Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Раннее развитие ребенка: проблемы детской одаренности  (Прочитано 844 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Некоторые дети усваивают знания быстрее, чем другие, детский сад и школа не всегда способны стимулировать дальнейшее развитие их интеллекта, и, безусловно, ребенок может страдать из-за этого. Психологические тесты выявляют в таких случаях коэффициент интеллекта, IQ1, намного выше среднего. Малыши с высоким IQ используют интеллектуальные механизмы, соответствующие тем, что характерны для детей старшего возраста, поэтому их развитие и называют ранним.

К сожалению, на раннее развитие ребенка, которое должно было бы приводить к особому вниманию при его обучении, чаще ссылаются как на причину многих его трудностей в детском саду или школе. Стало уже привычным слышать, что ребенок, который учится нестабильно и, кажется, скучает на занятиях, — это одаренный ребенок с ранним развитием.

— Если предполагается, что малыш начал развиваться раньше, чем мог бы, а у него при этом трудности с обучением, нужно рассмотреть, не являются ли причиной другие факторы — например, дислексия или нарушения психомоторного развития. Именно они могут приводить к неуспеваемости, при том, что интеллект остается в полной сохранности.

— Конечно, легче всего объяснить родителям поведение их ребенка каким-то заболеванием, сослаться на его раннее развитие, тем более что все родители хотят услышать, что их ребенок особо одаренный.

— Очень важно обратить внимание на общее развитие, вопрос о раннем интеллектуальном развитии должен рассматриваться одновременно с проблемой эмоциональной зрелости, особенно если речь идет о совсем маленьком ребенке.

Правильное поведение родителей
Если с двух лет, когда ребенок начинает говорить, вы замечаете, что он все понимает, в три года у него уже прекрасная речь, а с первого дня в детском саду он подтверждает свое раннее развитие, показывая, что знает намного больше, чем другие дети:

— воспринимайте названные факты спокойно — это признак того, что ваше дитя здорово, у него нет проблем с окружающими людьми, но, тем не менее, не надо форсировать его обучение;

— помните: раннее развитие детей часто связано с тем, что взрослые стимулируют их природное любопытство, отвечая на все их вопросы — используйте это любопытство, чтобы заинтересовать малыша книгами, и рассказывайте ему сказки;

— не пытайтесь научить ребенка читать в три или четыре года — опыт раннего обучения чтению был проделан в Соединенных Штатах, дети при этом действительно начинали  читать очень рано, но читали они чисто механически и учились несколько лет спустя плохо.

К психоэмоциональному развитию трех-четырехлетнего ребенка нужно относиться особенно внимательно.

— Стимулировать его игры — вот хороший компромисс: игра для ребенка «детсадовского» возраста — лучшее средство обучения.

— Малыш, у которого со здоровьем все в порядке, ходит в детский сад с удовольствием. Причины просты: там у него товарищи, там он развивается в соответствии с новыми социальными отношениями, а кроме того — ему очень нравится учиться в игре. Значит, не стоит пренебрегать этой возможностью!

— Опасно развивать ребенка в какой-то одной области знания: показывать ему буквы или цифры, учить распознавать цвета или рисовать — исключительно ради того, чтобы стимулировать более раннее развитие.

— Стимулирующая педагогика, умноженная на пластичность детского восприятия, позволяет каждому ребенку демонстрировать чудеса раннего развития в той или иной области, но этим создается риск нарушения гармонии познавательного развития в дальнейшем.

В пять-шесть лет малыш переходит в подготовительную группу детского сада, а иной раз даже идет в школу.

— Теперь ему надо уметь вовремя сосредоточиться, мобилизоваться, он должен понять, что нельзя ходить по классу. Однако можно заметить, что некоторые дети к последнему отнюдь не расположены: они привыкли мечтать, они задумчивы, и кажется, что на уроке они скучают.

— Может быть, они скучают потому, что уже знают все, чему их учат.

— Может быть, они разочарованы «невниманием» к ним педагога? Если ребенок знает ответ на заданный вопрос, а его не вызывают, это приводит к фрустрации, иногда у детей даже появляется ощущение, что других спрашивают чаще.

— Для того чтобы ребенок не скучал на уроках и не терял интереса к обучению, нужно всеми способами показывать, что вы придаете очень большое значение тому, что он делает в классе.

— Ребенку доставляет удовольствие рассказывать вам о том, что он выучил или чему научился, поэтому разговаривать с ним необходимо и полезно.

Надо ли тестировать ребенка?
Вы можете обсудить это с психологом детского сада или школы, с учителями, воспитателями. Однако сами вы должны хорошо понимать, чего ждете от тестирования.

— Тесты дают только цифровое выражение IQ, что само по себе ничего не значит, даже если коэффициент выше среднего.
— Интересно знать не цифру, а то, как распределяются результаты ответов на вопросы теста.
— Есть ли разница в том, как у вашего ребенка выражены способности, например, к логическому мышлению и к пространственному, превосходят их или отстают от них способности вербальные?
— Как вел себя ребенок во время тестирования? Выглядел ли он уверенным в себе или встревоженным, испуганным, боялся ли ошибиться?
— Такие наблюдения позволят разобраться в том, насколько важны для вашего ребенка успехи в школе, — даже пятилетнего малыша могут очень волновать оценки, которые он получает.
— Не стоит в случае высоких результатов тестирования требовать от него все большего и большего.
— Оценка развития ребенка, опирающаяся только на состояние его интеллекта, весьма относительна, поэтому мы говорим, что оценивать надо системно, обращая внимание на все аспекты развития ребенка.

Стоит ли перескакивать через класс?
Решение об этом родители должны принимать, учитывая разные мнения (в первую очередь — мнение самого ребенка) и многие параметры, связанные с самочувствием сына или дочери в коллективе. Раннее интеллектуальное развитие для ребенка не только преимущество, но иногда и источник страданий, и в таких случаях ему требуется помощь психотерапевта.

— Ребенок с ранним развитием часто бывает одиноким в группе ровесников, но это зависит в основном от особенностей его личности. Если у вашего ребенка раннее интеллектуальное развитие, ему могут не понравиться грубые или даже жестокие игры детей постарше.

— Порой трудно определить, является раннее развитие ребенка следствием особенностей его личности или наоборот.

— Несколько заторможенный, робкий, неуверенный в себе ребенок или ребенок, не интересующийся подвижными играми и спортом, вкладывает иногда чрезмерную психическую энергию во все, что связано с умственной деятельностью. Его могут особенно привлекать точные науки — тревожные дети, например, часто отдают предпочтение математике.

— Если ребенок у вас спортивный, он легче войдет в коллектив, где другие дети старше его.

— Некоторые дети с ранним развитием чуть ли не с пеленок любят соревнования, неважно в чем — в учебе или в спорте. Успех может укреплять их позицию как лидеров группы.

— Нельзя, чтобы было наоборот — чтобы другие дети отвергали такого ребенка из-за его желания быть всегда сильнее всех.

В конце концов, необязательно, чтобы на ваше решение сильнее всего влияли способности сынишки или дочки к обучению. Конечно же, главное — это мнение самого ребенка, и именно его вы прежде всего должны принимать во внимание.

1 IQ (англ. «Intelligence Quotient», читается как «ай кью») — количественная оценка, определяющая уровень интеллекта взрослого или ребенка относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Те
Страниц: [1]   Вверх