Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Массаж и гимнастика грудного ребенка  (Прочитано 1840 раз)

natasha_555

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1797
    • Просмотр профиля


Малыша начинают приучать к гимнастическим упражнениям только после 3-х месяцев. Наиболее подходящим моментом для гимнастики является период до ванны. Проветрите комнату, температура воздуха должна быть от 22 до 25°С.

Уложите ребенка на пеленальный столик, покрытый покрывалом. Во время гимнастики хорошо разговаривать с ребенком или напевать ему песенку для того, чтобы подчеркнуть ритм движения и увеличить удовольствие ребенка во время этой процедуры.

Упражнения должны быть достаточно интенсивными и широкими, но без усилий и без попыток преодолеть сопротивление ребенка. Они выполняются матерью, если ребенок здоров. Все мышечные группы должны подвергаться одинаковым нагрузкам. Начинать надо с простых упражнений и при этом нужно разговаривать с ребенком, подбадривать его, пока он привыкнет. Продолжительность сеанса - вначале около 5 минут, а затем следует его продлить до 15 минут.

Поскольку движения доставляют ребенку удовольствие, он после нескольких тренировок, будет активно участвовать в гимнастике. Какие упражнения мама может проводить?

1. Вращательные движения ножек. Для этого обхватывают левой рукой голень ребенка, а правой - стопу и производят вращательные легкие движения ее в обоих направлениях, 8-10 раз для каждой ноги.

2. Начиная с 4 месяцев производят сгибательные движения для обеих нижних конечностей, вначале последовательно то левой, то правой ножкой, а затем двумя сразу.

3. Движения для рук. Мама левой рукой обхватывает предплечье ребенка, а правой захватывает кисть и производит сгибания-разгибания 8-10 раз для каждой кисти.

4. Начиная с 4 месяца делают движения для плеч. Для этого мама захватывает кисти рук ребенка, закладывая в кисть большой палец, и разводит плечи в стороны параллельно плоскости стола по направлению к голове, а затем приводит их к лицу в вертикальном положении к плоскости стола и укладывает их вдоль тела. И так 8-10 движений.

5. Второе упражнение для плеч: руки раздвигают в стороны на уровне плеч, а затем приводят к лицу, перекрещивая на груди.

6. Движение потягивания из лежачего положения в сидячее начинают с 5-месячного возраста. Мама захватывает руки ребенка, как в четвертом упражнении, поднимает туловище ребенка вверх и доводит до сидячего положения, в котором он пребывает 1-2 секунды, и затем осторожно укладывает его в исходное лежачее положение. Это упражнение укрепляет брюшные мышцы и стимулирует ребенка больше находиться в сидячем положении.

7. Упражнения для мышц спины, когда ребенку исполнится 5 месяцев. Исходное положение - ребенка укладывают на живот, лучше, чтобы лицо при этом было обращено в сторону. Мама закладывает большие пальцы в ручки ребенка, а остальными пальцами охватывает суставы кисти и частично предплечья. Затем ручки разводит в сторону, а туловище поднимает вверх на 20 см от плоскости стола и возвращает малыша в исходное полоение. Это упражнение укрепляет мышцы спины, плеч и живота.

8. Для укрепления мышц спины рекомендуют поднимать нижние конечности и таз вверх в то время как грудь, плечи и головка ребенка остаются на плоскости стола. Мама захватывает голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы находились на голенях ребенка, а остальные пальцы обхватывали бы колени и нижнюю поверхность бедра. Ребенок лежит при этом на животике, лицо обращено в сторону, чтобы он мог свободно дышать.

9. После 9-месячного возраста, когда ребенок может передвигаться на четвереньках и уже лучше опирается на ручки, можно пытаться сделать упражнение «тачка», когда ребенка поддерживают за ножки, приподнимая, а он пытается двигаться с помощью ручек. Это сложное упражнение, но оно укрепляет все мышцы туловища и верхних конечностей.

10. В возрасте 6-7 месяцев можно применить упражнение «мостик». Ребенок лежит на спине; охватывая рукой обе лодыжки и прижимая ступни к столу, другой рукой поднимают спинку над плоскостью стола, а головка при этом опирается на стол.

11. После 9-12 месяцев детям рекомендуют упражнение, стимулирующее их подниматься на ноги. Ребенок лежит на спине. Мама левой рукой охватывает лодыжки ребенка, сгибает его колени и приближает стопы ребенка к ягодичной области. Правой рукой нужно захватить ручки и поднимать ребенка в сидячее положение, а затем поднимать его вверх. Ребенок, рефлекторно опираясь на ступни, разгибает туловище и становится на ножки. Затем мама усаживает ребенка и начинает упражнение сначала, повторяя его 8-10 раз.

12. Ходьба на ножках с вытянутыми руками. Если ребенок научился ходить, он может выполнять с мамой это упражнение для повышения тонуса мышц голени и свода стопы. Мама захватывает ребенка за обе ручки, поднимает плечи с предложением для ребенка сделать несколько шагов на кончиках пальцев, а затем несколько шагов всей ступней. Повторить это упражнение 8-10 раз.

Приводим для примера разработанную схему массажа и комплекс упражнений для детей грудного возраста (2 месяца).

• Массаж рук - поглаживание. Ребенок лежит на спине ножками к матери. Большой палец руки вложить в левую кисть ребенка, поддерживая ее. Левой рукой поглаживать внутреннюю, а затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Правую руку ребенка массируют правой рукой. Повторить 8-10 раз.

• Массаж ног - поглаживание. Взять правую ножку ребенка в ладонь правой руки, а левой рукой проводить поглаживание от стопы к паховому сгибу сначала по задней, затем по наружной поверхности голени и бедра. Левую ножку массируют правой рукой. Повторить 8-10 раз,

• Массаж стоп - растирание. Взять правую ножку ребенка за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10 раз. Упражнение для стоп. Указательным пальцем правой руки мать нажимает на ступни ребенка у основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем этим же пальцем нажимает по всей наружной части подошвы стопы от пальцев к пятке. В ответ на это раздражение ребенок рефлекторно разгибает пальцы стопы. Повторить 5 раз.

• Упражнение для туловища. Взять ребенка двумя руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать влево и вправо, нажимая на ребра. Повторить 6-8 раз.

• Массаж живота. Правой рукой поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой рукой - правую половину живота снизу вверх. Повторить 8 раз.

• Массаж груди. Пальцами и ладонями обхватить грудную клетку ребенка. Передвигать руки по ходу межреберных промежутков от середины к бокам. Повторить 3 раз.

• Рефлекторное разгибание позвоночника. Положить ребенка на левый бок. Слегка нажимая двумя пальцами левой руки на спину ребенка, продвигать их вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибается в позвоночнике. На каждом боку
повторить 2-4 раза.

• Массаж спины. Обеими ладонями поглаживать спину ребенка от шеи к ягодицам, а затем тыльной стороной ладоней и пальцев - в обратном направлении.

• Массаж ног - разминание. Держа левую ножку в правой руке, левой рукой разминать мышцы задней и боковой поверхности голени и бедра. Правую ножку массировать правой рукой. Повторить 4-6 раз.

• Массаж ягодиц - похлопывание. Тыльной поверхностью обеих рук легкими движениями похлопывать по ягодицам, меняя руки. Повторить 10-12 раз.

• Ползание рефлекторное. Согнуть ножки ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь матери. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвинуться вперед. Повторить 2-4 раза.

Массаж и упражнения подбираются в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка.

Первый комплекс - от 1,5 до 3 месяцев:

• Выкладывание на живот.
• Массаж спины (поглаживание).
• Массаж живота.

Второй комплекс - от 3 до 4 месяцев:

• Скрещивание рук на груди.
• Поворот со спины на живот вправо.
• Массаж спины (поглаживание и разминание).
• Положение пловца.
• Массаж живота.
• Поворот со спины на живот влево.

Третий комплекс - от 4 до 6 месяцев:

• Скрещивание рук на груди.
• Сгибание и разгибание ног вместе.
• Поворот со спины на живот вправо.
• Массаж спины (поглаживание, разминание, по¬хлопывание).
• «Парение» в положении на животе.
• Массаж живота.
• «Парение» в положении на спине.
• Поворот со спины на живот.
• Сгибание и разгибание ног попеременно.
• Ползание.
• «Бокс».

Четвертый комплекс - от 6 до 9 месяцев:

• Скрещивание рук на груди.
• Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
• Поворот со спины на живот вправо.
• Массаж спины.
• Ползание.
• Массаж живота.
• Присаживание при поддержке за руки.
• «Бокс».
• Поворот со спины на живот влево.
• Поднятие выпрямленных ног.
• Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.
• «Скользящие шаги».

Пятый комплекс - от 9 до 12 месяцев:

• Круговые движения руками.
• Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
• Поворот со спины на живот вправо.
• Поднимание тела. Из положения на животе при поддержке ребенка за руки.
• Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен.
• Присаживание при поддержке за одну руку, отве¬денную в сторону, с фиксацией колен.
• «Бокс».
• Поднятие выпрямленных ног.
• Поворот со спины на живот влево.
• Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч.
• «Скользящие шаги».

Ребенок быстро привыкает к проведению массажа, и, как правило, это доставляет ему удовольствие, повышает его эмоциональный тонус, улучшает настроение, но главное, - посвятив ежедневно 8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную активность ребенка, формируя правильную, красивую осанку.

Если комплекс гимнастических упражнений и массажа малышу не делать, или делать его нерегулярно, то ребенок в период бодрствования, естественно, не будет лежать смирно, а станет сам направлять свою двигательную активность, и обычно его стремление сводится к тому, чтобы быстрее сесть. Но делать это нежелательно, ибо мышечная и костная системы ребенка еще недостаточно развиты и сильны.

Большинство детей к 1 году овладевают самостоятельно ходьбой. По мере дальнейшего развития и совершенствования центральной нервной системы быстро возрастает и развитие двигательных умений.

В возрасте от 1 до 3 лет дети овладевают основными движениями (ходьба, лазанье, бросание), и делают они это с огромным удовольствием: наконец-то можно и без помощи взрослого бегать, прыгать, «лазать во все дырки» и познавать все новое и интересное. Маленький ребенок много двигается, это и естественно, и необходимо для его развития.

У малыша связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развития движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему очень важно, чтобы ребенок вовремя начал держать головку, переворачиваться со спины на живот и обратно, ползать и так далее.

Правильное физическое воспитание, обеспечивая своевременное появление и высокое качество движений ребенка, является одновременно и умственным воспитанием. Недаром говорят, что гимнастика мышц - это, прежде всего, гимнастика ума и нервов. Чем младше ребенок, тем более благоприятно воздействуют на его нервную систему физические упражнения.

Исследования ученых показывают, что в основе образования и закрепления двигательных навыков лежат определенные нервные процессы.

Под влиянием упражнений укрепляется нервная система, обеспечивается высокая согласованность в деятельности мышц, сердца, легких и других органов и тканей. Образуется сложная и очень подвижная система управления движениями, позволяющая наименьшей затратой сил выполнять наибольшую работу.
Страниц: [1]   Вверх