Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Лечебная физкультура и закаливание детей  (Прочитано 984 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Родители нередко считают, что спорт и закаливание в полной мере доступны лишь для абсолютно здоровых, сильных детей. А ребенка ослабленного, больного следует прежде всего тщательно оберегать. Особенно если он мал. И вот малыш, к несчастью своему перенесший несколько простудных заболеваний, обречен на скучное времяпрепровождение, вдали от шумно резвящихся сверстников, под бдительным присмотром родителей или бабушек. Но если бы только скукой все ограничивалось... Без физических упражнений ребенок отстает в развитии. Когда же начинаешь говорить с такими бдительными родителями, сразу выясняется, что они в принципе совсем не против физической культуры и закаливания, они понимают, что все это необходимо и полезно, но... «нашему нельзя. Стоит ему только немного побегать - вспотеет и заболеет».

И что тут возразишь - ведь они правы. Ослабленный, изнеженный да вдобавок и не по погоде одетый ребенок действительно может заболеть, если набегается. И тогда вам скажут с укоризной: «Вот видите, мы же говорили. Он такой слабенький...» И замыкается своеобразный порочный круг: чем больше малыша оберегают, тем большее количество воздействий, безразличных или даже полезных для любого здорового ребенка, становятся для «слабенького» опасными. В самых крайних случаях любая прогулка на улице кончается простудой. И тем не менее поставить на ноги таких детей могут только разумные меры физического воспитания. Другого пути нет. Только начинать нужно, разумеется, не с бега в шубе, а с последовательного, осторожного и неукоснительного закаливания, массажа, гимнастики. Сюда входит и постепенное приведение одежды в соответствие с сезоном и температурой, и приобщение малыша к нормальному двигательному режиму. И с этими рекомендациями родители обычно соглашаются, но часто, увы, только «в теории»: тревоги и опасения, связанные с возможностью болезней, оказываются, сильнее разумных доводов. Да и кроме того - пусть на нас не обидятся родители - кутать и «не пускать» ведь проще, чем изо дня в день настойчиво заниматься физическим воспитанием.

Нередко бывает, что взгляд родителей на воспитание не меняется и тогда, когда такой ребенок подрастает и становится школьником. Они осаждают учителей и школьных врачей, требуя освободить сына или дочь от уроков физкультуры, соревнований, туристских походов. Часто приносят справки о перенесенных заболеваниях. По мнению родителей, это - достаточный повод для полного освобождения от физкультуры. Столь распространенное заблуждение основано на неверных представлениях. Родители не понимают или не хотят понять, что движение - непременное условие нормального формирования и развития растущего организма, мощнейший биологический стимулятор, действие которого не заменить ни одним лекарственным средством. Даже в ходе лечения тяжелых заболеваний в больнице стараются ввести в режим элементы лечебной физкультуры. Она широко применяется в отделениях выздоравливающих после тяжелых травм и операций.

Болезнь нарушает нормальную жизнедеятельность организма, резко ослабляет его защитные силы, угнетает обменные процессы. Вся тактика врачей направлена на то, чтобы помочь организму ребенка справиться с причиной, вызвавшей болезнь, скорее ликвидировать последствия болезни. И в этом смысле физическая культура - важнейшее звено лечения. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что вынужденное отсутствие движений или ограничение подвижности, которое всегда сопутствует болезни, во многом определяет ее тяжесть. Состояние больного еще больше осложняется, если организм был и до болезни ослаблен тепличным воспитанием, малоподвижным образом жизни.

Ясно, что оберегание ослабленного ребенка - не защита от болезни, а потворство ей. Именно физическое воспитание таких детей требует постоянного внимания и наблюдения взрослых. Строится оно на тех же основах, что и у других детей, то есть включает весь комплекс оздоровительных и гигиенических мероприятий, закаливающие процедуры, упражнения. Разница же состоит в том, что для детей с отклонениями в состоянии здоровья строже должна соблюдаться постепенность в применении новых форм закаливания и физической культуры, непрерывность проведения занятий, индивидуальный подход в выборе методов физического воспитания, что диктуется характером нарушений в организме, вызванных болезнью.

Здоровые дети занимаются в кружках, спортивных секциях, участвуют в соревнованиях. Для ослабленного ребенка эти возможности обычно закрыты - и тем важнее роль домашних занятий. Следует учесть и еще одно обстоятельство. Дети, особенно маленькие, не воспринимают своей болезни столь обостренно, как взрослые, они не могут еще ясно представить ее возможные последствия. Но излишняя опека родителей, которые постоянно ограничивают их подвижность, запрещают играть со сверстниками, может натолкнуть ребенка на мысль о том, что он «не такой, как другие», создать у него своеобразное чувство неполноценности. А это не может не сказаться отрицательно на формировании всей личности маленького человека. Ограничивая подвижность ребенка, родители часто лишают его радости общения со сверстниками, радости познания окружающего мира через действия, игру, личный опыт. Ребенок лишается многих положительных эмоций, редко испытывает чувства радости, веселья, удовольствия. А они так необходимы на пути к здоровью!

Многообразны методы воздействия на организм детей с отклонениями в состоянии здоровья. Методы эти можно разделить на три группы:

1. Профилактические меры физического воспитания, направленные на укрепление организма, повышение его сопротивляемости. Благодаря им предотвращается наступление новых болезней или обострение имеющихся.

2. Специальные физические упражнения и меры закаливания, которые являются составной частью лечения, а иногда единственным лечебным мероприятием.

3. Лечебная физкультура, состоящая из комплексов упражнений, направленных на устранение возникших в результате болезни нарушений в деятельности организма. Эти занятия должны быть тесно связаны с режимом ребенка, проводиться по рекомендациям врача или методиста лечебной физкультуры под его строгим контролем. Нерегулярные, не связанные с режимом дня элементы лечебной физкультуры теряют свой оздоровительный смысл.

Где и как заниматься с детьми? Профилактические меры закаливания и физические упражнения следует проводить дома. Это - воздушные и водные процедуры, массаж и гимнастика для малышей первого года жизни, подвижные игры и тренировка двигательных навыков для дошкольников, утренняя гигиеническая гимнастика, элементы спортивных игр для школьников.
Страниц: [1]   Вверх