Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Переучивание левшей: причины и последствия  (Прочитано 985 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Большинство людей на Земле — правши. Это означает, что у них «главное», ведущее левое полушарие головного мозга и правая рука. Правая нога — толчковая, правый глаз — главный при прицеливании. И только около 10% жителей планеты — левши, у которых все наоборот. Понятно, преобладающие в мире правши все устраивают преимущественно для себя, так как им удобно, под правую руку, правый глаз, левое полушарие. Левшам приходится порой нелегко, но они могут приспосабливаться, и неплохо со своей леворукостью справляются. Если только им не мешают.

На заре человеческой истории, когда наши предки только учились делать простейшие орудия труда из камня, правшей и левшей среди них было примерно поровну. К началу освоения бронзы праворукие уже уверенно лидировали по количеству: их было около 75%. В наше время левшей осталось 10-15%, и их количество постепенно еще более сокращается. Интересно, что в Восточной Европе (к которой относится и Россия), в Австралии, Южной и Юго-Восточной Азии леворуких больше, чем в Америках, Африке и Западной Европе.

Среди мужчин левши встречаются чаще. Стать левшой человек может вследствие повреждения мозга. Повышенный уровень тестостерона в организме беременной женщины также увеличивает вероятность рождения ребенка-левши. Леворуких детей больше в парах однояйцевых близнецов и среди недоношенных детей. 10 лет назад был обнаружен ген леворукости LRRTM1, расположенный во 2 хромосоме. Одновременно этот ген влияет на формирование эмоций и развитие речи. Леворукость и праворукость могут быть выражены в разной степени. Встречаются также люди-амбидекстры, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Самые необычные из них способны на удивительные вещи — например, выполнять обеими руками одновременно совершенно разные действия. Писать разные тексты, рисовать сразу два рисунка и т. д. Это говорит о том, что и полушария головного мозга у них могут работать над разными задачами одновременно. Нормой это назвать трудно, но феномен на то и феномен. Лево- и праворукость — это не только такие особенности тела, как письмо соответствующей рукой и отталкивание при прыжке ведущей ногой. Доминирующие полушария головного мозга также отличаются друг от друга по своим функциям и задачам, по способу обработки информации и другим параметрам. Некоторые исследования показывают, что правши более склонны к линейному усвоению информации и решению задач, тогда как левши чаще бывают способными к «мультизадачности» и образности мышления. Среди леворуких чаще встречаются «визуалы», поэтому не удивительно, что они часто достигают больших успехов в изобразительном искусстве, кино, театре, моде. А вот точные науки лучше даются правшам с их логическим складом ума.

Справедливости ради надо отметить, что левшей переучивали не только в СССР, но и во всем мире. Исторически сложилось так, что леворукость была порицаема и осуждаема. Это отразилось даже в языках: «правый» чаще означает «правильный», «хороший», «верный», тогда как «левый» — «ложный», «плохой», «неправильный». В некоторых культурах недопустимо использовать левую руку для принятия пищи, приветствия. Левша не может быть свидетелем в суде или, как у некоторых африканских народов, наследовать трон. В средние века леворукость могла привести к преследованию со стороны церкви, потому что левши считались пособниками дьявола. Не удивительно, что стремление ребенка пользоваться преимущественно левой рукой взрослые старались подавить, «исправить». Порой леворукость воспринималась просто как «плохая привычка», с которой непременно нужно бороться. Определенные основания для этого были — на первый взгляд. Мир все-таки приспособлен для праворуких, начиная от застежек на одежде и конструкции ножниц, и до расположения наиболее важных кнопок и рычагов на пультах управления сложных устройств. И многие левши действительно привыкали пользоваться правой рукой, с большим или меньшим успехом. А что им оставалось делать, если «удобную» левую руку или забинтовывали, или привязывали за спину, или просто колотили по ней линейкой или указкой при каждой попытке ее использования? Беда в том, что принудительное переучивание негативно действует на функции головного мозга. Научиться держать ложку в правой руке вместо левой — это мелочи, по сравнению с тем, что левша при этом мог потерять.

Лево- и праворукость связаны с доминированием разных полушарий мозга. Правая рука связана с левым полушарием и наоборот, левая с правым. Заставляя левшу пользоваться преимущественно правой рукой, родители и воспитатели перекладывают функции ведущего полушария на то, которое от рождения для этого не предназначено. Гармоничному развитию ребенка это пользы не приносит, только вред. Кроме того, что ребенок начинает чувствовать себя неловким, неправильным, виноватым, неумелым, у него может задерживаться развитие речи и ее понимания, развиваться невроз, головная боль, расстройства сна и нарушение аппетита, энурез, а в некоторых случаях даже эпилепсия. Переученный левша может навсегда остаться человеком, который обеими руками владеет одинаково плохо. Он может никогда не научиться танцевать и ориентироваться на местности, а также водить транспортные средства. Переученные левши нередко пишут коряво, неразборчиво, с характерными ошибками: часто встречается недописывание слов, изменение порядка букв в словах или «зеркальное» их написание. Могут возникать трудности с чтением и восприятием письменной речи, неспособность связно излагать информацию ни в устной, ни в письменной форме. Изучение всех этих последствий переучивания привело в конце концов к тому, что в середине 80-х годов прошлого века в СССР было принято постановление Министерства образования, отменяющее практику переучивания левшей. Леворуких ребятишек оставили в покое почти везде. Почти — потому что в отдельных школах особенно упорные противники левшизма продолжали попытки переучить левшей на правшей до самого конца века.

В отличие от дремучих средних веков, сегодня леворукость не считается ни грехом, ни меткой дьявола, ни даже чем-то предосудительным или неправильным. Левша может достичь успеха во многих сферах деятельности, перед ним открыты почти все пути. Почти — потому что некоторые ограничения все-таки имеются. Например, не все авиакомпании возьмут на работу пилота-левшу, да и при поступлении в летное училище могут быть проблемы. Были случаи, когда у летчиков-левшей в критический момент возникали трудности, связанные с использованием оборудования, приспособленного под праворуких. Рисковать никто не хочет, тем более жизнями пассажиров. Могут возникать проблемы во время службы в армии, так как большая часть стрелкового оружия также сконструирована для правшей. Но зато какие возможности открываются в мире искусства для левшей с их ярким, образным восприятием мира, эмоциональной открытостью и богатым воображением! А в спорте? Взять хотя бы теннис или фехтование: среди именитых спортсменов почти половина — левши. Так что мир к левшам все-таки благосклонен. Родителям нужно только помочь ребенку осознать этот факт и научиться пользоваться своей особенностью на все 100%. Что для этого нужно? Когда родители заметят, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой вместо правой, не стоит заострять на этом внимание и как-то эмоционально на это реагировать. Пусть малыш воспринимает все как должное. Он такой же как все, не лучше и не хуже. По мере развития навыков, следует помогать ребенку учиться пользоваться обеими руками одинаково хорошо. Это возможно не во всех случаях: некоторые левши правой рукой никогда не научатся действовать так же хорошо, как левой. Но всем остальным это доступно. Для учебы необходимо будет правильно организовать рабочее место: источник света и учебники должны быть справа. Нужно будет помочь ребенку выработать удобный способ письма левой рукой. Но если малыш научится писать и правой тоже, ему это может пойти на пользу, если не будет связано с давлением и негативными эмоциями. На этом этапе полезной будет помощь психолога. Родителям необходимо обращать внимание на характерные признаки, сигнализирующие о том, что мозг не справляется с нагрузкой. Дети могут начинать писать буквы неправильно: в зеркальном отображении, с редуцированными элементами. В словах часто пропускают буквы или просто не дописывают слово до конца, могут менять порядок букв в слове. У ребенка-левши могут возникать трудности с чтением и восприятием письменной речи. Он может научиться читать и писать зеркально — если родители вовремя не заметят этого. А переучиваться потом будет трудно. При изучении математики геометрия может даваться легко, а вот с алгеброй возможны трудности. Необходимо помочь левше научиться систематизировать информацию, структурировать ее, планировать свои действия поэтапно, строить схемы, графики и таблицы. Потребуется помощь и при овладении навыками черчения, включая даже пользование обычной линейкой. У детей-левшей фантазия может быть невероятно бурной. Не стоит мешать ей развиваться. Если ребенок сочиняет и фантазирует, придумывает миры и сказки — это не потому что он любит приврать, а потому, что таков его мир, яркий, наполненный эмоциями. Пусть малыш выражает себя в рисунках, рассказах, танце, конструировании. Быть может, это растет новый Леонардо да Винчи или Чарли Чаплин.

Страниц: [1]   Вверх