Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
  • Смолмама: Форум Смоленских мам
Просмотр сообщений
Здесь вы можете посмотреть сообщения оставленные пользователем.
  Сообщения   Показать темы   Показать вложения  

  Показать темы - Маша
Страниц: [1] 2
1  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / от 0 до 1 года / ещё раз про памперс и горшок : Март 05, 2012, 17:19:11
Взято из ЖЖ  http://dz0rin.livejournal.com/50628.html


Думаю, нет никакой необходимости надевать подгузники на ночь. Может быть, только в особых случаях, если он тяжело заболел, давно не спал, чтобы дать возможность организму восстановиться, выспаться подольше, не просыпаясь после того, как ребёнок пописает во сне. На ночь вполне достаточно подложить на матрац под пелёнку клеёнку, как это делали и делают все мамы. Покакав во сне, ребёнок, конечно, сначала не сразу просыпается. Он будет просыпаться уже от других, более неприятных ощущений. Будет плакать, сначала не понимая, что происходит. Вы будете появляться, успокаивать его голосом, говоря о том, что все неприятности скоро закончатся. Постепенно он поймёт, что с приходом мамы в таких случаях (как и в других несчастьях) все проблемы постепенно решаются. И будет уже не просто плакать, просыпаясь от случайной ночной рыбалки, но и целенаправленно призывать Вас на помощь. Ничего страшного. Дело в том, что организм, стараясь в дальнейшем избегать любых неприятностей, с которыми он вынужден сталкиваться систематически, сам для себя открывает эффективные способы как с ними справляться. И вот, через какое-то время он уже до начала момента дефекации или мочеиспускания станет даже во сне ПРЕД-ЧУВСТВОВАТЬ его (а это весьма важное с психологической точки зрения новообразование, или, другими словами, способность) и просыпаться чуть раньше, пока кроватка ещё суха и мила, пока кожа на ягодичках не стала липкой и холодной. Будет просыпаться за мгновение, за два, чтобы позвать маму, с появлением которой чудеснейшим образом отступают все неприятности и невзгоды.
Кроме того, Вы сможете великолепно помочь своему ребёнку тем, что каждый раз, подмывая ему попу, промежность, будете для него озвучивать происходящее, как бы помечая своим словом ощущения, которые ребёнок испытывает (это крайне важно, скажу позже, для чего): так, хорошо, давай помоем попку... тёплой водой... одну ягодичку... теперь другуую... а теперь между ягодицами водичкой помоем, тёёпленькой... молодец!.. ну-ка, давай-ка намылим губку!.. нет, пены нужно побольше, а то не отмоем попу... давай ещё помылим... ууу, сколько пееены!.. смотри, у тебя вся рука белая от пены стала, как будто перчатку белую надел... а теперь ещё помоем губкой попу... ой, да она ещё гряязненькая, чумаазенькая?!.. Моем губкой... (и по-новой проговариваете, комментируете).
Если взять губку, одна сторона которой будет немного шершавой (вроде той, которой моют посуду, только тарелки, а не сковороды..)) и слегка коснуться ею попы, провести по ягодицам, ребёнок может интуитивно сжать мышцы промежности и ягодицы. Ловите эти моменты и тут же как бы помечайте их своим ласковым комментарием: ууу! сжал попку!!!... молодец... а сейчас ещё попку... сож-ми (проводите мыльной губкой, шершавенькой стороной).
Можно проделывать всё это и во время купания, - пока ребёнок ещё не научился произвольно (по собственному желанию) сжимать эти мышцы, управлять ими - когда моете эти части тела. Таким образом, когда ваша речь условно-рефлекторно свяжется с ощущениями ребёнка, станет возможна обратная реакция, когда слово, определённая фраза, произнесённые Вами, вдруг, непроизвольно начинают вызывать у ребёнка все ассоциации, и прежде всего двигательные (т.е. соответствующие движения, связанные с этими Вашими фразами условным рефлексом, движения, которые в предшествующей совместной с Вами деятельности ребёнок производил синхронно с словесным комментарием; психологи называют эти обратные реакции речевыми кинестезиями, которые являются предтечей, базой для успешного развития воли и образного мышления; без развитой сети этих самых кинестезий развитие как бы приостанавливается...). Скажем, ребёнок начинает призывать Вас, интонацией и мимикой сигнализируя о том, что хочет какать. Вы, подходя к нему, говорите: сожми, сожми скорее попку!.. так, потерпи немного... сжал ягодички?!.. (а ребёнок, как бы вдруг, чудесным образом, начинает Вас "понимать" и в ответ на эти слова тут же сжимает свою попу)... сейчас, снимем штанишки... ну вот, молодец, успели до горшка добраться... (и уже совсем расслабленным голосом)... ну, теперь давай покакаем!.. ух ты!!! это - победа!!!... (ребёнок должен почувствовать, что Вы рады тому, что он научился управлять собственным телом). В общем-то, вот и все дела.
2  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Дети старше 5 лет / Проблема становления письменной речи : Март 05, 2012, 17:03:12
Проблема становления
письменной речи.
 
 
Проблема становления письменной речи до сих пор является в полной степени не решённой. По нашему мнению, это происходит потому, что письменная речь рассматривается не с позиции общего психического развития ребёнка, а либо с позиции соответствия её взрослым образцам, либо из позиции сопоставления и противопоставления этапов речевого развития.
 
Спор о сущности письменной речи, её связях с устной и внутренней речью, начавшись в 30 годах нашего столетия, не разрешён до настоящего момента.
Л.С. Выготский, разводя высшие и натуральные функции по роли и месту в ходе психического развития ребёнка, говорил, что "развитие письменной речи принадлежит первой, наиболее явной линии культурного развития потому, что оно связано с овладением внешней системой средств, выработанных и созданных в процессе культурного развития человечества" (Л. С. Выготский. 1983. С. 179), и соотносил процесс овладения письмом с общим ходом психического развития ребёнка. Он писал: "Развитие письменной речи имеет длинную историю, чрезвычайно сложную и начинающуюся задолго до того, как ребёнок в школе приступает к изучению письма". Однако дальнейший ход развития исследований по проблеме письменной речи привёл к дискуссии, не угасающей по настоящий момент.
Трояновский в работе "О письменном изложении учениками своих мыслей" пишет: "Письменное изложение хотя и отличается от устного, но не представляет из себя чего-либо особенного, основанного на других законах, чем устное изложение мыслей. И если ученик умеет выразить свою мысль устно, то он, несомненно, напишет её, раз умеет писать, и дело учителя сводится только к тому, чтобы показать ученику самый механизм изложения мыслей" (текст цитируется по работе Д. Б. Эльконина. 1998). В каком-то смысле, эта позиция близка нам, так как мы не отделяем развития устной речи от общего хода психического развития ребёнка. И в этой связи, не разделяем полностью идею, высказанную Д. Б. Элькониным: "предположение, что письменная речь есть простой перевод устной речи в письменные знаки, не оправдывается уже при самом поверхностном анализе" (1998. С. 6).
 
Да, безусловно, письменная речь представляет собой более высокий уровень речевого развития; она включает в себя такие виды символической деятельности как рисунок и игра, требует постановки правильного речевого дыхания, а также воли как способности вызывать и удерживать определённое психическое состояние.
Подход к письменной речи, как к чему-то особенному и сложному, по сути, перевернул сам итог проведённого Д. Б. Элькониным исследования, так как дальнейший ход исследований по данной проблеме начал вестись не в логике общего развития ребёнка, а в сопоставлении уровней развития письменной речи у различных детей. Выявленные Д. Б. Элькониным особенности в развитии устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста легли в основу "сравнительной педагогики". Таким образом, была нарушена генетическая связь общего психического развития и развития речи. Это привело к иному пониманию средств и целей развития речи, как устной, так и письменной, и уходу от логики развития к логике формирования по жёстко заданным эталонам. Это постепенно привело к тому, что дети, не достигшие высших уровней развития, стали выводиться в отдельные классы или группы, что предопределило дифференциацию в обучении сверстников. (В исследованиях Д. Б. Эльконина, высшего уровня развития естественным путём достигали 2-3 ученика в классе.) Процесс обучения письму большинством ученых-методистов стал рассматриваться в рамках овладения технической стороной письменной речи, а именно: написания букв, соединения букв в слова, слов в предложения. Только после научения детей технической стороне письма с детьми проводятся творческие письменные работы.
 Рассматривая базовые программы обучения детей письменной речи, нельзя не заметить, что подавляющее большинство из них выстроено в этой логике формирования письменной речи. Обучение выстраивается от овладения технической стороной письма и чтения, так как в начальном периоде обучения с детьми не проводятся не только творческие работы, направленные на обучение чтению и письму, а даже работа по развитию речи отнесена на вторую половину года, по завершению обучения письму и чтению.
Мы также не можем согласиться с идеей Д. Б. Эльконина о том, что "... если устная речь начинает своё развитие с целого предложения, и ребёнок до начала обучения чтению и письму не осознаёт фонетического состава своей собственной речи, то письменная речь начинает своё развитие именно со звуко-буквенного анализа в письменной речи" (1998, с. 6). Как нам кажется, ошибка кроется в разделении единого хода процесса развития речи. По нашему глубокому убеждению, основанному на длительном исследовании, проводившемуся в течение 20 лет, и письменная и устная речь начинают своё развитие с обозначения смысла целой фразой или предложением. Любое предложение должно быть сформулировано, затем разделено на слова, и лишь после этого ребёнок способен проводить сканирование звука с артикуляционного аппарата и перевод звуковых сигналов в буквенные.
 
В образовательной технологии «Росток» мы предлагаем методику становления письма, выстроенную в логике развития речи, отличную от общепринятой в настоящее время. Данная методика наиболее эффективна при обучении детей с шестилетнего возраста, так как именно этот возраст сензитивен для развития третичных зон коры головного мозга. (По мнению нейрофизиологов, развитие высших психических функций, в том числе и письменной речи, коррелирует с развитием третичных зон коры головного мозга.) Программа составлена для четырёхлетнего срока обучения в начальной школе.
 
Становление письменной речи у детей младшего школьного возраста является глобальной задачей их индивидуально-личностного развития. И от того, как мы подойдём с  ребёнком к решению этой проблемы, зависит весь ход его дальнейшего психического развития.
Важно понимать ценность человеческой способности фиксировать собственные представления, неоднократно возвращаться к прошлым переживаниям и умозаключениям, занимая по отношению к ним каждый раз новую рефлексивную позицию. Детская игра и рисование становятся теми видами деятельности, в русле которых ребёнок становится способным делать это – происходит становление символизма, предтечи в становлении и развитии знаковой функции. Ведь становление письменной речи и предполагает овладение общекультурными знаками в письменности.
В момент овладения знаком ребёнок придаёт символическое значение общекультурному знаку и лишь постепенно, соотнося собственные значения со значениями взрослого, он приходит к пониманию и принятию значения, закреплённого знаком в культуре.
Важно подчеркнуть и то, что ребёнок оказывается готовым к открытию для себя смысла культурного знака взрослого, лишь в условиях взаимодействия со сверстниками. Так как именно в совместной деятельности  с ними приобретается опыт понимания другого лица, ощущения совпадения символических значений и рождения группового символа. Иными словами, все участники взаимодействия, придавая единые значения предметам, словам, создают едино-значимый продукт, при этом каждый ощущает уникальную продуктивность в общей реализации.
 
Именно по этому, становление письменной речи мы рассматриваем как психическое новообразование, с которым связано интеллектуальное и личностное развитие индивида.
Теперь должно быть очевидным, что проблемой становления письменной речи является вовсе не якобы-парадоксальность и противоречивость самого процесса, а позиция взрослых в создании условий его протекания.
Давайте увидим письмо не в качестве школьной дисциплины или учебного навыка, которым необходимо овладеть, а в качестве способности, продвигающей  индивидуальное развитие в течение всей дальнейшей жизни.
 
Степанова
Валентина Васильевна

p.s Источник http://rostok-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21:2009-11-02-09-18-58&catid=3:2009-10-23-20-06-20&Itemid=8
3  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / от 3 до 5 лет / о том, как мы любим :-) : Март 05, 2012, 16:59:52
… о том, как мы любим J
 
Любить своего ребёнка так естественно… это отношение можно выразить фразой: «Люблю, потому что ты есть».
 
Но очень часто на игровых площадках, в транспорте, в кафе и просто на улицах встречаешь родителей, которые, кажется, думают иначе. 
Похоже, им видится недостаточным или неправильным просто так любить своих детей. Они полагают, что малыш обязательно должен заслужить родительскую любовь: « Люблю тебя за то, что ты… собрал на место все игрушки (хорошо себя вёл, сам оделся, вынес мусор или вовремя сделал уроки)».  Так, взрослые начинают делить свою любовь на мелкие порции, выдавая в качестве заслуженной награды, или, напротив, лишая её собственного ребёнка в наказание за проступок. Так поступают дрессировщики, воспитывая своих питомцев, не правда ли?
Вам интересно, как это чувствуют малыши?… Они пребывают в постоянной тревоге… – ведь их могут разлюбить в любой момент!
 
Другие родители полагают, что дети и так знают об их любви, или этот вопрос их просто не должен интересовать («не доросли ещё»).  Они не считают необходимым всякими способами напоминать малышам о том, как крепко их любят. А ведь маленькие дети очень нуждаются в выражении наших чувств.
И вовсе не требуется изо дня в день твердить: «Я очень тебя люблю», - достаточно быть с ребёнком в общем поле переживаний по поводу чего-нибудь увиденного, услышанного, сделанного и с удовольствием обмениваться ими, порождая тем самым любовь. Выстроенное подобным образом общение в семье позволяет ребёнку ощутить совместность бытия, «присоединённость к опыту» близких людей. И ребёнок чувствует это телом: откликаясь на безусловность родительского принятия, он мостится на ваших коленях и, прижимаясь к вам всем телом,  встраивается в вашу позу, захватывая в крепкие объятья. А вам в этот момент трудно понять, держится он за вас или, что есть силы, старается удержать вас сам. Чудный момент, и я счастлива, что у меня есть возможность дорожить им.
Хотелось бы этим образом всколыхнуть вас изнутри, вызвать внутренний отклик, напомнить о целостности этого переживания. Любить и быть любимым, давать и брать – два проявления одной функции, одной способности - безусловно принимать и базово доверять. Это как «вход», одновременно являющийся «выходом». И от того, насколько мы открыты этой способности, зависит наше благополучие и то, что получается в жизни наших близких.
 
В одном из популярных журналов я натолкнулась на цитату незнакомого мне американского психолога, некоего Росса Кэмпбелла (автора книги «Как на самом деле любить ребёнка»). Он сравнивает детей с зеркалами.  «Каждый малыш, словно зеркало, отражает нашу любовь, но никогда не начинает любить первым. Только если одарить ребёнка безусловной любовью и принять его таким, какой он есть, то и малыш возвратит вам эту любовь, столь же безусловно любя взрослых». Каково…?
Я, например, сразу поняла, что книжку эту искать не буду, читать мне её незачем. Автор говорит о безусловной любви и в то же время обозначает очерёдность выражения этого чувства (…не начнёт… первым…),  определяет условие безусловности ))) (если…, то малыш возвратит…), да ещё и степень проявления (..возвратит… столько же безусловно любя…) J
Да и сама метафора, на мой взгляд,  неполноценна.  Не хочется думать, будто ребёнок, на уровне раздражимости простейших организмов откликается на проявления взрослых. Да и «отражать любовь» невозможно, ею можно жить, она как способ восприятия и жизнедеятельности окрашивает наше мироощущение. Причём ей не надо учиться, это не достижение, которое мы обретаем на определённом этапе жизни. Любовь есть в нас всегда, с самого нашего рождения. Вопрос лишь в том, насколько мы открыты ей,… как глубоко внутри себя храним… и как относимся  (как к бесценному невосполнимому сокровищу, которое хочется уберечь и, по возможности, приумножить, или как к нескончаемому источнику жизненных сил, дающему и опору, и энергию, и направление в жизни).
 … так как же мы любим? Зачем в нас любовь?

p.s Источник http://rostok-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23:2009-11-02-09-47-19&catid=3:2009-10-23-20-06-20&Itemid=8
4  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / от 3 до 5 лет / Что кроется под маской «трудный ребёнок»? : Март 05, 2012, 16:56:03
Что кроется под маской
«трудный ребёнок»?
 
                        .
В последнее время все чаще встает вопрос о так называемых "трудных детях». Как правило, это словосочетание используют, имея в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.
Для значительной части детей с подобными трудностями в поведении характерно аффективное поведение.
 
По мнению психологов, аффект - это низшая стадия эмоционального развития, характеризующая привязанность к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью и яркой внешней выраженностью. У детей дошкольного возраста аффекты проявляются безудержным смехом или плачем, сильным страхом, асоциальным поведением. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых. Напомним, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части связаны лишь отклонением от нормального психического развития, а не с психическим заболеванием.
 
Существует мнение о том, что в последние годы число подобных отклонений  резко увеличилось. Причину этого видят, прежде всего, во внешних факторах: просмотре подряд всех телепередач, длительном пребывании в детском саду, кризисе семьи и многом другом. Мы же предлагаем сместить акцент внутрь всего этого, точнее внутрь ребёнка, находящегося в указанных условиях,  и определяем основную причину зла непосредственно в психическом развитии современных детей.
Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они умеют красиво говорить и мало что умеют делать руками, они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут интересно играть или работать. Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством «трудных» детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении. Возьмем, например, игру. У современных детей умение играть развито очень слабо, игра вытеснялась другими, взрослыми видами деятельности. Это привело к тому, что ребенок не может сам себя занять, часто можно слышать: "Мама, поиграй со мной, мне скучно!", - ребенок не может длительно выполнять одну деятельность - схватит одно — бросит, схватит другое - бросит и т.п. Ребенок остается эмоционально равнодушным (бесконечное ломание игрушек, отсутствие любимых игрушек, мучение животных, неумение подчиниться правилам), что соответствует низкому уровню психологической подготовки к школе.
 
Таким образом, проблема детей с трудностями в поведении нуждается в новом теоретическом осмыслении. Американские практические психологи, работающие в рамках психологической службы, пришли к выводу, что снятие негативных проявлений в поведении ребенка, прежде всего, связано с воздействием на него. Можно убрать все внешние помехи - не читать страшных сказок, сменить воспитателя, вообще перестать ходить в детский сад, но через некоторое время трудности появятся снова - ребенок начнет бояться нестрашных сказок, конфликтовать с другой воспитательницей, убегать из дома и т.п.
Поэтому необходимо изменить самого ребенка, сделать его более неуязвимым, научить справляться с различными трудностями.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то легко убедиться, что они очень похожи. Однако одни дети легко их проживают, а для других они становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. И мы уверены, что дети с негативными проявлениями имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей в поведении. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если профилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
 
Именно в течение раннего и дошкольного периодов детства очень велик процент развития невротических реакций. Почему это происходит? ...
В анализе причин основное внимание исследователей обращается на особенности развития нервной системы, недостаточности жизненного опыта, неправильного воспитания и целого ряда других причин.
Мы считаем, что многие аффективные реакции вызываются недостаточным уровнем развития детского воображения. Ведь именно воображение позволяет ему осмысливать и переосмысливать любые наличные ситуации; именно воображение  обеспечивает ребёнку способность действовать по замыслу. О тесной зависимости между развитием эмоций, умением управлять ими и творческим воображением говорит и психологический анализ поведения и деятельности аффективных детей.
Так, эти дети очень зависят от наглядной ситуации. Ребёнок как бы «залипает» в ней, не может адекватно из неё выйти. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и  в совершенно безопасные ситуации. Даже когда взрослый сам помогает прекратить ситуацию, вызвавшую аффект, ребёнок долго не может из неё выйти. Например, в магазине, когда девочке, наконец, купили понравившуюся её куклу, она всё равно горько плачет.
Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является  низкий уровень произвольности поведения. Этим как раз и объясняется тот факт, что дети, боящиеся, например, чудовищ, постоянно их рисуют, думают о них, включают в игру, каждый раз испытывая при этом непреодолимый страх.
Ещё одно качество аффективных детей связано с чётким разделением когнитивной и эмоциональной сфер личности ребёнка. Единство аффекта и интеллекта, на которое указывал Л.С. Выготский как на непременное условие формирования детской личности, у таких детей нарушается. И когнитивный фактор, который часто помогает контролю поведения, у этих детей не имеет решающего значения. Так, мальчик говорит взрослому: «Я знаю, что оно (чудище) не вылезет из телевизора, но всё равно боюсь и убегаю».
Наконец, четвёртый момент в поведении аффективных детей – их безынициативность, внешняя послушность взрослому. В новой ситуации они сначала испытываю испуг, а затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых.
 
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта заключается в том, что ребёнок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов её переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении оказывается ориентация ребёнка на наличную «картинку», уход от альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного контекста ситуации. Появление же этих возможностей связано с развитием у ребёнка воображения.
 

Согласно взглядам ведущих ученых, воображение как психический процесс предполагает, во-первых, видение целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой. Существует три основных показателя (соответствующих стадии) в развитии функции воображения - это опора на наглядность, использование прошлого опыта и наличие особой внутренней позиций.
Способность ребенка видеть целое раньше частей связана с умением понять контекст ситуации, ее смысловое поле. Другими словами, для того чтобы догадаться, что указанный фрагмент - это часть картинки (с изображением слоненка или пирамидки), ребенок
должен ясно представлять слоненка или пирамидку, и тогда кусочек приобретает смысл. Представить этот образ ребенку помогает реальный воспринимаемый им предметный мир (первый уровень) или прошлый опыт (второй уровень), или существование особой внутренней позиции (третий уровень).
 
Дети с аффективным поведением имеют воображение, где представлено лишь две компоненты – предметная среда и прошлый опыт. Особая внутренняя позиция у таких детей практически не представлена. А её отсутствие не дает ребенку возможности управлять наличной предметной ситуацией,  рассматривать ее в целом и быть отделенным от нее,  ребёнок не может подчинять себе ситуацию, овладеть их содержательными особенностями. Формирование такой позиции у детей дошкольного возраста происходит постепенно, причем решающее значение при этом имеют основные виды детской игры.
 
При формировании у детей особой внутренней позиции хорошо использовать сюжетно-ролевые игры типа "Волшебник", где сама роль дает ребенку возможность чувствовать себя всемогущим. Проигрывание таких ролей способствует тому, что ребёнок начинает чувствовать себя субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией.
Особое место при формировании воображения имеет система отношений ребенка со сверстниками и взрослым. При этом,  следует учитывать, что отношения «Ребенок – Взрослый» и «Ребенок – Ребенок» неоднородны.
Так, в отношении «Ребенок – Взрослый» взрослый может быть равным партнером по совместной деятельности, а может противостоять ребенку как собственно взрослый. Отношения «Ребенок – Ребенок» также предполагают, с одной стороны, отношения равных партнеров, а с другой стороны, такие отношения, где ребенок выступает в роли «взрослого». При формировании воображения крайне важна именно эта вторая сторона отношений ребенка.
Конечно, эта позиция ребенка качественно отличается на разных ступенях дошкольного возраста. Так, для детей младшего дошкольного возраста эта сторона отношений ребенка со сверстниками неотличима и включена в отношения ребенка со взрослым. Взрослый в этих ситуациях выступает как более неприспособленный, неумелый, незнающий сверстник. Суть его вопросов и реплик сводится к "расшатыванию" эталонов и шаблонов, к поиску новых, оригинальных путей и решений, к нахождению смыслов и контекстов   различных ситуаций.
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен ставиться в соревновательные
отношения со сверстниками. Выполнение заданий "сделай по-другому, чем у соседа", "кто лучше придумает", "закончить по-своему предложенный рассказ или ситуацию", "загадать соседу загадку" и т.п.   дает детям возможность лучше почувствовать себя творцом и показать более высокий уровень развития воображения.
В старшем дошкольном возрасте исполнение ребенком роли взрослого ставит его в позицию "обучающего". Ребенок учит других детей тому, чему он сам научился, придумывает и рассказывает сказки, показывает спектакли, распределяет   роли, организует игру. Эта позиция помогает детям по-новому взглянуть на уже известные ситуации, прочнее овладеть имеющимися знаниями и умениями и главное - полнее включить воображение в свою повседневную жизнь.
Таким образом, формирование воображения у детей предполагает организацию совместной деятельности взрослого и детей, где каждый участник является ее полноправным членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый обладает необходимыми творческими качествами. Выделенные условия формирования воображения являются одновременно условиями, способствующими психическому развитию в дошкольном возрасте и подготовке детей к обучению в школе.
Эти условия являются неравнозначными и появляются на арене психического развития не одновременно. Так, если создание творческих условий и косвенное руководство взрослого деятельностью детей целенаправленно, то формирование компонентов воображения проходит поэтапно.
Детям младшего дошкольного возраста необходима организация особой предметной среды, потому что именно она является пусковым механизмом, который способствует формированию воображения в этом возрасте.
Детям среднего дошкольного возраста предметные "костыли" уже не нужны. Пружиной, которая разворачивает воображение, является опыт самого ребенка.
Наконец, в старшем дошкольном возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим целям и желанию.
Однако эта логика далеко не всегда соблюдается. Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания (а у каждого малыша они уникальны) предопределяют проявления индивидуального развития каждого и могут, в некоторых случаях, привести к различным формам отклонения в развитии (например, к трудностям в поведении).
Описанные нами психологические черты аффективных состояний говорят о ведущем значении воображения для развития эмоционально-личностной сферы ребёнка в дошкольном возрасте. Становится очевидным, что искажения в развитии воображения приводят к серьезным трудностям в поведении детей. Коррекционная работа предполагает как сохранение всех общих закономерностей развития, так и разработку специальных условий, которые помогут выправить существенные изъяны.
 
Степанова
Валентина Васильевна

p.s Источник http://rostok-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22:-q-q&catid=3:2009-10-23-20-06-20&Itemid=8
5  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Дети старше 5 лет / Системно деятельностный подход : Февраль 28, 2012, 16:14:27
Нашла очень интересное видео.
Предназначено видео для учителей начальных классов, но думаю оно также будет полезно и родителям будущих школьников т.к там затронуты многие проблемы системы образования и её изменения которые идут щас с переводом школы в сферу услуг и новых стандартов.

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=sv7lQkucaUM#!
6  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Ценностные установки : Февраль 13, 2012, 23:48:08
Автор Степанова Валентина Васильевна

Добрый день всем читателям блога!

Для того, чтобы наш разговор по поводу становления способностей был продуктивным, нам необходимо с Вами обсудить еще одну важную тему — это ценностные установки. В последнее время достаточно часто стали упоминать о них в СМИ, но получить практически значимую информацию для рядового родителя не представляется возможным. Нам необходимо залатать этот пробел.

Так вот, каждая культура обладает своей системой ценностных установок, которые обеспечивают выживание этноса на его территории. Если мы с Вами понимаем, что культура — это функциональная организация сообщества со своим представлением о мироустройстве, с базовыми видами деятельности, обеспечивающими выживание народа в данной среде; со своей системой символики, в которой закреплен как позитивный, так и негативный опыт поколений — именно этот опыт и является основой для становления ценностных установок.

Мы должны понять, что этнос — это единый организм, где каждый человек уподобляется клетке целостного организма. Культура — это функциональная организация этого единого организма, направленная на удержание этой целостности и сохранения ее жизнедеятельности.

Представители одной культуры находятся в очень мощной взаимосвязи. Культура предопределяет наше место внутри социума.

Мы можем это осознавать, или не осознавать — но сути протекания процессов нам не изменить. Пока еще не совсем понятны механизмы действия ценностных установок внутри индивида. Но если мы имеем внутри себя ценностные установки, которые ведут за собой ущерб или разрушение этноса, то носитель этих ценностных установок элиминируется из культурного пространства. Чаще всего это связано с лишением способности к воспроизводству потомства, чаще всего либо бездетность, либо тяжелые болезни детей и внуков, либо наркомания и т.д.

Все религии мира, весь фольклор (мифы, легенды, сказки) указывают нам на допустимые и не допустимые формы поведения, описывают траектории выхода на правильные ценностные установки, и всегда говорят о бесславии тех, кто не видит потребностей других людей, не готов к взаимопомощи. И это не случайно. По выражению Теплова: «Мышление — свернутая форма общения». То — есть нет общения, — нет мышления.

Таким образом, если мы принимаем, что социум — это единый организм, а мы всего лишь его элемент, и мы должны выполнять свою функцию, поддерживая целостность этого организма, то станут абсолютно понятны и те ценности, которые помогут этносу в сохранении. Сохранение жизни — это есть главная задача любой культуры. Каждый человек, представитель данной культуры имеет высочайшую ценность для ее функционирования. У меня часто спрашивают, а зачем нужны маргиналы? Крайне важны, так как они очерчивают для всех представителей культуры край нормы! Они как пограничники — всегда на посту, и никто не хочет приближаться к этому краю. Поэтому и подают на паперти, чтобы маргиналы, не покидали свои места, так как свято место, пусто не бывает — его должен занять кто-то живущий внутри культуры. Именно поэтому бедные люди с большим усердием подают на паперти. Поэтому мы должны быть благодарны всем людям, и всем без исключения желать долгих лет жизни и здоровья. — Не спрашивай, по ком звонит колокол…

Значит жизнь и здоровье не только свое и своих близких, но и любого человека культуры — есть высочайшая ценность

Тогда ваш мозг будет решать задачу удовлетворения потребности организма, не нанося ущерба сообществу, так как жизнь и здоровье другого лица есть высочайшая ценность, и нанесение им ущерба табуируется культурой.

Сохранение целостности культуры не возможно без сохранения целостности его членов. Принятие человека в его целостности, позволяет человеку самому выстраивать траекторию собственной жизни, иметь возможность менять собственную направленность, являться субъектом собственной воли и реализовывать собственные замыслы, отвечая перед собой и обществом за результаты собственной деятельности.

Только целостный человек способен к позитивной творческой активности, которая также будет являться высочайшей ценностью в современном быстро меняющемся мире.

Хочу Вам сказать, что жизнь, до обидного, справедливая штука!

Так вот, если мы внутри себя, даже в мыслях, не позволяем нанести ущерб жизни, здоровью, целостности, творческости другого лица, то наш мозг, если хотите запрограммирован на позитивное решение проблемы, мы видим ходы, а не препятствия на пути решения проблемы, и это есть то, что называют талантом интуиции.

Ну, а если мы хотим славы, власти, денег — то предмет нашей потребности лежит в разрушении целостности социума, и если мы их получаем, то вместе с этим получаем и противовес, а он всегда печален, если полученные ресурсы не направлены на укрепление целостности социума, и его развитие.

Беда в том, что ценностные установки нельзя взять интеллектуально, через знания — их человек открывает для себя, живя внутри социальных взаимодействий. Поэтому невозможно вырастить ребенка талантливым, наняв ему блистательных репетиторов и закрыв его дома, оградив от дурного влияния сверстников. Выход один — создавать общественно-государственную систему образования, внутри которой, через общественный договор, воссоздавать системы ценностей, которые ведут к возрождению Великой Русской культуры, к позитивному развитию личности и! индивидуальности каждого ученика.

С уважением,
Валентина Степанова
7  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Гиперактивные дети : Февраль 13, 2012, 21:42:15
Автор Степанова Валентина Васильевна


У нас учительница в школе все время жалуется, что много гиперактивных детей в классе до 80%, ей трудно с ними, они не слушают урок, все время вертятся, она с ними не справляется, они мешают вести урок. Откуда это явление? Действительно ли среди современных детей стало больше малоуправляемых? Это что — психологические, физиологические изменения, связанные с плохой экологией и здоровьем детей? Или неправильная работа педагога? И что делать нам родителям?
Очень актуальный вопрос. Откуда появляются гиперактивные дети?
Дело в том, что у родителей стало больше времени на уход за детьми, они уже поняли — с детьми надо общаться и повозились с детьми до года, полутора. Это обстоятельство послужило нормальному сенсомоторному развитию ребенка. Здоровый ребенок активен, он хочет все видеть, все трогать, быть рядом со взрослым, повторять за ним все действия. Разумеется детская неумелость и непосредственность являются причиной различных мелких неприятностей — разлитой воды, грязной одежды, бритого ковра, рассыпанной муки, да мало ли еще чего?!!! Этого родители уже терпеть не могут. Ребенок растет, растет его активность, изменяется характер его деятельности, теперь главной ведущей деятельностью становится предметная деятельность, в ней ребенок должен научиться действовать с предметами, пользоваться ими по назначению, класть предметы на место, освоить простые процессуальные виды деятельности: умывание, застегивание одежды, зашнуривание бошмаков, стирку кукольного белья, да и своих трусиков и носочков. Дело в том, что процесс деятельности является организующим моментом. Как бы мы не хотели, но намочить белье быстрее чем это может произойти, нельзя, нужно подождать, прижать всплывшее белье руками, и только после того, как оно намокло, его можно намыливать, тереть грязные пятна, да и не один раз, только тогда можно отстирать детские носочки. Ребенок, захваченный этим действием, научается более длительному, осмысленному сосредоточению в процессе деятельности. Как бы мы с Вами не хотели быстро приготовить пирожки — это получиться не может, нужно замесить тесто, подождать пока оно подойдет, подготовить начинку, разделать тесто, слепить пирожки, поставить их в духовку, и лишь после того, как они остынут, Вы с ребенком подадите их на стол.
Именно процессуальный характер деятельности исчез из культуры семейного быта, он исчез и из деятельности дошкольных учреждений, а вместе с этим исчезла способность к сосредоточенной осмысленной деятельности у огромного числа детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только возвращение к нормальной деятельностной среде в семейном кругу могут изменить ситуацию к лучшему. Мальчики должны помогать отцу мыть и ремонтировать машину, убирать гараж, дети должны помогать по дому, но это не должно быть наказанием — это веселая совместная работа для всех членов семьи.
Такие виды деятельности как вязание, плетение, вышивание, макромэ, вязание морских узлов, оригами, бумагопластика — все помогает ребенку научиться управлять собственным поведением. Нужно только понимать, что для успешного освоения способности к волевому поведению необходимо время. Поэтому не упустите время — это наиболее легко становится до четырех лет.
С уважением В.В.С.
8  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские центры развития / Вальдорфская школа и т.д : Февраль 13, 2012, 20:52:39
Автор Степанова Валентина Васильевна

Штайнер разработал прекрасную систему адаптации детей с задержкой психического развития к работе по обслуживанию отдыхающих. Поэтому необходимо было уделить особое внимание мелкой моторике, дать представление о соотношении формы, цвета — эта способность необходима горничным для уборки в дорогих номерах, прачкам, стирающим дорогое белье, официантам, обслуживающим отдыхающих.
Штайнер решил поставленную задачу — способности к самостоятельному проживанию инвалидов.

Никогда Штайнер не ставил задачи интеллектуального развития в своей системе. Любой профессионал Вам скажет, что нет ни одного высшего образовательного учреждения, которое принимало бы выпускников Вальдорфской школы, максимальный уровень — лицей.

Штайнер и Монтессори занимались коррекцией детей с нарушениями психического развития, к этой категории исследователей необходимо отнести и модного сейчас Глена Домана.
Ребенок с нормальным психическим развитием развивается по иным законам, и урезать его субъектность нет необходимости, он не сорвется, не проявит немотивированной агрессии, его не нужно приучать богобоязни, страху грехопадения. Я, наверное, жестко ответила, но это потому, что перед моими глазами десятки сломанных молодых судеб.

И только у нас в России это предлагается как супер система для состоятельных родителей и детей продвинутой интеллигенции.
С уважением В.В.С.

P.s. Т.к уже несколько лет живу в Европе ни кто не использует эти системы в общеобразовательных школах , если только это не школа коррекции.
9  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские центры развития / Развивающие центры : Февраль 13, 2012, 20:33:23
p.s Думаю это сказано про большинство развивающих центров - по этому название убрано

Вопрос:

В Обнинске открылся детский развивающий центр «ххххххх». Как Вы к этому относитесь, и стоит ли отдавать детей в подобные заведения?


ответ: (Автор Степанова Валентина Васильевна)

Я не знаю относится ли ваша «ххххххх» к сети развивающих центров «ххххххх» — если да, то нет!
Это просто бизнес, Вам продают мечту по сходной цене.
Если не ошибаюсь, то вашему ребенку около 4 лет. До шести лет ему нужен постоянный коллектив сверстников для развития коммуникативных и творческих способностей.
Все коммерческие центры работают на кратковременном воздействии педагога на ребенка, что крайне негативно сказывается на становлении способностей вашего ребенка, кроме способности к запоминанию и повторению. Для того, чтобы продать товар, используют механизм отраженной речи, которая в норме активно функционирует до трех лет, а затем должна переходить в эгоцентрическую (речь для себя) и диалогическую по поводу совместных действий, такие формы речи связаны со становлением образного мышления, но предложить такую услугу в рамках краткосрочного пребывания детей не представляется возможным.
С уважением В.В.С.
10  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / Структура детства : Февраль 13, 2012, 20:27:15
Автор Степанова Валентина Васильевна

Мир быстро меняется, и для того, чтобы быть успешным в нем, необходимо обладать способностью удерживать не только пространство, но и время, необходимо обладать способностью удерживать процессуальность явлений.

Способность к этим формам мышления развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, позже мы только пожинаем плоды наших деяний.

Изменив саму структуру детства, мы изменили среду развития способности, что привело к массовому снижению способности детей к обучению.

Трудно объяснить людям, что введение раннего обучения детей дошкольного возраста через освоение знаковых форм ведет к нарушению человеческой самости, а соответственно и общечеловеческих способностей.

Именно это непонимание, и желание купить способность к музыке, балету, математике повторив способы открытые другими приводит к утрате способности приобрести способность.

Любая способность вырастает на основе собственного опыта, преобразуя его в образные формы мышления, а их в словесно-логические.

Конец семидесятых годов и далее прошел под победоносным знаменем развивающего обучения, которое изменило логику обучения в начальной школе, отдав пальму первенства уже открытым способам, которые дети должны были заучить, и научиться действовать по алгоритму предписанному учителем и учебником, убрав напрочь собственный опыт ребенка, а вместе с ним и время на осуществление самостоятельного поиска. Результат не замедлил сказаться.

Но система еще держалась. Вузовский преподаватель, беря абитуриента на подготовку (репетиторство), возвращал отроков к их опыту и худо бедно научал общепринятым закономерностям, и способности за словами видеть смысл.

ЕГЭ — это победа алгоритмического мышления и окончательный уход от умения размышлять, вот посему и стремятся молодые люди поступить туда, куда возьмут и продлить детство.

И не поднимается рука осуждать молодежь за чужие ошибки, просчеты.

С уважением,
Валентина Степанова
11  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Воспитание и развитие / О талантливых и одаренных детях : Февраль 13, 2012, 19:42:17
Наткнулась в Интернете на очень интересные стать детского психолога. Как потом выяснила что она живет в Смоленской области. К сожалению я уже уехала из Смоленска и появлюсь в нем не скоро, а у вас если будет желание можете попробовать её найти
Вот сама ссылка на статью http://www.vobninske.ru/blog/stepanova/5219.html
Там очень много интересной информации в самих статьях и в комментариях к этим статей
Сама статья приводится ниже
12  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские игры / Шикарный пример раннего развития : Апрель 30, 2010, 16:01:54
Вот яркий пример интенсивного раннего развития ребенка, когда родители стремятся вырастить гения. Родители конечно могут гордится таким ребенком, но каково будет самому ребенку - кто вернет ему полноценное детство?


Мне 20 лет. Этим летом я заканчиваю магистратуру одного из московских вузов. Многие удивлённо спрашивают, мол, как так в таком возрасте? Очень просто - в 14 лет я экстерном окончила школу и поступила в институт...
Но! Хорошо ли это? Да, для самооценки - здорово! Читать в глазах окружающих восхищение!
Но несмотря на то, что в 13 лет я сидела летом в библиотеке по маминому паспорту, потому что в детской библиотеке книг нужных нет, а мои сверстники за окном резвились, несмотря на то, что я добилась отличных результатов по учёбе, я трезво понимаю, что многое я упустила.
Упустила в плане того, что в 15-17 лет я не способна была понять ни законы маркетинга, ни бух учёта, ни статистики! И только когда сейчас мне это пригодилось, я начинаю сама заново начитывать!
Сознание того, что "вот это мне было нужно, а высшей математикой можно было не заниматься", пришло только в 20 лет!
А сколько я упустила ради этих призрачных "плюсов" в виде дипломов?.

13  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские сады / Система образования : Апрель 30, 2010, 15:48:11
Вот нашла по системе современного образования, давно слышала про реформу 80-х годов по снижению уровня образования, но мало кто открыто про это пишет.


«Безграмотное население - это мина замедленного действия»

Все мы родом из детства. А наше детство прошло в стенах родной школы и нас учили прекрасные учителя, которые постоянно что-то сеют: и разумное, и доброе, и вечное. Но может быть пора задать детский вопрос: Почему?
Почему дети, получившие фундаментальное образование, став взрослыми, оказались способны лишь на то, чтобы в лучшем случае уехать за границу, в худшем – стать бомжами? Почему бывшие пионеры и комсомольцы стали родителями миллионов беспризорных?
Министры, мечущиеся в поисках правильного решения, депутаты, неспособные решать проблемы страны, органы МСУ, неизвестно для чего существующие, бюрократический аппарат, разрастающийся раковой опухолью на теле народа, бомжи, копающиеся в помойках.… Все это продукт нашего фундаментального образования. Чтобы обеспечить работой милицию, прокуроров, судей, надо подготовить не одну сотню преступников. И этим тоже занимается школа.
Мы жалуемся на плохие учебники, но пишут-то их люди, получившие прекрасное образование. Совхозы развалились, селяне обнищали - но ведь все жители нашей страны, в том числе и сельские, получили образование на порядок выше того, которое получали дети довоенной России.
После развала Советского Союза и свержения компартии все дружными рядами потянулись в церковь, забыв, что все это уже было: изучение Закона Божьего еще никого не останавливало. Что же нас так непреодолимо тянет к старым граблям-то? Может, не таким уж и фундаментальным было наше образование, если мы хватаемся за религию, как тонущий за соломинку?
Не пора ли задуматься, какая мина замедленного действия была заложена в фундаменте нашего общества – образовании?
От худого семени не жди доброго племени.
Что посеешь, то и пожнешь.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
В ответе ли система образования за то, что произошло и происходит в стране?

Ответ:


В ответе ли система образования за то, что произошло и происходит в стране? И да, и нет! Система образования - это, как обменные процессы в организме, она есть часть целого. И то, что произошло в России, скорее всего связано с чистоплюйством интеллигенции, с обывательским отношением к жизни, не только в стране и мире, а и к своей собственной.
И тянется это с дореволюционных времен! Как и каким образом укоренилась в сознании российской интеллигенции установка - недостойно ввязываться в разборки, наша роль стороннего наблюдателя; третейского судьи; мы не критикуем власть; мы согласны с той ролью и тем местом, которое нам определено!
Поэтому большинство из нас сочли неловким заниматься политикой. Простите, уважаемые коллеги, но даже читая блог, не многие из Вас решаются написать в него. Не для президента, а для консолидации взглядов!
Вот это, Любава, и произошло в 80 годы, когда группа Андропов, Черненко и Алиев, вместе с РАН - решила снизить уровень образования в стране, чтобы люди не страдали от собственной нереализованности.
Почему называю РАН, да только потому, что никто открыто не стал этому сопротивляться! Все проглотили пилюлю, в надежде, что это их не коснется!
И под лозунгом - "Зачем изобретать велосипед - купи и катайся!" - началась борьба с эмпиризмом (опытным путем познания мира). Ученые стали говорить об эффективности педагогического процесса, о непродуктивности житейского опыта, о новых формах мыслительных процессов, об алгоритмизации процессов познания. Убрали эту шелуху, в виде лабораторных, лишних практических работ, и право, зачем пачкать руки нашим детишкам, лучше - наизусть: как пропалывать картошку, как сшить юбку, сварить борщ. Зачем собирать электрическую цепь, для этого в стране учат электриков.
И как-то незаметно для Всех, появилась таблица сложения - наизусть! И никто не кричал, никто не возмущался, и не связывал - этой малости - с распадом советской математической школы.

Именно с этим связан отказ от проблемно-поисковых методов в обучении - они не способствовали интенсификации процессов обучения.
Но на поверку оказалось, что обессмысленное, формальное сознание не способно к элементарным умозаключениям, оно не может взять на себя ответственность за свои поступки, оно дезориентировано, а это привело к массовому алкоголизму и наркомании.
Ушли отцы, но в РАН пришли их дети и внуки. Именно поэтому продвигается компетентный подход в обучении, при котором необходимо быть только осведомленным, думать некогда, и как говорит наш легендарный министр образования - "должны уметь правильно отвечать на четко поставленные вопросы".
Пресловутое ЕГЭ - грустное следствие интенсификации в образовательной среде.
Поэтому, обозначенная цель образовательной системы - развитие творческой индивидуальности, априори, прекрасна!
Но это потребует от педагогов смены системы ценностных установок, а любой психолог Вам скажет, что без потрясений - ценностные установки не меняются. Развитие творческой индивидуальности, как образовательная задача, требует совершенно иного подхода к ребенку, он становится целью и ценностью образовательного процесса, а не умение быстро, до автоматизма, отвечать на правильно поставленные вопросы.
Это обстоятельство потребует создать систему переподготовки педагогических кадров на совершенно иных принципах, однако, глядя на то, каким образом это делается, приходишь в легкое уныние.
Остается последняя надежда - на творческие силы народа!
Родители - все равно платят репетиторам, платят за посещение английской, музыкальной, шахматной, художественной школ, таская детей через весь город. Но это все можно совместить на территории вашего класса, вы сможете выбирать учителя дополнительного образования. Выгоды: Стоимость обучения уменьшается минимум в 10 раз; у детей возникает возможность общаться в классе по-поводу этого содержания; и учитель, и Вы - имеете возможность контролировать и направлять деятельность специалистов в нужное русло.


14  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские игры / Развития творческой индивидуальности : Апрель 30, 2010, 15:03:52
Продолжаю выкладывать интересные статьи из инета:

"Риторика последнего времени, о переходе образования к парадигме развития творческой индивидуальности, может сыграть с образованием злую шутку.
Развитие творческой индивидуальности человека совсем не простая задача, ее с маху не решишь. Даже если это сделать национальным приоритетом, то и тогда понадобится не одно десятилетие для реализации этой грандиозной цели.
Культурологическая ситуация ближайшего будущего состоит в том, что современный быстро меняющийся мир ставит перед человеком задачи быстрой адаптации к переменам и выработке эффективных способов деятельности в этих условиях.
Благополучие цивилизации с каждым днем все больше зависит от действий возрастающего числа людей. Отчуждение значительной части общества от смысла проистекающих процессов в мире уже привело к утрате человеком осознания своего места и роли в нем, а в связи с этим и ответственности за свои действия перед обществом и перед самим собой. Человек, не понимающий проистекающих событий в мире, становится беспомощным, не способным к самостоятельной постановке и реализации целей. Он не в состоянии противостоять внешнему влиянию разрушающих общество сил.
Этим объясняется направленность интересов общества на развитие системы образования, так как вольно или невольно, человечество ускоряет процесс роста производительных сил. Возникают новые политические течения, охватывающие своим влиянием сознание многих народов. Активное развитие СМИ приводит к повышению темпов информационного обмена, новому витку технического прогресса и дальнейшей межгосударственной экономической интеграции. Это неминуемо вызовет потребность общества в людях, способных действовать в нескольких культурных полях одновременно, и сохраняющих при этом собственные национальные и конфессиональные интересы.


Данные условия потребуют от человека умения быстро анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решения, неся ответственность за него не только перед собой, но и перед обществом.
В этих условиях, индивидуальная самобытность человека будет ассоциироваться в общественном сознании как величайшая ценность!
Понимая индивидуальность, как уникальную совокупность способностей человека, позволяющих ему эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры.
Способность, как социально ценное качество, возникает как психологическое новообразование в ответ на активные действия индивида в культурной среде.
Способность нарабатывается эмпирическим (опытным) путем, через освоение ребенком базовых видов деятельности: общения, предметной, игровой, учебной. Способность невозможно транслировать, она заново порождается каждым ребенком в процессе активного участия в деятельности.
Овладение эффективными способами действия в базовых видах деятельности и является средством развития каждого ученика.
Учебная деятельность наследует все предшествующие виды базовой деятельности.Они подготавливают комплекс способностей для успешного обучения. Знаковые формы обучения базируются на символической деятельности, которая развивается в игре и рисунке. Символические виды деятельности в своем развитии опираются на предметную деятельность и общение.
Правильная оценка уровня детского развития, связанная с овладением детьми базовыми видами деятельности, а следовательно, и уровнем развития общих способностей, позволяет учителю выбрать соответствующие методы и приемы обучения, направленные не только на усвоение программных задач, но и дальнейшее развитие детских способностей.
Одно и тоже содержание урока может быть задано средствами различных видов деятельности, как предметной, так символической и знаковой. Способность развивается в доступной, мотивированной для ребенка деятельности.


Позвольте мне высказать еще несколько реплик по поводу становления творческих способностей в процессе обучения.
Человек, как индивид, осваивая базовые деятельности культуры, приобретает не только способности к общественно значимым видам деятельности, но и общественно значимые ориентиры, ценностные установки, принятые гипотезы мироописания, способность к эффективному социальному взаимодействию, что принято называть нормами морали. (Разница в том, что норма всегда задается извне, а способность рождается внутри субъекта). Иными словами, врастая в культуру, человек приобретает социальную компетентность, которая и называется личностью. Вне социальной деятельности личность не становится.
Личность - это средство развития индивидуальности.
Индивидуальность, раскрывая для себя смысл социо-культурных ценностей, приобретает способность к эффективному взаимодействию в обществе, то есть личностно возрастает.
С этих позиций овладение культурой и социальная соотнесенность человека, что и принято называть личностью, должно пониматься и приниматься нами не как цель, а как средство дальнейшего развития индивидуальности.
Важно понять, что личностное развитие базируется на способностях индивидуальности, а не противостоит ей.
Культура, как мы говорили ранее, может существовать только путем постоянного воспроизведения самой себя. Обновление или самовоспроизведение культуры осуществляется за счет творческого освоения предметов культуры подрастающим поколением и внесением в нее новых точек видения.
Поэтому обучение должно быть основано на проблемно-исследовательском способе познания, порождающем способность к выдвижению гипотез, их анализу и сопоставлению с нормативными представлениями культуры, их обоснованию и доказательству.
Это позволит выработать способность к принятию решений с ответственностью за их реализацию. Это крайне важно для успешного функционирования в пространстве быстро меняющегося мира.
15  Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения / Детские игры / Игра : Апрель 21, 2010, 13:28:59
Вот еще нашла интересную статью в инете.


Игра - это спонтанная, самостоятельная, детская деятельность, в которой и происходит становление психических функций ребенка. Ее возникновение связано не только с вызреванием коры головного мозга, но и с правильной организацией жизни ребенка. Первым и главным условием является включение его в процесс взаимодействия со взрослым в мир осмысленных действий с бытовыми предметами. Ребенок второго года жизни уже начинает осваивать действия с предметами (веником пытается подметать пол, повторяет за вами действия с тряпкой, пытаясь вытирать пыль, мыть руки мылом и даже убирать посуду), как ни странно - это является необходимым условием для развития детского восприятия, удержания смысла предметных действий, то есть ребенок начинает пользоваться предметами в соответствии с их функцией. Детям этого возраста не нужны игрушки, они им просто противопоказаны, так как действия с ними не могут быть осмыслены ребенком; игрушки не входят в мир социально ценных предметов, на них, в норме, не направлен интерес взрослого, их функция - отвлечь ребенка от эффективных взаимодействий со взрослым по поводу действий в реальном предметном мире. Детей ограждают от взрослого, помещают в манеж, наполненный чудовищными по форме, окраске и функции предметами, называемыми игрушками. Дети, для привлечения внимания взрослых, выбрасывают их из манежа, взрослый забрасывает игрушки в манеж - этим часто заканчивается предметное взаимодействие ребенка и взрослого. Но это лучший вариант развития предметных действий. Гораздо более тяжелый случай, когда ребенку дают кубики с буквами и цифрами, начинают читать книги, и гордятся если ребенок в два года рассказывает отрывки из сказки о царе Салтане, или угадывает табличку с начертанным на ней словом - поэтому жизненно важная потребность ребенка в общении подкрепляется только в процессе усвоения знаков. Без общения со взрослым ребенок физически не выживает. Поэтому, хочешь жить - учись читать и считать!

Родители, по наивности, принимают активность ребенка по поводу реализации жизненно важной потребности в общении - за интерес к чтению книг, или счету. Ребенок тесно эмоционально связан с родителем, он постоянно следит за реакцией взрослого, он стремиться получить эмоционально положительный отклик на собственные действия, а поэтому запечатляет моменты совместных действий, которые вызвали одобрение взрослого. Для получения эмоциональной поддержки, ребенок воспроизводит данную ситуацию, а мы придаем этому факту совершенно иную смысловую окраску.
Но развивает ребенка совершенно иная деятельность, а именно деятельность в реальном предметном мире в содействии со взрослым. Ребенок, видя как действует с предметами взрослый, пытается повторить это действие, пристраивая руку к предмету, тем самым развивает свою опорно-двигательную систему, что и является гимнастикой не только для тела, но и для ума. Как говорят психологи, предмет переустраивает моторику ребенка, и она становится осмысленной и опредмеченной. Что означает это выражение?
Вы, безусловно, замечали, что ребенок встречаясь впервые с предметом не может его сразу взять, его действия неловки, он роняет предмет. Однако, при частом взаимодействии с предметом, у ребенка еще до того, как он возьмет предмет в руки, рука приобретает оптимальную форму для взаимодействия с предметом. А это означает, что образ предмета отложился как нервно-мышечный комплекс в сознании ребенка, то есть при возникновении такого положения руки, у ребенка будет возникать образ этого предмета, что является базой для возникновения нового этапа в развитии мышления, оно становится не только предметным, но и образным.
Если родитель при взаимодействии с ребенком проговаривает то, что происходит в результате совместных действий, то он создает условия для полноценного речевого развития - так как ребенок воспринимает мир целостно, и речевая форма влита в сенсорный и моторный образ ситуации. Образ - синкрет.

Синкрет, или, как я его называю, ядерный комплекс - это некий психо - физиологический конструкт, объединяющий в себе сенсорные, моторные и речевые компоненты образа, оставшегося от взаимодействия ребенка в реальном мире. Этот конструкт целостен и активен, любая его компонента запускает в активное состояние всю сенсорную и нервно-мышечную структуру, то бишь, память о прежнем действии. Но наиболее активна, до кризиса 6 летнего возраста, моторная (двигательная) составляющая ядерного комплекса, то есть предметные (образные) движения легче всего активизируют те зоны коры головного мозга, которые были задействованы в момент реального действия с предметами окружающего мира, но это и есть та память, на отсутствие которой жалуются педагоги.
Если у ребенка не было реальной деятельности, в которой он принимал непосредственное участие, а он был просто наблюдателем происходящего, если в этот момент никто не проговаривал под его действия - то, разумеется, нет условий для возникновения "ядерного комплекса", который является началом для связной речи, памяти, образного мышления, игры, рисунка, воли!
Именно эту часть жизни, которая является исходной для становления общих способностей, в настоящее время пытаются модифицировать и извратить, не понимая и не отвечая за последствия. Крайним, как всегда, окажется ребенок - так как ему придется ответить собственным здоровьем и собственной судьбой.
Огромное количество школ раннего развития уже откликается тяжелыми проблемами с детским здоровьем. Результат педагогических воздействий отсрочен, и люди зачастую не связывают трудности в развитии ребенка со способами его воспитания и обучения.
Становление письменной речи наиболее эффективно с 6-ти летнего возраста, так как только в это время начинают функционировать лобные доли коры головного мозга, с которыми связывают становление высших психических функций, поэтому все формы знакового мышления должны уйти за эту возрастную черту.
Страниц: [1] 2