Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Грезы в царстве Морфея: интересные факты о детском сне  (Прочитано 1138 раз)

natasha_555

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1797
    • Просмотр профиля


Что снится детям в разном возрасте

Детишкам до пяти лет, как правило, снятся статичные, обыденные, короткие образы. Малыши чаще всего видят во сне разных животных, в том числе домашних питомцев, или простые действия, которые они совершают каждый день, к примеру, прием пищи, сборы в детский сад или приготовления ко сну.

После пяти лет сновидения усложняются. Ребенку могут присниться несколько лиц, взаимодействующих друг с другом. Но до восьми лет ребенок редко оказывается активным персонажем собственных снов.

Сновидения детей становятся похожими на взрослые – по частоте и форме – лишь с девяти-одиннадцати лет. С этого возраста ночные грезы ребенка, как и сны взрослых, отражают его собственные проблемы и эмоциональные переживания.

Во время ночного отдыха наш мозг активно трудится, перерабатывает новые сведения и создает ассоциативные связи. Отчасти сновидение служит психотерапевтом, помогающим справиться с полученным днем эмоциональным опытом. Поэтому примерно с десяти лет содержание снов может предоставить ценную информацию о глубочайших переживаниях ребенка.

Идеальный режим сна

Еще в прошлом веке выяснилось, что отсутствие сна приводит к летальному исходу. В ходе одного эксперимента лабораторным крысам мешали заснуть, и через пару недель принудительной бессонницы они умирали. У животных абсолютно не было сил, также у них исчезала способность регулировать температуру тела. Выводы этого исследования подтвердились чуть позже, когда ученые описали редчайшее генетическое заболевание, известное сегодня как фатальная семейная бессонница. В 1986 году из-за нее погибли тридцать членов одной семьи.

Так что давно не секрет: полноценный сон нам необходим. Но обязательно ли строго соблюдать режим ночного отдыха? Ученый Натаниэл Клейтман месяц прожил в подземной пещере и доказал: оптимальное время сна и бодрствования не зависит от того, есть ли у нас часы и можем ли мы видеть закаты и восходы. График уже определен для нас природой.

Ритмы нашего тела – выработка гормонов, подъем и падение температуры, наступление дремотного состояния к вечеру и между двумя и четырьмя часами дня – определяются биологическими часами, встроенными в наш мозг. По биологическим часам, суточный цикл любого человека составляет примерно 25 часов даже тогда, когда нет внешних стимулов.

Однако в течение жизни этот цикл может немного меняться. Например, во время полового созревания ребенок нуждается в более продолжительном сне – вместо восьми около десяти часов. Кроме того, у подростков сдвигается наступление дремотного состояния. Поэтому их трудно вечером отправить в кровать, а проспать они способны до двенадцати дня.

Для чего нужен «тихий час»

Когда разум засыпает, у мозга появляется возможность отфильтровать дневной опыт, оценить его относительную значимость, а затем отправить нужное в огромное хранилище предыдущего опыта – в долговременную память.

Это подтверждает эксперимент ученого Мэтью Уилсона, который натренировал крыс бегать по лабиринту в поисках кусочков пищи. С помощью имплантированных в мозг животных сенсорных датчиков он регистрировал импульсы скоплений нейронов. Нейроны, которые интересовали ученого, находились в гиппокампе – участке мозга, отвечающем за консолидацию памяти как у крыс, так и у людей. Уилсон открыл, что, когда спящие крысы входили в фазу быстрого сна, импульсы возникали в тех же скоплениях нейронов, что и при дневной беготне по лабиринту.

Выходит, процесс обучения наступает, когда мы отплываем в страну снов. Об этом говорит и другое исследование, во время которого испытуемых учили выполнять на компьютере определенную задачу. Их результаты к концу четвертого за день практического занятия понижались. Но если они после завершения второго занятия полчаса дремали, результаты оставались на том же уровне, а если «тихий час» длился все шестьдесят минут, то на третьем и четвертом занятиях результаты становились выше.

Еще несколько фактов о детских сновидениях:

    1. Дети, которые рассказывают о сновидениях чаще, чем их сверстники, не обладают лучшей памятью, словарным запасом или описательными умениями, но у них более высокий уровень зрительно-пространственных навыков.

    2. Те, кто ослеп до пяти лет, теряют способность наблюдать визуальные образы в снах. Люди, которые потеряли зрение между пятью и семью годами, иногда говорят о визуальных образах. Тех, кто перестал видеть после семи лет, посещают такие же яркие визуальные образы, как и зрячих. Это значит, что именно в период от пяти до семи лет мозг учится создавать зрительные образы без опоры на непосредственное чувственное восприятие.

    3. Швейцарскому исследователю Инге Штраух удалось обнаружить любопытные различия между фантазиями и снами детей. В своих фантазиях ребенок часто играет активную роль во взаимоотношениях, в то время как в сновидениях он обычно становится жертвой агрессии или пассивно принимают чью-то дружбу. Штраух сделала вывод, что «в сновидениях дети рисуют себя такими, какие они есть в повседневной жизни, а в фантазиях они представляют себя такими, какими им хочется быть».
Страниц: [1]   Вверх