Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Что кроется под маской «трудный ребёнок»?  (Прочитано 5254 раз)

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Что кроется под маской
«трудный ребёнок»?
 
                        .
В последнее время все чаще встает вопрос о так называемых "трудных детях». Как правило, это словосочетание используют, имея в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.
Для значительной части детей с подобными трудностями в поведении характерно аффективное поведение.
 
По мнению психологов, аффект - это низшая стадия эмоционального развития, характеризующая привязанность к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью и яркой внешней выраженностью. У детей дошкольного возраста аффекты проявляются безудержным смехом или плачем, сильным страхом, асоциальным поведением. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых. Напомним, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части связаны лишь отклонением от нормального психического развития, а не с психическим заболеванием.
 
Существует мнение о том, что в последние годы число подобных отклонений  резко увеличилось. Причину этого видят, прежде всего, во внешних факторах: просмотре подряд всех телепередач, длительном пребывании в детском саду, кризисе семьи и многом другом. Мы же предлагаем сместить акцент внутрь всего этого, точнее внутрь ребёнка, находящегося в указанных условиях,  и определяем основную причину зла непосредственно в психическом развитии современных детей.
Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они умеют красиво говорить и мало что умеют делать руками, они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут интересно играть или работать. Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством «трудных» детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении. Возьмем, например, игру. У современных детей умение играть развито очень слабо, игра вытеснялась другими, взрослыми видами деятельности. Это привело к тому, что ребенок не может сам себя занять, часто можно слышать: "Мама, поиграй со мной, мне скучно!", - ребенок не может длительно выполнять одну деятельность - схватит одно — бросит, схватит другое - бросит и т.п. Ребенок остается эмоционально равнодушным (бесконечное ломание игрушек, отсутствие любимых игрушек, мучение животных, неумение подчиниться правилам), что соответствует низкому уровню психологической подготовки к школе.
 
Таким образом, проблема детей с трудностями в поведении нуждается в новом теоретическом осмыслении. Американские практические психологи, работающие в рамках психологической службы, пришли к выводу, что снятие негативных проявлений в поведении ребенка, прежде всего, связано с воздействием на него. Можно убрать все внешние помехи - не читать страшных сказок, сменить воспитателя, вообще перестать ходить в детский сад, но через некоторое время трудности появятся снова - ребенок начнет бояться нестрашных сказок, конфликтовать с другой воспитательницей, убегать из дома и т.п.
Поэтому необходимо изменить самого ребенка, сделать его более неуязвимым, научить справляться с различными трудностями.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то легко убедиться, что они очень похожи. Однако одни дети легко их проживают, а для других они становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. И мы уверены, что дети с негативными проявлениями имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей в поведении. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если профилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
 
Именно в течение раннего и дошкольного периодов детства очень велик процент развития невротических реакций. Почему это происходит? ...
В анализе причин основное внимание исследователей обращается на особенности развития нервной системы, недостаточности жизненного опыта, неправильного воспитания и целого ряда других причин.
Мы считаем, что многие аффективные реакции вызываются недостаточным уровнем развития детского воображения. Ведь именно воображение позволяет ему осмысливать и переосмысливать любые наличные ситуации; именно воображение  обеспечивает ребёнку способность действовать по замыслу. О тесной зависимости между развитием эмоций, умением управлять ими и творческим воображением говорит и психологический анализ поведения и деятельности аффективных детей.
Так, эти дети очень зависят от наглядной ситуации. Ребёнок как бы «залипает» в ней, не может адекватно из неё выйти. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и  в совершенно безопасные ситуации. Даже когда взрослый сам помогает прекратить ситуацию, вызвавшую аффект, ребёнок долго не может из неё выйти. Например, в магазине, когда девочке, наконец, купили понравившуюся её куклу, она всё равно горько плачет.
Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является  низкий уровень произвольности поведения. Этим как раз и объясняется тот факт, что дети, боящиеся, например, чудовищ, постоянно их рисуют, думают о них, включают в игру, каждый раз испытывая при этом непреодолимый страх.
Ещё одно качество аффективных детей связано с чётким разделением когнитивной и эмоциональной сфер личности ребёнка. Единство аффекта и интеллекта, на которое указывал Л.С. Выготский как на непременное условие формирования детской личности, у таких детей нарушается. И когнитивный фактор, который часто помогает контролю поведения, у этих детей не имеет решающего значения. Так, мальчик говорит взрослому: «Я знаю, что оно (чудище) не вылезет из телевизора, но всё равно боюсь и убегаю».
Наконец, четвёртый момент в поведении аффективных детей – их безынициативность, внешняя послушность взрослому. В новой ситуации они сначала испытываю испуг, а затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых.
 
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта заключается в том, что ребёнок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов её переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении оказывается ориентация ребёнка на наличную «картинку», уход от альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного контекста ситуации. Появление же этих возможностей связано с развитием у ребёнка воображения.
 

Согласно взглядам ведущих ученых, воображение как психический процесс предполагает, во-первых, видение целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой. Существует три основных показателя (соответствующих стадии) в развитии функции воображения - это опора на наглядность, использование прошлого опыта и наличие особой внутренней позиций.
Способность ребенка видеть целое раньше частей связана с умением понять контекст ситуации, ее смысловое поле. Другими словами, для того чтобы догадаться, что указанный фрагмент - это часть картинки (с изображением слоненка или пирамидки), ребенок
должен ясно представлять слоненка или пирамидку, и тогда кусочек приобретает смысл. Представить этот образ ребенку помогает реальный воспринимаемый им предметный мир (первый уровень) или прошлый опыт (второй уровень), или существование особой внутренней позиции (третий уровень).
 
Дети с аффективным поведением имеют воображение, где представлено лишь две компоненты – предметная среда и прошлый опыт. Особая внутренняя позиция у таких детей практически не представлена. А её отсутствие не дает ребенку возможности управлять наличной предметной ситуацией,  рассматривать ее в целом и быть отделенным от нее,  ребёнок не может подчинять себе ситуацию, овладеть их содержательными особенностями. Формирование такой позиции у детей дошкольного возраста происходит постепенно, причем решающее значение при этом имеют основные виды детской игры.
 
При формировании у детей особой внутренней позиции хорошо использовать сюжетно-ролевые игры типа "Волшебник", где сама роль дает ребенку возможность чувствовать себя всемогущим. Проигрывание таких ролей способствует тому, что ребёнок начинает чувствовать себя субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией.
Особое место при формировании воображения имеет система отношений ребенка со сверстниками и взрослым. При этом,  следует учитывать, что отношения «Ребенок – Взрослый» и «Ребенок – Ребенок» неоднородны.
Так, в отношении «Ребенок – Взрослый» взрослый может быть равным партнером по совместной деятельности, а может противостоять ребенку как собственно взрослый. Отношения «Ребенок – Ребенок» также предполагают, с одной стороны, отношения равных партнеров, а с другой стороны, такие отношения, где ребенок выступает в роли «взрослого». При формировании воображения крайне важна именно эта вторая сторона отношений ребенка.
Конечно, эта позиция ребенка качественно отличается на разных ступенях дошкольного возраста. Так, для детей младшего дошкольного возраста эта сторона отношений ребенка со сверстниками неотличима и включена в отношения ребенка со взрослым. Взрослый в этих ситуациях выступает как более неприспособленный, неумелый, незнающий сверстник. Суть его вопросов и реплик сводится к "расшатыванию" эталонов и шаблонов, к поиску новых, оригинальных путей и решений, к нахождению смыслов и контекстов   различных ситуаций.
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен ставиться в соревновательные
отношения со сверстниками. Выполнение заданий "сделай по-другому, чем у соседа", "кто лучше придумает", "закончить по-своему предложенный рассказ или ситуацию", "загадать соседу загадку" и т.п.   дает детям возможность лучше почувствовать себя творцом и показать более высокий уровень развития воображения.
В старшем дошкольном возрасте исполнение ребенком роли взрослого ставит его в позицию "обучающего". Ребенок учит других детей тому, чему он сам научился, придумывает и рассказывает сказки, показывает спектакли, распределяет   роли, организует игру. Эта позиция помогает детям по-новому взглянуть на уже известные ситуации, прочнее овладеть имеющимися знаниями и умениями и главное - полнее включить воображение в свою повседневную жизнь.
Таким образом, формирование воображения у детей предполагает организацию совместной деятельности взрослого и детей, где каждый участник является ее полноправным членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый обладает необходимыми творческими качествами. Выделенные условия формирования воображения являются одновременно условиями, способствующими психическому развитию в дошкольном возрасте и подготовке детей к обучению в школе.
Эти условия являются неравнозначными и появляются на арене психического развития не одновременно. Так, если создание творческих условий и косвенное руководство взрослого деятельностью детей целенаправленно, то формирование компонентов воображения проходит поэтапно.
Детям младшего дошкольного возраста необходима организация особой предметной среды, потому что именно она является пусковым механизмом, который способствует формированию воображения в этом возрасте.
Детям среднего дошкольного возраста предметные "костыли" уже не нужны. Пружиной, которая разворачивает воображение, является опыт самого ребенка.
Наконец, в старшем дошкольном возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим целям и желанию.
Однако эта логика далеко не всегда соблюдается. Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания (а у каждого малыша они уникальны) предопределяют проявления индивидуального развития каждого и могут, в некоторых случаях, привести к различным формам отклонения в развитии (например, к трудностям в поведении).
Описанные нами психологические черты аффективных состояний говорят о ведущем значении воображения для развития эмоционально-личностной сферы ребёнка в дошкольном возрасте. Становится очевидным, что искажения в развитии воображения приводят к серьезным трудностям в поведении детей. Коррекционная работа предполагает как сохранение всех общих закономерностей развития, так и разработку специальных условий, которые помогут выправить существенные изъяны.
 
Степанова
Валентина Васильевна

p.s Источник http://rostok-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22:-q-q&catid=3:2009-10-23-20-06-20&Itemid=8

ЕкатеринаС

  • Новичок
  • *
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля
нашла ответ на свой вопрос, спасибо.
Страниц: [1]   Вверх