Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Не волнуйся, кроха! Как помочь ребёнку научиться управлять тревогой  (Прочитано 171 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3394
    • Просмотр профиля


Наш эксперт – психолог, нарративный практик, травматерапевт, специалист по работе с приёмными семьями Мария Зимина​.

Кажется, малыш всё время ждёт каких-то неприятностей, разочарований. Ему тяжело сконцентрироваться, расслабиться, ведь у него всегда работает внутренний триггер – тревожность. Его сложно успокоить, он постоянно ищет поощрения, одобрения, но и это успокаивает ненадолго. Ребёнок, испытывающий тревогу, всё время ожидает того, что скоро случится нечто страшное…

В ожидании беды
Многие путают понятия «страх» и «тревожность». Страх – первая эмоция на внезапное событие. Например, рядом резко гавкнула собака или неожиданно погас свет. Тревога же – фоновое ощущение. Это беспокойство о том, что может произойти, но неизвестно, произойдёт или нет.

Как ни странно, у тревоги есть свои плюсы. Она помогает собраться, сконцентрироваться для преодоления или решения задачи. Во время тревоги в крови начинает расти уровень адреналина, кортизола, и это мобилизует организм. Но очень важно держать тревогу под контролем. Если тревожность зашкаливает, это отнимает силы, расфокусирует внимание и дезорганизует. Причём одних физически сковывает, других заставляет действовать хаотично. Чтобы успокоить себя, нужно определить источник возбуждения. Такое не каждому взрослому под силу, что уж говорить о детях!

Способность управлять эмоциями мы начинаем тренировать с детства. На то, вырастет ли ваш малыш тревожным, влияют особенности нервной регуляции, отношения с близкими, окружающая среда.

Сигналы SOS
Особенности нервной регуляции – это то, что мы получаем по наследству. Отношения привязанности к значимым людям условно можно разделить на несколько временных периодов.

От рождения до 2 лет

Малышу необходим заботящийся о нём взрослый. Важно, чтобы этот взрослый был привязан к ребёнку, откликался на его плач, крик, кряхтение, удовлетворял его потребности. Малыш, психологически не отделяя себя от того, кому он доверяет, будет и в себе так же уверен.

Если помощь взрослого непостоянна, например, ребёнок очень долго ждёт, пока на его крик откликнутся, малыш начинает испытывать беспокойство, отчаяние. Чем сложнее докричаться до взрослого, тем сильнее нарастает тревога.

От 2 до 3 лет

У малыша в этом возрасте начинают появляться конкретные страхи. Он боится темноты, резких звуков, крупных животных и пр. На формирование тревожности влияет реакция взрослых на его поступки.

Представим, что в комнате погас свет, ребёнок испугался и закричал. На крик пришёл взрослый, успокоил и показал, как включать и выключать свет. Ребёнку необходимо самому научиться ликвидировать причину своего страха, переживать страх и справляться с ним.

Если детский крик стал для взрослого источником волнения, он отругал ребёнка или вывел его из комнаты, не успокоив, малыш решит, что он не может повлиять на ситуацию. Отныне тёмные помещения начнут вызывать у него тревогу, появится беспокойство, и малыш не будет знать, как с ним справиться.

От 3 до 6 лет

Ребёнок растёт, и взрослому надо поддерживать его самостоятельность, инициативу, возлагать на него посильную ответственность, предоставлять право выбора. Если малыша ограничивать («не бери, не делай, не лезь»), запугивать («сейчас Бабу-ягу позову»), настаивать на своём («я лучше знаю»), он не получит опыта принятия и уважения собственных решений. А это необходимо для того, чтобы малыш не вырос тревожной личностью.

От 6 до 9 лет

В школе большинство детей попадают в атмосферу оценки, жёстких правил дисциплины, ответственности, не всегда соизмеримой с возможностями ребёнка. Сильное влияние начинают оказывать окружающие. Появляются значимые фигуры учителя и одноклассников, новые заботы, а вместе с ними и тревоги. Что делать, если тревожность нарастает?

Встаньте на сторону ребёнка и разберитесь, что именно усиливает тревогу в школе и дома.

Найдите то, что приносит ребёнку радость и получается у него (рисование, пение, игра, театр). Это его поддержка в трудные минуты.

Говорите о том, что удалось сделать, понять, увидеть сегодня. Рассказывайте о себе и о своих тревогах, о том, как вы их преодолели. Ваш пример станет надёжной опорой для ребёнка. 

От 10 до 13 лет

Появляются первые ростки гормональных изменений, просыпается интерес к себе и к противоположному полу. Мир вдруг перестаёт быть устойчивым и привычным, родители превращаются из богов в простых людей со своими недостатками, а с самим собой приходится знакомиться заново. И это богатейшее поле для тревоги. «Мам, у меня ноги какие? Почему такие волосы? Нос толстый?» Степень уязвимости взрослеющего человека велика. Задайте себе вопрос: «Что сейчас мною движет? Злость, что он/она не такой, каким я себе представлял? Тревога, что он таким останется?» Не останется, ребёнок будет меняться ещё долго. Здесь важно сохранять отношения доверия, чтобы он чувствовал себя принятым, понятым. Тогда появитсябудет укрепляться уверенность в своих силах.

От 13 лет и старше

Ребёнок приобретает новые навыки, важные для взросления. Тревога увеличивается и играет стимулирующую роль в развитии. Подростку многое нужно понять, принять и как-то приспособиться. В этот период весь накопленный опыт отношения к себе, которое строилось через ваше отношение и вашу уверенность в ребёнке, словно разбивается о резкие изменения тела, гормональный бунт и медленно складывается в новый пазл.

Снижается мотивация к обучению, потому что основная потребность – тусить со сверстниками, т. е. учиться знакомиться, предъявлять себя, занимать место в иерархии группы, отстаивать его, поддерживать отношения и завершать их. На это уходит почти вся энергия, а степень тревоги за то, какой я и примут ли меня, бьёт все рекорды. Ребёнку как никогда нужно сильное плечо, на котором можно поплакать. Тревога – это вполне нормально, ею можно управлять.
Страниц: [1]   Вверх