Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Терапии для детей  (Прочитано 3612 раз)

Татьяна Kosha

  • Новичок
  • *
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля
    • Email
Терапии для детей
« : Май 24, 2010, 14:14:11 »
Музыкальная терапия для детей

В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и от психологов о преимуществе музыки для детей. Конечно, это совсем неудивительно, ведь уже наши бабушки пели песни детям, чтобы успокоить их. Существуют ли какие-нибудь медицинские исследования по этому поводу?

Экскурс в историю.

ДРЕВНИЕ НАРОДЫ были первыми, кто заметил благотворное влияние музыки, как на душу, так и на тело. Они лечили психологические расстройства музыкой и старались использовать ее как обезболивающие средство в средние века… Но все эти эксперименты проводились над взрослыми.

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее.
Учение решили найти научное обоснование музыкальной терапии. И первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были родившиеся преждевременно дети.

Что же показали исследования?

Как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период пренатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детский ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Врачи также измеряли кровяное давление детей, пульс, ритмичность дыхания. И они всегда наблюдали классическую реакцию адаптации: организм сам привыкал к окружающей среде, и ребенок начинал чувствовать себя лучше.

Что ж, может быть, дети реагируют подобным образом на любой звуковой раздражитель – тиканье часов, разговор? Может быть, созвучие и мелодия никак не связаны с этим?

Исследователи переключились на метроном, который отбивал тихий ритм со спокойной частотой. Дети вели себя достаточно хорошо: успокаивались и засыпали. Но цитохимический анализ четко показал: на фоне работающего метронома ферменты в клетках подавлялись.

К тому же существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является вредной для маленьких детей.

Когда родители собираются забрать своих детей из больницы, доктора рекомендуют продолжать выполнять процедуры музыкальной терапии дома, вместе с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде. Родители по-разному реагировали на эти рекомендации, некоторые из них включали музыку своим детям, некоторые – нет.

Но когда через год эти дети проходили проверку, были обнаружены интересные факты. Дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими дефектами, чем те, чьи родители не поверили в целительную силу музыкальной терапии. Таким образом, появилась обоснованная статистика.

Какую музыку должны слушать дети?

Поразительно, беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Хайдн… Позже они добавили Вивальди и Чайковского…

К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке.

А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки.
Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука.

Музыкальная терапия противопоказана:

1. Детям с предрасположенностью к судорогам;
2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;
3. Детям, страдающим от отита;
4. Детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Остальное на клеточном уровне.

Теперь у родителей есть огромный выбор лекарств – они могут приобрести аудиодиски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или диски с классической музыкой, записанной специально для детей. Такая музыка сопровождается звуком колокольчиков. Некоторым может понравиться такое сопровождение, некоторым – нет. Вы сами должны наблюдать за реакцией вашего ребенка.

Вы также можете приобрести аудиозаписи классической музыки на фоне звуков природы – шума прибоя, звука дождя, шума леса…
Слушайте музыку вместе со своим ребенком и расслабляйтесь, ведь матерям беспокойных детей просто нужен отдых, на клеточном уровне.

Татьяна Kosha

  • Новичок
  • *
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля
    • Email
Re: Терапии для детей
« Ответ #1 : Май 24, 2010, 14:19:14 »

Песочная терапия для детей

Из истории

Впервые в качестве «средства лечения» песок открыл швейцарский психоаналитик и философ Карл Гюстав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум». А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, - это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

Опираясь на теорию Юнга, его ученица, психоаналитик Дора Калф, в 50-х годах прошлого века создала песочную терапию - метод, который сегодня психологи и психотерапевты используют для работы как с детьми, так и со взрослыми.

Ребенок учится решать проблемы

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлечённо строить замки из песка? И это неслучайно. Психологи утверждают: занятия с песком оказывают самое благотворное влияние на психику человека - избавляют от негативных эмоций, переживаний и даже помогают найти пути решения проблем.

Копнем поглубже

Песочница-спасительница не имеет ограничений. С ее помощью психологу удается вытащить на свет то, что сидит в ребенке как заноза. Это способ особого общения: в игре человек признается себе самому в чем-то важном или неприятном, а потому скрываемом. Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

    * различные формы нарушений поведения
    * сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
    * психосоматические заболевания
    * повышенная тревожность, страхи
    * сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
    * неврозы
    * с детьми с особыми потребностями
    * заниженная самооценка.

У многих детей, особенно у мальчиков, повышенная агрессивность. Много гиперактивных: они не могут усидеть на месте, невнимательны, неусидчивы, ими недовольны в школе и дома, потому что бегают и шумят... Им важно успокоиться, что и происходит в кабинете психолога, где их никто не упрекает, не учит жить.

Наших детей беспокоят очень разные проблемы. У подростков чаще всего проблемы в отношениях с друзьями, одноклассниками, несчастная любовь, недовольство собой, конфликты с родителями. Маленькие редко приходят сами - когда кого-то побили или просто обидели. Их чаще приводят родители или учителя. Для этого возраста характерны свои страхи - темноты, потери родителей, переживания после их развода

Мощный ресурс песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладае т замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В песочных картинах есть  важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется. Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила Волшебника

Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Страниц: [1]   Вверх