Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Диагностика детско-родительских отношений  (Прочитано 1105 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Взрослые часто не замечают или не способны видеть, что происходит на самом деле, но кроха всегда тонко чувствует малейшие изменения в отношениях родителей, внутрисемейной атмосферы и это, конечно же, отражается на его личности и будущем. С помощью представленных методик вы сможете выявить сформировавшиеся или только зарождающиеся проблемы восприятия обстановки ребенка и при желании откорректировать ситуацию внутри семьи ради здорового психического будущего крохи.
Как понять, что с ребенком что-то не так? Зачем нужны тесты?
В идеале перед тем как устремиться во взрослую жизнь, ребенок неизбежно проходит через институт семьи. Именно здесь ему привьются те или иные навыки и только от взрослых будет зависеть, вырастет он общительным или нелюдимым, уверенным в себе или терзаемым сомнениями. Порой даже незаметно, насколько сильно родители и атмосфера в доме влияют на него. «Он всегда был тихим», «С самого рождения такая», — это распространенная ошибка. Просто степень родительского влияния не знает границ и начинается с самого рождения (если не с зачатия) крохи. Ребенок чувствует все! И если обстановка накаляется, опытный психолог всегда заметит это. Признаки отклонения:
Повышенная тревожность
Замкнутость
Гиперактивность
Ухудшение успеваемости
Трудности в общении со сверстниками
Безынициативность

Ребенок, начиная с трехлетнего возраста и вплоть до подросткового, может проявлять демонстративность. Он будет стараться добиться успеха во всем, до последней капли сил зубрить уроки или, наоборот, станет отъявленным «разбойником», делая что угодно, лишь бы на него обратили внимание. На самом деле, это прямое свидетельство недостатка любви, чувства заброшенности, никому ненужности. Малыш страдает и таким своим поведением старается просто получить для себя толику родительской любви. Далеко не всегда в этом виновата семья. Часто они заботятся и ценят его в достаточной мере, но этого мало в силу гипертрофированной потребности.

Другой стороной медали становится уход в себя и замкнутость. Так часто случается, если ребенок не выдерживает требований взрослого и ожидания слишком давят на него. Здесь также все зависит от поведения родителя. Возможно, после тестирования чада будет правильным пройти и вам тест «Стратегии семейного воспитания», чтобы выявить, истинное отношение к своему ребенку. И авторитарный и чрезмерно либеральный стиль может сослужить плохую службу и привести к усугублению негативных последствий. Здесь потребуется работа психолога с обоими родителями ради коррекции их поведения.

Аномалий может быть много и у каждого проявляться по-своему. Важно, чтобы диагностика детско-родительских отношений в ДОУ не воспринималась агрессивно, как способ «влезть в наши дела». Тестирования, наоборот, помогут выявить проблему и дать рекомендации относительно решения. Трудных детей не бывает, бывает совершенно неподходящая среда для их развития и роста. Помогите детскому психологу адекватно понять ситуацию, и он обязательно придет на выручку.

Перечисленные ниже методики изложены в свободной форме для ознакомления, сами опросники вам предоставит психолог или их можно найти на просторах интернета. Возможно, вы хотели бы провести их сами, у себя дома. Это выполнимо, но помните, что диагностика детско-родительских отношений, во всем ее многообразии и степень развития личности ребенка выявляется более точно только посторонним, незаинтересованным человеком. А вы как раз как никто заинтересованы, потому лучше всего будет довериться опытному профи. Все зависит от сложности, к примеру, «рисунок семьи» может свободно интерпретировать практически каждый.

«Рисунок семьи» — простая и результативная методика
Она рассчитана и на ребенка, и на подростка, и даже на взрослого. Начинать стоит с того момента, когда ребенок способен рисовать людей не в виде «головастиков» с ручками-ножками, а как существ с головой, шеей, туловищем. Не ставьте каких-либо ограничений и не давайте четких установок. Попросите просто нарисовать семью в таком виде, как хочется испытуемому. Заранее подготовьте простой карандаш и половину альбомного листа. Слишком большое пространство может сбить его с толку. Не давайте к этому комплекту ластик, если ребенок настаивает, дайте ему новый лист, а после сравните их между собой. Важно дать понять, что это не задание ради оценки, и никто ругать не будет. Следите, кого нарисуют первым, а кого — последним и избегайте любого упрека.

Во время этой диагностики детско-родительских отношений, предназначенной для дошкольников, попросите обязательно подписать каждый объект: «мама», «папа», «собака Нюся» и т. д. Вы удивитесь, как могут подписать, к примеру, братьев их родная сестра: «мой младшенький братик Максик» и «Виктор». Разница колоссальна, не так ли? Неодушевленные предметы также важны, в том смысле какую роль они играют в жизни ребенка и его семьи (с его точки зрения). И это не всегда свидетельствует о материализме. Просто любимый телефон — вещь постоянная, она является источником удовольствий и информации и никуда не исчезнет, в отличие от человека. В процессе обработки данных учитывайте следующие правила:

Случайностей в рисунке быть не может, все это выражение чувств. Если кого-то не нарисовали, это свидетельствует или об агрессии к родственнику или об отсутствии эмоционального контакта.
Малыша нет на картинке? Возможны два варианта: его не волнует эта ячейка общества или он не может найти свое место в семье.
Размер объекта всегда говорит о важности, его роли для рисующего. Тот, кто выше, — обладает большей властью, по его мнению.
Попросите назвать и подписать каждого персонажа. Даже если количество сходится с вашими данными, возможно, вместо папы он нарисовал Деда Мороза.
Вымышленные герои выражают то, чего не хватает. Это воображаемые отношения. Узнайте все об этом существе и вы поймете чувства крохи.
Самый близкий к нарисованному ребенку персонаж психологически более близок. Это может быть даже не мама, но любимая кошка.
Если семья изображена маленькой в самом верху листа — это говорит о низкой самооценке и высоком уровне требований к себе. В самом низу (чистое место вверху их голов) — низкая самооценка и уровень притязаний.

Страниц: [1]   Вверх