Название: Психолог объяснила, зачем ребенку нужна своя копилка Отправлено: Maria1984 от Декабрь 10, 2020, 08:34:59 (https://n1s1.hsmedia.ru/7e/34/da/7e34da52cc4a2ed9107d981ca92b3cbd/620x414_1_dd3adfefce778c784c1a89c8d06e4618@2785x1860_0xac120003_18227074031607093630.jpg)
Во многие семьях тема финансов под запретом. Малыши еще не поймут, а старшие уже и сами должны знать: родителям приходится много работать, чтобы обеспечить семью. Но деньги — естественная часть нашей жизни, и знакомить с ней нужно уже в раннем возрасте. По данным исследований, способность эффективно распоряжаться доходами напрямую зависит от приобретенного в детстве опыта. 4–6 лет — знакомство Малыш уже начинает понимать, как все устроено. Например, что на деньги можно купить игрушку или лакомство, а берут их обычно из кошелька и банкомата. Но вот как они туда попадают? Можно рассмотреть вместе с ребенком купюры и монеты, рассказать о том, что на них изображено и зачем мама и папа ходят на работу. 7–9 лет — первая копилка В начальной школе у ребенка появляются первые карманные деньги: на обед, проезд или сладости. Многие поощряют детей за достижения, дарят деньги на день рождения. Благодаря такому первоначальному капиталу ребенок может научиться распоряжаться финансами и развить чувство ответственности. Можно обговорить, на какие расходы ребенок будет получать деньги, и помочь спланировать бюджет. Объясните, что такое расходы и почему в магазинах могут быть разные цены на товары, почему денег может не хватить и что делать, чтобы этого не произошло. У него есть свой бюджет: пусть сам принимает решения, как им распорядиться. Так растет его персональная ответственность за решения и уважение к деньгам. 10–12 лет — планирование бюджета В подростковом возрасте дети стремятся к независимости, в том числе и финансовой. Карманные деньги можно выдавать уже раз в месяц и научить правильно планировать бюджет. Если вначале не будет получаться и ребенок потратит раньше указанного срока, не ругайте его. Помогите разобраться, почему так произошло. Но и компенсировать расходы не нужно, иначе он решит, что родители все равно дадут еще, зачем же экономить. В этом возрасте можно рассказывать про налоги, обязательные и ситуативные расходы, а также способы приумножить капитал. 13–15 лет — первая банковская карта Время осознанного потребления. Безналичные деньги тратить намного проще, но благодаря выпискам и состоянию счета и подросток и родители могут контролировать расходы. Важно научиться избавляться от спонтанных покупок. Не стоит диктовать ребенку, на что тратить деньги, но можно поговорить о том, какими критериями он руководствуется, и помочь избежать ошибок. Например, что дешево не всегда качественно. Заранее оговаривайте с ребенком бюджет на подарки и игрушки на год вперед и даже затраты на его развлечения на один день. Это позволит ребенку научиться планировать и нести ответственность за свои бюджеты. Спрашивайте мнение ребенка по тратам, которые вы планируете для всей семьи. И по ходу дела объясняйте, куда вы тратите деньги, зачем и какая логика всех этих действий. Приучите ребенка записывать свои расходы и доходы в специальное приложение. 16–18 лет — свободное плавание Обычно в это время у молодых людей появляется первая подработка. Важно объяснить, как устанавливаются договорные отношения, как работают кредиты и почему так важно вовремя платить по счетам. Можно планировать общий семейный бюджет и обсуждать финансовую ситуацию дома. Полезные игры «Мой план» – игра, обучающая планированию и ведению бюджета. «Монополия». Издания рассчитаны на разный возраст, от 5 до 14 лет. Учит распоряжаться стартовым капиталом, чтобы устранить конкурентов и стать монополистом в своей области. «Антимонополия» учит выживать среди конкурентов и эффективно использовать финансы в сложных условиях. «Денежный поток». Есть версии для детей 6–9 лет и старше. Учит мыслить как инвестор и видеть финансовые возможности. «Экономикус» развивает навыки ведения бизнеса и получения прибыли в критических обстоятельствах. |