшили работу нейронов будущих детей : Апрель 26, 2023, 15:40:44


Ученые Университета Барселоны, Института нейробиологии Университета Калифорнии (UBNeuro) и Исследовательского института Сан-Жоан-де-Деу (IRSJD) выявили, что песни матери во время беременности, а также воспроизведение музыки улучшают у будущих детей кодирование нейронов, отвечающих за речь. Результаты работы опубликованы в журнале Developmental Science.

Исследование основано на сравнении записей реакции мозга о нейронном кодировании звуков речи у 60 здоровых новорожденных (в возрасте от 12 до 72 часов). Из них 29 младенцев ежедневно слушали музыку в пренатальный период, а 31 не подвергались воздействию музыки. Записи энцефалограмм детей были проанализированы на наличие двух различных речевых стимулов: первого, связанного с музыкой, и второго, который был воспроизводим голосом матери.

Специалисты пришли к выводу, что ежедневное прослушивание музыки в течение последнего триместра беременности связано с более надежным кодированием речевых стимулов. Такие младенцы могут легче обрабатывать звуковую информацию и овладевать языком в более раннем возрасте. При этом воздействие музыки во время беременности не влияет на скорость нейронной передачи, но приводит к более высокой скорости обработки слуховых и речевых стимулов.

Эффект объясняется тем, что музыкальный сигнал достигает слуховой системы с помощью низкочастотных ритмических компонентов, которые тренируют ее для организации нейронной пластичности. Открытые механизмы также можно использовать в качестве биомаркера для выявления риска нарушения речи. Также они могут лечь в основу разработки профилактических мер на ранних этапах жизни: детям с ослабленной реакцией мозга будет полезна программа музыкального вмешательства.
472  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские болезни / Ларингит у детей : Апрель 25, 2023, 20:50:29


Что такое ларингит
Заболевание ларингит развивается в гортани, примерно в том месте, где находятся у нас голосовые связки. По сути воспаление гортани — это и есть классический ларингит, одна из наиболее распространенных и часто встречающихся форм ОРВИ у детей.

Особенно часто ларингит у детей принимает форму, при которой гортань не просто воспаляется, но и суживается, вызывая затрудненное дыхание, дискомфорт и болевые ощущения, особенно при разговоре или глотании. Иногда стенки гортани суживаются так сильно, что малыш не может даже пить, не говоря уже о еде или разговорах.

Такая форма ларингита фигурирует в медицинском лексиконе как «стенозирующий ларингит» (стеноз — это сужение органа). И естественно, что для детей, особенно самых маленьких, она наиболее опасна, потому что может вызвать внезапное удушье.

Ларингит у детей: симптомы
Как правило, ларингит у детей хорошо узнаваем — любой родитель в состоянии заподозрить болезнь по следующим признакам:

У ребенка повышенная температура (а это верный признак инфекции);

У малыша лающий кашель;

Происходит изменение голоса (или голос вообще на некоторое время пропадает);

Кроме высокой температуры, у малыша могут присутствовать те или иные «классические» признаки инфекционного заболевания: насморк, общая слабость и т.п.

Как лечить ларингит у детей
Ларингит у детей в 99% случаев заболевания — это проявление вирусной инфекции (и в редких случаях — аллергическая реакция). Поэтому вполне объяснимо, что он в подавляющем большинстве случаев не лечится ни антибиотиками, ни противоаллергическими средствами. Противовирусные препараты тоже мало влияют на течение ларингита, хотя отчасти с их помощью можно облегчить боль в горле у ребенка и уменьшить кашель. А вот что действительно эффективно помогает — так это чистый, свежий и прохладный воздух в помещении и обильное питье.

При ларингите больному малышу в разы полезнее дышать морозным воздухом, сидя дома в меховой шапке, чем дышать сухим и жарким воздухом, разгуливая по квартире в одном подгузнике. Для ребенка с ларингитом, которому действительно тяжело дышать, оптимальный микроклимат в комнате равен: температура не выше 18° С, влажность — 55-70%.

Режим обильного питья также имеет громадное значение для выздоровления. Дело в том, что избыток жидкости в организме ребенка разжижает не только его кровь, но и слизь. Становясь более жидкой, она не накапливается в воспаленной гортани, а наоборот — легче отхаркивается.

Со стороны инфекции следует проводить симптоматическое лечение:

Если температура у ребенка поднялась выше 38° С, ее необходимо сбить — дать ребенку жаропонижающие препараты.

Чтобы облегчить состояние гортани, необходимо поддерживать «в рабочем состоянии» носовое дыхание — значит, если нос «забит» и не может свободно дышать — нужно закапать сосудосуживающее средство.

Поскольку при ларингите у детей на некоторое время «выходят из строя» голосовые связки в силу воспалительного процесса в гортани, в идеале их надо как можно меньше тревожить и напрягать. Для это малышу следует соблюдать голосовой покой в течение нескольких дней.

Весьма распространенная ошибка многих родителей, которые едва только заслышат громкий кашель из детской — попытка использования отхаркивающих средств. Но именно при ларингите любой отхаркивающий препарат способен привести к закупорки гортани.

Дело в том, что при ларингите воспаленная гортань и без того едва пропускает меньшее количество воздуха, чем обычно. Однако, сама суть отхаркивающих средств от кашля заключается в том, чтобы дополнительно стимулировать выработку мокроты, то есть слизи. Узкое горлышко воспаленной гортани просто не справится с такой «ношей», пытаясь отхаркать большое количество мокроты, и будет закупорено.

Еще одно табу при лечении ларингита у детей — применение горячих паровых ингаляций. Причина запрета — та же, что и при использовании муколитиков (отхаркивающих средств): горячий пар способствует набуханию засохших корочек слизи, увеличивая их в размере. И соответственно, вызывая риск закупорки гортани.

Для уменьшения воспаления в гортани можно давать ребенку один из специальных аптечных препаратов для рассасывания или для орошения во рту.

Обязательно посоветуйтесь со своим лечащим врачом!

Профилактика ларингита у детей
Поскольку ларингит у детей является одной из форм вирусных респираторных инфекций, профилактика этого заболевания схожа с профилактикой против всех других ОРВИ — необходимо укреплять иммунную систему ребенка. Но не прибегая к аптечным препаратам, а с помощью естественных условий:

ребенок должен жить в помещении с нормальным, «здоровым» климатом;

малыш должен правильно и разнообразно питаться;

частые и продолжительные прогулки на свежем воздухе — обязательны!

если ребенок болеет ОРВИ (в том числе и ларингитов) более трех раз в год — это однозначно повод обратиться за консультацией к педиатру.
473  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские болезни / Как сбить высокую температуру у ребенка: помощь с лекарствами и без : Апрель 25, 2023, 19:57:34


В организме любого человека вообще, и в организме всякого ребенка в частности, постоянно и непрерывно протекают два физиологических процесса — теплопродукция и теплоотдача. Иногда, в случае, например, некоего инфекционного заболевания, теплопродукция усиливается — и тогда мы имеем не обычные наши показатели 36,6° С, а более высокие и порой значительно.

Чтобы понизить температуру тела до физиологической нормы, можно воздействовать на оба эти процесса — как понизить теплопродукцию, так и повысить теплоотдачу.

Действия, которые помогают понизить теплопродукцию:

Постельный режим. (Понятно, что когда ребенок прыгает и скачет, его тело производит гораздо больше тепла, чем когда он спокойно лежит);

Уменьшение рациона питания. (Когда ребенок активно переваривает плотный ужин, его теплопродукция резко повышается, и наоборот — при минимальной нагрузке на систему пищеварения температура тела тоже естественным образом понижается);

Прохладное питье (или пища) вместо горячих. (Горячая пища или горячее питье добавляют телу тепла, прохладные — наоборот, помогают сбросить лишнее тепло);

Действия, которые помогают усилить теплоотдачу:

Прохладный и влажный воздух в помещении. (Дело в том, что вдохнуть человек может любой воздух, но выдыхаем мы всегда воздух именно той температуры, которая соответствует температуре нашего тела. А чтобы нагреть воздух внутри организма, нам приходится отдать ему свое тепло. Соответственно, если ребенок дышит относительно прохладным и влажным воздухом, то он физиологически тратит на его обогрев часть своего тепла, так образом сбрасывая собственную температуру)

Оптимальный воздух в помещении, где температурит ребенок, должен быть +18 ° С и иметь примерно 60-70%-ю влажность. При этом совершенно нет нужды откровенно морозить малыша! Оденьте его потеплее, накройте уютным пушистым пледом — ребенку должно быть комфортно, но воздух при этом должен оставаться прохладным.

Активное потоотделение. (Собственно, именно благодаря выделению пота человеческий организм по большей мере и сбрасывает тепло. Усилить потоотделение у ребенка помогает режим обильного питья).



Потейте правильно: сначала — вода, потом — малина!
Касательно режима обильного питья ребенка с высокой температурой стоит привлечь особое внимание к тому, что именно вы даете малышу в качестве жидкости. Стандартная ошибка многих родителей заключается в том, что они не очень понимают, какие именно напитки стоит давать ребенку для того, чтобы он активно потел, помогая самому себе сбрасывать жар. Например: один из самых популярных родительских рецептов детского питья при температуре — чай с малиной.


Однако, правильно ли вы даете подобное питье ребенку? Разберем напиток «по косточкам»: с одной стороны — чай, который относится к мочегонным продуктам. С другой стороны — малина, которая по праву считается «чемпионом» по потогонным свойствам. Что после такого чаепития происходит с ребенком? Под действием чая и малины он писает и активно выталкивает через поры кожи остатки жидкости из своего организма. И в итоге чудо-напиток буквально на глазах обезвоживает вашего малыша! При таком сценарии ребенку с высокой температурой от выпитого чая с малиной может стать еще хуже, чем было до него.

Чтобы ребенку было чем потеть, необходимо сперва обеспечить его организм достаточным количеством жидкости. Для этого идеально подходят вода, компот из сухофруктов с сахаром, травяные (не мочегонные!) чаи и т.п. И только затем, уже после того, как в организм ребенка поступит много жидкости, можно давать те напитки, которые традиционно считаются потогонными. Например, уже упомянутый «волшебный» чай с малиной.

474  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Стоит ли родителям беспокоиться из-за наличия у ребенка вредных привычек? : Апрель 24, 2023, 18:39:18


Другие ругают ребенка, уличив его в обгрызании ногтей или локонов. Однако эта мера в большинстве случаев оказывается недейственной. Стоит ли бить тревогу, наблюдая за тем, как ребенок рвет на себе волосы, грызет ногти? Не является ли такое поведение отклонением от нормы? Ответы на эти вопросы дают психотерапевты. Наличие у ребенка этих вредных привычек — явление не только некрасивое, но и ненормальное, говорящее о возможном серьезном расстройстве психики. Оставлять его без внимания нельзя. Взрослым необходимо понять, почему ребенок себя так ведет. Это поможет выяснить, насколько серьезна проблема и требует ли она квалифицированной помощи детского психолога или даже психиатра. В детской психиатрии существует диагноз трихотилломания. Название в переводе с греческого языка означает страсть к вырыванию волос. Впервые это расстройство было обнаружено врачом-дерматологом из Франции, которого звали Франсуа Анри Аллопо. В конце XIX века (1889 г.) он описал симптоматику трихотилломании. По тем временам подобное отклонение было редким явлением, однако спустя сто лет оно стало встречаться очень часто.

Расстройство психики, проявляющееся в вырывании волос и обгрызании ногтевых пластин, может являться симптомом той или иной болезни. Встречается оно как проявление шизофрении, но может быть и симптомом невроза, пограничного психоневрологического нарушения. Излечить трихотилломанию, по утверждениям психотерапевтов, не так уж и трудно. Достаточно понять суть болезни и избрать верную тактику лечения. Чаще всего эта проблема встречается у девочек. У мальчиков и взрослых людей ее диагностируют гораздо реже. Специалисты выделяют несколько основных механизмов появления этого расстройства: Чаще всего это зафиксированная привычка. Например, ребенок, сам того не замечая, крутит или сосет локон, вырывает волоски во время чтения или рисования. Если не обращать внимания на поведение ребенка, привычка может успешно существовать на протяжении многих лет и стать проблемой уже взрослого человека. В данном случае родителям необходимо начинать бороться с вредной привычкой и отучать от нее свое чадо посредством педагогического воздействия. Ругать и наказывать сына или дочку в таких случаях нельзя. Хорошо помогает переключение внимания, отвлечение ребенка, беседы с ним.

Обращения к психологам и психотерапевтам, если вырывание волос и обгрызание ногтей является привычным действием, которое ребенок проделывает неосознанно, сам того не замечая, не требуется. Однако оставлять проблему без внимания нельзя. Иногда трихотилломания может проявляться как акт самокалечения, возникающий у ребенка из-за невозможности отомстить обидчику. Маленький человек испытывает досаду, обиду, желание дать сдачи, которое не может реализовать по тем или иным причинам. Трихотилломания проявляется как подсознательный акт аутоагрессии по отношению к самому себе. Такое происходит с очень воспитанными и сдержанными детьми, которые отличаются высоким уровнем интеллектуального развития. Это сложный случай, требующий врачебной помощи, а не вредная привычка, с которой родители могут бороться своими силами. Еще одной причиной проявления трихотилломании является желание выразить путем вырывания волос чувство утраты, досаду, крах надежд. Ребенок начинает рвать на себе волосы, находясь в состоянии сильнейшего эмоционального напряжения. Такое поведение — серьезный повод для беспокойства.

В двух последних случаях родителям необходимо показать ребенка специалисту. Он нуждается в психологической помощи. Врач поможет снять эмоциональное напряжение и прийти в норму. Обращение к детскому психотерапевту необходимо, если трихотилломания наблюдается в сочетании с нарушением сна, отсутствием аппетита и другими проявлениями психического расстройства. Если же, помимо привычки рвать на себе волосы, ваше чадо их еще и ест, то проблема гораздо более серьезная. Без помощи специалиста в области детской психиатрии в таком случае не обойтись, поскольку трихофагия, так по-научному называется этот вид расстройства, является психопатоподобным проявлением, требующим медикаментозного лечения. Одними лишь беседами с психологом и внушениями эту проблему не решить. Обкусывание ногтей (онихофагия) и облизывание губ (хейломания) — очень близкие к трихотилломании расстройства психики, имеющие сходные с ней механизмы возникновения. Довольно часто все эти три расстройства встречаются одновременно.

475  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Уход за малышом / Педиатр дала советы при укачивании ребенка в машине : Апрель 24, 2023, 16:42:47


Для того, чтобы облегчить симптомы укачивания или полностью от них избавиться, врач посоветовала кормить ребенка не позднее чем за 1,5–2 часа до начала поездки, лучше всего давать ему нетяжелую еду, отмечает телеканал «360». Например, это могут быть сырники, творог, отварное яйцо, злаковые мюсли, каша с сухофруктами, а также груша, яблоко, банан. От выпечки и фастфуда, сладкого лучше воздержаться до конца поездки.

Помимо этого, помочь против укачивания может правильная посадка ребенка в машине. Лучше всего, по словам Зотовой, усадить ребенка по ходу движения посередине заднего сиденья, чтобы он смотрел прямо в лобовое стекло, а не в боковые, пишет сайт kp.ru.

Также во время поездки стоит отказаться от гаджетов, потому что они раздражают нервную систему маленького ребенка, что способствует укачиванию. Лучше отвлекать его обычной игрушкой.

В августе 2020 года в Национальной службе здравоохранения Англии рассказали, что пассажиру для преодоления тошноты во время путешествия нужно сфокусировать взгляд в одной точке, например, на горизонте, или подышать свежим воздухом.
476  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские болезни / Эпидемический паротит : Апрель 21, 2023, 16:32:49


Как правило, заболевание протекает не очень тяжело. Однако паротит имеет целый ряд опасных осложнений. Чтобы застраховаться от неблагоприятного течения болезни необходимо предупредить саму возможность развития паротита. Для этого существует вакцина от эпидемического паротита, входящая в перечень обязательных прививок во всех странах мира.

Причины заболевания
Заражение происходит воздушно-капельным путём (при кашле, чихании, разговоре) от больного человека. Больной свинкой заразен за 1-2 дня до появления первых признаков болезни и в течение 9 дней после ее начала (максимальное выделение вируса — с третьего по пятый день).

После попадания в организм, вирус размножается в железистой ткани и может поражать почти все железы организма — половые, слюнные, поджелудочную, щитовидную. Изменения в работе большинства желез редко достигают того уровня, при котором начинают возникать конкретные жалобы и симптомы, но слюнные железы поражаются в первую очередь и сильнее всего.

Симптомы паротита (свинки)
Заболевание, как правило, начинается остро. Температура может подниматься до 40 градусов, отмечается боль в области уха или перед ним, особенно при жевании и глотании, повышенное слюноотделение. Особенно резкая боль возникает при попадании пищи, вызывающей обильное слюноотделение (например, кислой). Воспаление околоушной слюнной железы вызывает увеличение щеки — впереди ушной раковины появляется быстро распространяющаяся припухлость, которая максимально увеличивается к 5-6-му дню. Мочка уха оттопыривается кверху и вперед, что придает больному характерный вид. Ощупывание этого места болезненно. Повышенная температура тела сохраняется в течение 5-7 дней.

Осложнения
Из осложнений эпидемического паротита наиболее частыми являются воспаление поджелудочной (панкреатит) и половых желез. Возможно воспаление щитовидной и других внутренних желез организма, а также поражение нервной системы в виде менингита или энцефалита.

Панкреатит начинается с резких болей в животе (часто опоясывающих), рвоты, потери аппетита, нарушений стула. Если вы обратили внимание на появление подобных симптомов, следует незамедлительно обратиться к врачу.

Поражение половых желез может быть как у мальчиков, так и у девочек. Если у мальчиков воспаление яичек достаточно заметно, в силу их анатомического расположения и достаточно яркой клинической картины (новый подъем температуры, болезненность яичка, изменение цвета кожи над ним), то у девочек диагностика поражения яичников затруднена. Следствием такого воспаления впоследствии может явиться атрофия яичка и бесплодие у мужчин, атрофия яичников, бесплодие, нарушение менструальной функции у женщин.

Что можете сделать вы
Специфической терапии эпидемического паротита нет. Болезнь наиболее опасна у мальчиков в периоде полового созревания, в связи с возможным поражением яичек. Лечение направлено на предупреждение развития осложнений. Не занимайтесь самолечением. Только врач может грамотно поставить диагноз и проверить, не поражены ли другие железы.

Что может сделать врач
В типичных случаях постановка диагноза трудностей не вызывает и доктор сразу назначает лечение. В сомнительных случаях врач может назначить дополнительные методы диагностики. Больным рекомендуется соблюдать постельный режим в течение 7-10 дней. Известно, что у мальчиков, не соблюдавших постельный режим в течение 1-й недели, орхит (воспаление яичек) развивается примерно в 3 раза чаще. Необходимо следить за чистотой полости рта. Для этого назначают ежедневные полоскания 2% раствором соды или другими дезинфицирующими средствами.

На поражённую слюнную железу накладывают сухую тёплую повязку. Больным назначают жидкую или измельченную пищу. Для профилактики воспаления поджелудочной железы, кроме того, необходимо соблюдать определенную диету: избегать переедания, уменьшить количество белого хлеба, макарон, жиров, капусты. Диета должна быть молочно-растительной. Из круп лучше употреблять рис, разрешается черный хлеб, картофель.

Профилактика паротита (свинки)
Опасность осложнений эпидемического паротита не вызывает сомнений. Именно поэтому, столь распространены методы профилактики этого заболевания в виде установления карантина в детских коллективах и профилактических прививок. Больной изолируется до 9-х суток болезни; детям, бывшим в контакте с больным, не разрешается посещать детские учреждения (ясли, сады, школы) в течение 21 суток. Однако проблема заключается в том, что у 30-40% заразившихся вирусом, никаких признаков болезни не возникает (бессимптомные формы). Поэтому избежать свинки, прячась от больных, не всегда удается. Соответственно, единственно приемлемый путь профилактики это — прививки. Согласно календарю профилактических прививок в России вакцинация против эпидемического паротита проводится в 12 месяцев и в 6 лет.
477  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские болезни / Лечение и профилактика недержания мочи у детей : Апрель 21, 2023, 16:19:12


Общие сведения
Мочевой пузырь накапливает мочу благодаря уникальной способности к растяжению. В норме при увеличении объема мочи давление в мочевом пузыре остается более низким, чем давление в области сфинктера. Благодаря этому моча удерживается в мочевом пузыре даже при повышении внутрибрюшного давления при кашле, смехе, во время бега или приседаний. Опорожнение мочевого пузыря обеспечивается сложной системой нервной регуляции. Благодаря ее координированной активности сфинктер мочевого пузыря расслабляется за несколько миллисекунд до начала сокращения детрузора (гладких мышц стенки мочевого пузыря).

Мочевой пузырь новорожденного и грудного ребенка наполняется до определенного объема, а затем автоматически сжимается и опорожняется. Со временем происходит «взросление» системы иннервации мочевыделительной системы. Как правило, сначала дети «научаются» контролировать процесс мочеиспускания днем, а затем и в ночное время.

Энурез, или недержание мочи — это расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием в любое время суток. Ночной энурез требует обращения к врачу при сохранении эпизодов недержания мочи у девочек после 4-х, ау мальчиков после 5-ти лет. Примерно у 10% детей в этом возрасте бывает недержание мочи. У мальчиков недержание мочи встречается в два раза чаще, чем у девочек.

Причины заболевания
Органические причины включают аномалии строения мочевых путей, инфекции мочевых путей, сахарный и несахарный диабет, а также нарушение иннервации мочевого пузыря.

Функциональные причины

незрелость механизмов регуляции мочевого пузыря;
синдром гиперреактивного мочевого (характеризуется внезапным позывом к мочеиспусканию);
мочеиспускание при смехе (связано с резким повышением внутрибрюшного давления);
особенности сна;
сниженная функциональная емкость мочевого пузыря;
запоры (снижают функциональную емкость мочевого пузыря);
эмоциональный стресс.
Известно, что существует генетическая предрасположенность к энурезу в случае, если родители ребенка страдали энурезом в детстве.

Энурез разделяют на первичный, когда у ребенка на протяжении всей жизни отсутствовал контроль мочеиспускания и вторичный, когда имелся контроль на протяжении как минимум 3-х месяцев. Вторичный энурез должен вызывать наибольшие опасения, так как чаще ассоциирован с органическими нарушениями.

Диагностика
Обращение к врачу при наличии энуреза необходимо, во-первых, для исключения каких-либо серьезных заболеваний, которые могут проявляться недержанием мочи, во-вторых для определения тактики лечения и составление программы поведения родителей и ребенка.

Следует посетить педиатра, уролога и невролога. На осмотре врач проведет расспрос и тщательный осмотр с пальпацией живота и возможно пальцевым исследованием прямой кишки. План обследования включает, как правило, общий анализ мочи и УЗИ брюшной полости и малого таза. Из дополнительных обследований могут быть проведены бактериологический посев мочи, рентгенологические исследования мочевой системы, электроэнцефалография, нейросонография и пр.

Лечение
Что можете сделать вы
Функциональные нарушения требуют организации правильного режима дня, коррекции эмоционального фона семьи, устранения стрессовых факторов, воздействующих на ребенка. Как правило, дети, страдающие энурезом нуждаются в моральной поддержке. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым и неполноценным. Излечению способствуют доступность туалета в детском саду, школе и дома в любой момент, возможность уединиться, освещение туалета ночью.

Ведите календарь недержания мочи. Незадолго до сна ребенок должен спокойно посидеть в туалете, чтобы мочевой пузырь полностью расслабился и освободился. В туалете должно быть тепло и приятно, а не холодно и темно. При ночном энурезе будите ребенка 1-2 раза за ночь, чтобы он сходил в туалет. Не сажайте полусонного ребенка на унитаз — он должен осознавать процесс мочеиспускания. Постепенно у него сформируется биологическая потребность вставать в туалет самостоятельно. Полезны упражнения на растяжение и увеличение объема мочевого пузыря (раз в сутки ребенка просят, как можно дольше не мочиться).
478  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Физическое развитие / Логопед перечислила причины появления заикания у взрослых и детей : Апрель 20, 2023, 16:54:10


Президент гильдии логопедов и дефектологов Юлия Покровская рассказала о причинах появления заикания у детей и взрослых.

В беседе с News.ru во вторник, 18 апреля, она пояснила, что у появления заикания есть два наиболее чувствительных периода. Один из них приходится на два–три года, когда у детей начинается активное овладение речью, — ребенок хочет сказать многое, но его артикуляционный аппарат не успевает произносить всё задуманное.

Другой период приходится на возраст семи лет, когда ребенок начинает много писать. Нервная система в эти периоды перегружена, что может послужить причиной заикания. Кроме того, в этом возрасте у детей вдобавок может быть большое количество кружков и занятий, пишет сайт kp.ru.

По словам Покровской, заикание также может появиться у подростка и взрослого человека на фоне сильного стресса или травмы, отмечает телеканал «360».

Логопед добавила, что ребенок, прошедший курс и преодолевший заикание, всё же остается в зоне риска, поэтому ему необходимо дополнительное наблюдение.В ноябре логопед Дарья Чистякова рассказала, что картавость является распространенной проблемой с речью у москвичей. По ее словам, человек может продолжить картавить и после плодотворной работы со специалистом, поскольку неправильное произношение входит в привычку.

Она также указала на то, что с каждым годом растет число детей с дефектами речи. По ее мнению, среди причин — патологии при родах, ритм жизни, особенности воспитания, состояние окружающей среды и незрелость артикуляционного аппарата, пишет «Москва 24».

Также в ноябре прошлого года Юлия Покровская рассказала, как распознать признаки нарушений в поведении маленького ребенка. По ее словам, одним из расстройств поведения является нарушение понимания речи, когда ребенок не реагирует на свое имя и на родительские инструкции. Чаще всего это связано с тем, что ребенок не понимает речь, пишет RT.

В мае 2022 года логопед и эксперт в семейной психологии Светлана Коноваленко рассказала, до какого возраста должен заговорить ребенок. Она отметила, что речь малыша начинает формироваться в возрасте до двух лет. Если же после этого возраста ребенок продолжает молчать, то это повод родителям начать беспокоиться.

В ноябре 2021 года специалисты Американской ассоциации болезни Паркинсона сообщили, что некоторые изменения в речи могут указывать на развитие болезни Паркинсона. Речь идет о внезапных периодах затухания и усиления голоса, монотонной речи и слишком быстром темпе, отмечает телеканал «Звезда».

Ранее логопед, дефектолог Елена Молчанова рассказала, что сложности с выражением мыслей могут возникнуть у человека из-за неисправленных в детстве дефектов речи. По ее словам, это является причиной скудного словарного запаса, поскольку человек выбирает более легкие для произношения слова. Также логопедические сложности приводят к ошибкам в правописании, сообщает НСН.
479  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские болезни / Попова: введения ограничительных мер из-за кори не требуется : Апрель 20, 2023, 16:32:29


Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что эпидемиологическая ситуация с корью в России осложняется, однако никаких ограничительных системных мер в стране не требуется, пишет РИА Новости.

«Корь, которая сегодня зарегистрирована в 44 субъектах, ограничивается локальными очагами, которые удается очень быстро купировать. Поэтому никаких ограничительных системных мер абсолютно не требуется в этой ситуации», - подчеркнула она.

Попова добавила, что в стране проводится массовая вакцинация на территориях высокого риска распространения инфекции. Согласно последним данным, уже привиты более 30% граждан от тех, кому запланировали такую иммунизацию.

Ранее глава Роспотребнадзора заявила, что рост заболеваемости корью в РФ среди непривитых граждан наблюдается с конца 2022 года, однако очаги инфекции удается оперативно локализовать.

В Роспотребнадзоре также оценили эффективность вакцины от кори, которая применяется в России.
480  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Физическое развитие / Развитие детей первого года жизни : Апрель 19, 2023, 18:13:29


Развитие ребенка в возрасте10 дней
Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.
Развитие ребенка в возрасте 18-20 дней
Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.
Слуховые ориентировочные реакции: через 5-10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10-15 с.
Развитие месячного ребенка
Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.
Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены.
Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему.
Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.
Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
Развитие двухмесячного ребенка
Зрительные ориентировочные реакции:
длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лица взрослого; смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;
длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10-15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову право и влево.
Слуховые ориентировочные реакции:
ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение 5 с, после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;
поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается «увидеть».
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;
длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно видев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15-30 с. Движения заторможены.
Движения общие: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.
Развитие трехмесячного ребенка
Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.
Эмоции и социальное поведение:
проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор), смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента;
ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.
Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин); сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;
удерживает голову в вертикальном положении, прямо (на руках у взрослого) в течение 30 с;
при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе; при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
Развитие четырехмесячного ребенка
Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами: слушает в течение 2-3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;
по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5—10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;
ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему; активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.
Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражены.
Подготовительные этапы развития активной речи: гулит сам или через 1-3 мин после общения с ним взрослого.
Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку; при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления руки на бутылочке.
Развитие пятимесячного ребенка
Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека; к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает;
различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.
Эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.
Движения руки и действия с предметами:
берет игрушку из рук взрослого: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной рукой);
удерживает в руке игрушку: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее в течение 30 с.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук; сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук;
переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого;
ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.
Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит — длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).
Навыки и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу — открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.
Развитие полугодовалого ребенка
Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.
Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого;
передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение 3-5 с смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.
Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги, однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.
Навыки и умения в процессах:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами;
пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.
Развитие семимесячного ребенка
Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.; многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).
 Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.
Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос: «Где...?» — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.), поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.
Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1-5 мин произносит повторно слоги: «ба-ба», «ма-ма» и др.
Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый, прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.
Развитие восьмимесячного ребенка
Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянется к игрушке.
Движения и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет любые два действия;
подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает, толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр.). Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом;
держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится;
переступает, держась за барьер; идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Подготовительные этапы развития понимания речи:
на вопрос: «Где...?» — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах;
по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку» и др.; по просьбе выполняет одно из движений.
Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
Навыки и умения в процессах: ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый; держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами; при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.
Развитие девятимесячного ребенка
Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.
Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему навстречу; подражает действиям и движениям другого ребенка; один ребенок, посмотрев на другого, уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им — стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.) — резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.
Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками; смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.
Подготовительные этапы развития понимания речи:
на вопрос: «Где...?» — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения;
знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому; повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин повторяет слоги.
Навыки и умения в процессах:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее;
формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок): ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.
Развитие ребенка в 10 месяцев
Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).
Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).
Движения общие:
встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или берется за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;
идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередующимся шагом.
Понимание речи: по просьбе: «Дай...» — находит знакомые предметы среди других и дает их; находит, берет и дает две из трех называемых игрушек.
Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка; слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1-2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.
Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 10 месяцев.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
радуется приходу детей, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер);
избирательное отношение к детям — радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.
Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.
Движения общие:
стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют;
делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). Выполняет любые два действия;
появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даст любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.; находит две-три игрушки одного вида и дает их. Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).
Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например «мама, ав-ав, би-би, дай» й др.; во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.
Развитие ребенка первого года жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;
узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.
Эмоции и социальное поведение:
протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча;
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется.
Действия с предметами:
самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно
действие с тремя игрушками;
переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.
Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.
Понимание речи:
понимает (без показназвания нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, принеси, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.;
понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать);
некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений;
нормально развивающийся до года ребенок по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.
Активная речь:
развитый ребенок в 1 год легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция;
произносит пять-десять облегченных слов; проверяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и др.; при показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.
Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет); протягивает руки к чашке, берет,
подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. При кормлении детям первого года жизни разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.
Страниц: 1 ... 30 31 [32] 33 34 ... 227