Вот еще нашла интересную статью в инете.
Игра - это спонтанная, самостоятельная, детская деятельность, в которой и происходит становление психических функций ребенка. Ее возникновение связано не только с вызреванием коры головного мозга, но и с правильной организацией жизни ребенка. Первым и главным условием является включение его в процесс взаимодействия со взрослым в мир осмысленных действий с бытовыми предметами. Ребенок второго года жизни уже начинает осваивать действия с предметами (веником пытается подметать пол, повторяет за вами действия с тряпкой, пытаясь вытирать пыль, мыть руки мылом и даже убирать посуду), как ни странно - это является необходимым условием для развития детского восприятия, удержания смысла предметных действий, то есть ребенок начинает пользоваться предметами в соответствии с их функцией. Детям этого возраста не нужны игрушки, они им просто противопоказаны, так как действия с ними не могут быть осмыслены ребенком; игрушки не входят в мир социально ценных предметов, на них, в норме, не направлен интерес взрослого, их функция - отвлечь ребенка от эффективных взаимодействий со взрослым по поводу действий в реальном предметном мире. Детей ограждают от взрослого, помещают в манеж, наполненный чудовищными по форме, окраске и функции предметами, называемыми игрушками. Дети, для привлечения внимания взрослых, выбрасывают их из манежа, взрослый забрасывает игрушки в манеж - этим часто заканчивается предметное взаимодействие ребенка и взрослого. Но это лучший вариант развития предметных действий. Гораздо более тяжелый случай, когда ребенку дают кубики с буквами и цифрами, начинают читать книги, и гордятся если ребенок в два года рассказывает отрывки из сказки о царе Салтане, или угадывает табличку с начертанным на ней словом - поэтому жизненно важная потребность ребенка в общении подкрепляется только в процессе усвоения знаков. Без общения со взрослым ребенок физически не выживает. Поэтому, хочешь жить - учись читать и считать!
Родители, по наивности, принимают активность ребенка по поводу реализации жизненно важной потребности в общении - за интерес к чтению книг, или счету. Ребенок тесно эмоционально связан с родителем, он постоянно следит за реакцией взрослого, он стремиться получить эмоционально положительный отклик на собственные действия, а поэтому запечатляет моменты совместных действий, которые вызвали одобрение взрослого. Для получения эмоциональной поддержки, ребенок воспроизводит данную ситуацию, а мы придаем этому факту совершенно иную смысловую окраску.
Но развивает ребенка совершенно иная деятельность, а именно деятельность в реальном предметном мире в содействии со взрослым. Ребенок, видя как действует с предметами взрослый, пытается повторить это действие, пристраивая руку к предмету, тем самым развивает свою опорно-двигательную систему, что и является гимнастикой не только для тела, но и для ума. Как говорят психологи, предмет переустраивает моторику ребенка, и она становится осмысленной и опредмеченной. Что означает это выражение?
Вы, безусловно, замечали, что ребенок встречаясь впервые с предметом не может его сразу взять, его действия неловки, он роняет предмет. Однако, при частом взаимодействии с предметом, у ребенка еще до того, как он возьмет предмет в руки, рука приобретает оптимальную форму для взаимодействия с предметом. А это означает, что образ предмета отложился как нервно-мышечный комплекс в сознании ребенка, то есть при возникновении такого положения руки, у ребенка будет возникать образ этого предмета, что является базой для возникновения нового этапа в развитии мышления, оно становится не только предметным, но и образным.
Если родитель при взаимодействии с ребенком проговаривает то, что происходит в результате совместных действий, то он создает условия для полноценного речевого развития - так как ребенок воспринимает мир целостно, и речевая форма влита в сенсорный и моторный образ ситуации. Образ - синкрет.
Синкрет, или, как я его называю, ядерный комплекс - это некий психо - физиологический конструкт, объединяющий в себе сенсорные, моторные и речевые компоненты образа, оставшегося от взаимодействия ребенка в реальном мире. Этот конструкт целостен и активен, любая его компонента запускает в активное состояние всю сенсорную и нервно-мышечную структуру, то бишь, память о прежнем действии. Но наиболее активна, до кризиса 6 летнего возраста, моторная (двигательная) составляющая ядерного комплекса, то есть предметные (образные) движения легче всего активизируют те зоны коры головного мозга, которые были задействованы в момент реального действия с предметами окружающего мира, но это и есть та память, на отсутствие которой жалуются педагоги.
Если у ребенка не было реальной деятельности, в которой он принимал непосредственное участие, а он был просто наблюдателем происходящего, если в этот момент никто не проговаривал под его действия - то, разумеется, нет условий для возникновения "ядерного комплекса", который является началом для связной речи, памяти, образного мышления, игры, рисунка, воли!
Именно эту часть жизни, которая является исходной для становления общих способностей, в настоящее время пытаются модифицировать и извратить, не понимая и не отвечая за последствия. Крайним, как всегда, окажется ребенок - так как ему придется ответить собственным здоровьем и собственной судьбой.
Огромное количество школ раннего развития уже откликается тяжелыми проблемами с детским здоровьем. Результат педагогических воздействий отсрочен, и люди зачастую не связывают трудности в развитии ребенка со способами его воспитания и обучения.
Становление письменной речи наиболее эффективно с 6-ти летнего возраста, так как только в это время начинают функционировать лобные доли коры головного мозга, с которыми связывают становление высших психических функций, поэтому все формы знакового мышления должны уйти за эту возрастную черту.