Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Развивайте память ребёнка  (Прочитано 4933 раз)

Stelkina

  • Постоялец
  • ***
  • Карма: +3/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 235
  • Русалка
    • Просмотр профиля
Развивайте память ребёнка
« : Август 28, 2009, 11:22:17 »
Хорошая память – одно из условий успешного обучения в школе. Взрослые просто-таки обязаны помочь ребёнку её развивать. Для этого существуют специальные приёмы и упражнения.

Немного о том, что же такое память.
Память включает запоминание, сохранение и последующие воспроизведения информации, а также её забывание. Причём забывание не менее важно, чем остальные процессы. Ведь иначе мозг переполнился бы информацией.

Существуют шесть видов памяти, но для ребёнка в период обучения в школе важны две: зрительная и слуховая.
Чтобы наиболее эффективно помочь ребёнку, родителям неплохо было бы знать

ОСОБЕННОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ
1. Лучше запоминаются начало и конец сообщения, информации.
2. "Магическое" число запоминания: 7 единиц информации. Отклонения в обе стороны составляет две единицы. 7 ± 2
3. Запоминание зависит от биоритма человека: если активность выше утром – запоминать лучше утром; если активность выше во второй половине дня – запоминать во второй половине дня.
Ребёнок лучше запоминает утром, когда он ещё не получил много новых впечатлений и не устал.
4. У каждого человека все виды памяти развиты по-разному. Запоминает он, опираясь на свой ведущий вид памяти.
5. Качество запоминания зависит от внимания и воли. Если человек не внимателен или не хочет приложить усилия к запоминанию, то результат будет низким.
6. Утомляемость и тревожность – враги памяти. Если человек устал или переживает из-за чего-то – он не сможет хорошо запоминать.
Задача родителей – создать спокойную атмосферу в семье, максимально устраняющую причину для тревог и переживаний.

Память и возраст

Ребёнок до шести лет запоминает в основном то, что больше привлекло его внимание, заинтересовало. Поэтому нужно преподносить материал в интересной форме, используя сказочных персонажей. Сознательное запоминание активно формируется с начала школьного возраста. В возрасте 6-9 лет дети запоминают, в основном, механически (не осмысленно). Они постепенно обучаются приёмам запоминания, и развивается ассоциативная, словесно-логическая память. Подросток запоминает, устанавливая логические связи в материале. Такой способ запоминания более продуктивен.
Память человека развивается до 20-25 лет, держится на достигнутом уровне до 40-45 лет, потом постепенно ухудшается.

Как развивать слуховую память ребёнка 6-9 лет
1. Ритмическое хлопанье. Взрослый прохлопывает несложный ритм – ребёнок должен повто-рить.
2. Механическое запоминание 10 слов (1-2 сложных). Проводить до 4 повторений.
3. Повторение фразы. Ребёнок повторяет фразу за взрослым. Взрослый постепенно удлиняет и усложняет предложения.
4. Запоминание слов, связанных по смыслу. Взрослый медленно читает 10 пар слов. Через 3-7 минут зачитывает лишь первые слова из каждой пары. Ребёнок называет вторые слова. Потом он записывает пары слов, которые запомнил.
5. "Разрезанные предложения".

В ход идут пословицы и поговорки. Взрослый читает 6-10 предложе-ний из 3-6 слов. Например: "Волков бояться – в лес не ходить". Затем читает только первые половинки пословиц ("Волков бояться…"). Ребёнок заканчивает их. Потом наоборот: взрослый читает концовки предложений, а ребёнок говорит начало.
6. Особое умение необходимо проявить в заучивании стихотворений. Начинайте такую тренировку с заучивания одного четверостишия. Когда ребёнок будет запоминать легко четыре строки, увеличьте их количество до восьми, потом до двенадцати. Выучить первую строфу, затем вторую. Повторить первую и вторую вместе. Выучить третью строфу. Повторить все строфы вместе.
7. Пересказ историй. Расскажите короткую историю и дайте ребёнку повторить её. При желании ребёнок может нарисовать на бумаге события рассказанной истории. Постепенно удлиняйте рассказ.

Как развивать зрительную память ребёнка

Тренинг даёт полный простор для родительской фантазии.
1. Предложите ребёнку воссоздать на бумаге события просмотренного 10 минут назад мультика. Чем больше картинок ребёнок нарисует, тем лучше.
2. Разрежьте цветную открытку на части, которые ребёнок постарается со-брать вместе. Покупайте почаще ребёнку специальную игру – "пазлы".
3. Запоминание внешнего вида какого-то предмета, например, вазы. Запомнить нужно все детали и затем описать словами.
4. Запоминание картин природы или городского пейзажа.
Ребёнок в течение одной минуты запоминает картину, затем закрывает глаза и говорит, что запомнил.

Ошибки при запоминании

1. Чрезмерное количество повторений при заучивании. Если Вы по-вторили материал больше 3-5 раз, и качество воспроизведения в последний раз ухудшилось, – отдохните. Потом приступите с новыми силами.
2. Слишком большой объём информации для запоминания за один раз.
3. Использование только механического запоминания.
4. Запоминание в состоянии усталости или тревоги.

Нагрузка в старших классах школы – колоссальная. Особенно в лицеях и гимназиях, где углубленно изучается какой-либо предмет или несколько. Направляясь утром в учебное заведение, подросток помимо кипы книг и тетрадей должен нести множество новых знаний в своей памяти.

Правила сохранения знаний для подростков

1. Выделите то, что нужно запомнить.
2. Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на том, что нужно запомнить.
3. Отделите главное от второстепенного, найдите связи объектов друг с другом.
4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые опорные точки – ключевые слова и фразы. Разбейте на части. Составьте план. Запоминайте, основываясь на плане.
5. Когда запомнили первую часть, переходите к другой. Потом повторите первую и вторую вместе.
6. Опирайтесь на свой тип памяти.
7. Активизируйте образные представления.
8. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
9. Если трудно припомнить, вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.
10. Не путайте узнавание и знание. Если узнали, припомнили, о чём идёт речь, это ещё не значит, что вы данный материал чётко знаете. Если сами смогли правильно воспроизвести информацию, значит, вы знаете.

И последнее. Чтобы развивать память, нужно регулярно в этом практиковаться. Тогда вы достигнете желаемых результатов. Человеку с хорошей памятью покоряются вершины любых наук, что немало способствует успеху в жизни.

Стеблина Валентина Николаевна

ольгац

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +9/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1183
    • Просмотр профиля
Re: Развивайте память ребёнка
« Ответ #1 : Декабрь 29, 2011, 14:47:20 »
Залог улучшения памяти – правильно выбранное время занятий



Для исследования проблем с памятью и обучаемостью ученые успешно используют морских улиток Aplysia californica. Этот моллюск зарекомендовал себя в качестве удобного лабораторного животного, чей мозг имеет много общего с человеческим. Именно на нем американские ученые испытали новую методику развития памяти и когнитивных способностей.

Нейробиологи научного медицинского центра штата Техас в Хьюстоне (University of Texas Health Science Center at Houston – UTHealth) разработали новую методику для улучшения памяти и опробовали ее на морских улитках Aplysia californica. Успешные результаты эксперимента обещают облегчение для тех, чьи проблемы нарушения памяти и когнитивных способностей связаны со старением, инсультом, травмой головного мозга или генетическими нарушениями развития.

Ход и результаты контрольно-проверочного исследования были опубликованы в журнале «Nature Neuroscienc» от 25 декабря. Целью исследования было определить время, когда мозг лучше всего способен к обучению, чтобы проводить занятия именно в пиковые периоды.

Опираясь на результаты предыдущих исследований, выявивших набор белков, связанных с памятью, исследователи UTHealth создали математическую модель, благодаря которой ученые могли узнать, когда шаблонная активность этих белков максимально подходила для обучения. Программное обеспечение учитывало около 10 000 различных премутаций и выбирало наилучшее время занятий.

«Начиная обучение, мы запускаем несколько химических реакций, причем набор последних зависит от выбранного времени. Мы искали время, когда можно будет синхронно запустить максимальное количесво реакций», – рассказывает ведущий автор исследования доктор Джон Бирн (John H. Byrne), заведующий кафедрой нейробиологии и анатомии медицинской школы UTHealth.

Две группы улиток прошли пять уроков, причем одна группа проходила их с интервалом в 20 минут, а вторая – в соответствии с математической моделью. Через пять дней после окончания курса обучения проверка показала, что память первой группы моллюсков не изменилась, тогда как у животных второй группы было зафиксировано значительное улучшение памяти.

«Мы обнаружили, что память можно улучшать эффективнее, – пишет доктор Бирн. – Сегодня время для обучения выбирают, как придется, и, в лучшем случае, при планировании дальнейших занятий принимают во внимание время более и менее успешных сессий. На самом деле, это очень личный вопрос, который можно и нужно решать».

Сегодня ученые планируют провести аналогичные эксперименты для проверки эффективности своего метода в отношении других лабораторных животных и людей.

Страниц: [1]   Вверх