Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Проблема становления письменной речи  (Прочитано 6127 раз)

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Проблема становления
письменной речи.
 
 
Проблема становления письменной речи до сих пор является в полной степени не решённой. По нашему мнению, это происходит потому, что письменная речь рассматривается не с позиции общего психического развития ребёнка, а либо с позиции соответствия её взрослым образцам, либо из позиции сопоставления и противопоставления этапов речевого развития.
 
Спор о сущности письменной речи, её связях с устной и внутренней речью, начавшись в 30 годах нашего столетия, не разрешён до настоящего момента.
Л.С. Выготский, разводя высшие и натуральные функции по роли и месту в ходе психического развития ребёнка, говорил, что "развитие письменной речи принадлежит первой, наиболее явной линии культурного развития потому, что оно связано с овладением внешней системой средств, выработанных и созданных в процессе культурного развития человечества" (Л. С. Выготский. 1983. С. 179), и соотносил процесс овладения письмом с общим ходом психического развития ребёнка. Он писал: "Развитие письменной речи имеет длинную историю, чрезвычайно сложную и начинающуюся задолго до того, как ребёнок в школе приступает к изучению письма". Однако дальнейший ход развития исследований по проблеме письменной речи привёл к дискуссии, не угасающей по настоящий момент.
Трояновский в работе "О письменном изложении учениками своих мыслей" пишет: "Письменное изложение хотя и отличается от устного, но не представляет из себя чего-либо особенного, основанного на других законах, чем устное изложение мыслей. И если ученик умеет выразить свою мысль устно, то он, несомненно, напишет её, раз умеет писать, и дело учителя сводится только к тому, чтобы показать ученику самый механизм изложения мыслей" (текст цитируется по работе Д. Б. Эльконина. 1998). В каком-то смысле, эта позиция близка нам, так как мы не отделяем развития устной речи от общего хода психического развития ребёнка. И в этой связи, не разделяем полностью идею, высказанную Д. Б. Элькониным: "предположение, что письменная речь есть простой перевод устной речи в письменные знаки, не оправдывается уже при самом поверхностном анализе" (1998. С. 6).
 
Да, безусловно, письменная речь представляет собой более высокий уровень речевого развития; она включает в себя такие виды символической деятельности как рисунок и игра, требует постановки правильного речевого дыхания, а также воли как способности вызывать и удерживать определённое психическое состояние.
Подход к письменной речи, как к чему-то особенному и сложному, по сути, перевернул сам итог проведённого Д. Б. Элькониным исследования, так как дальнейший ход исследований по данной проблеме начал вестись не в логике общего развития ребёнка, а в сопоставлении уровней развития письменной речи у различных детей. Выявленные Д. Б. Элькониным особенности в развитии устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста легли в основу "сравнительной педагогики". Таким образом, была нарушена генетическая связь общего психического развития и развития речи. Это привело к иному пониманию средств и целей развития речи, как устной, так и письменной, и уходу от логики развития к логике формирования по жёстко заданным эталонам. Это постепенно привело к тому, что дети, не достигшие высших уровней развития, стали выводиться в отдельные классы или группы, что предопределило дифференциацию в обучении сверстников. (В исследованиях Д. Б. Эльконина, высшего уровня развития естественным путём достигали 2-3 ученика в классе.) Процесс обучения письму большинством ученых-методистов стал рассматриваться в рамках овладения технической стороной письменной речи, а именно: написания букв, соединения букв в слова, слов в предложения. Только после научения детей технической стороне письма с детьми проводятся творческие письменные работы.
 Рассматривая базовые программы обучения детей письменной речи, нельзя не заметить, что подавляющее большинство из них выстроено в этой логике формирования письменной речи. Обучение выстраивается от овладения технической стороной письма и чтения, так как в начальном периоде обучения с детьми не проводятся не только творческие работы, направленные на обучение чтению и письму, а даже работа по развитию речи отнесена на вторую половину года, по завершению обучения письму и чтению.
Мы также не можем согласиться с идеей Д. Б. Эльконина о том, что "... если устная речь начинает своё развитие с целого предложения, и ребёнок до начала обучения чтению и письму не осознаёт фонетического состава своей собственной речи, то письменная речь начинает своё развитие именно со звуко-буквенного анализа в письменной речи" (1998, с. 6). Как нам кажется, ошибка кроется в разделении единого хода процесса развития речи. По нашему глубокому убеждению, основанному на длительном исследовании, проводившемуся в течение 20 лет, и письменная и устная речь начинают своё развитие с обозначения смысла целой фразой или предложением. Любое предложение должно быть сформулировано, затем разделено на слова, и лишь после этого ребёнок способен проводить сканирование звука с артикуляционного аппарата и перевод звуковых сигналов в буквенные.
 
В образовательной технологии «Росток» мы предлагаем методику становления письма, выстроенную в логике развития речи, отличную от общепринятой в настоящее время. Данная методика наиболее эффективна при обучении детей с шестилетнего возраста, так как именно этот возраст сензитивен для развития третичных зон коры головного мозга. (По мнению нейрофизиологов, развитие высших психических функций, в том числе и письменной речи, коррелирует с развитием третичных зон коры головного мозга.) Программа составлена для четырёхлетнего срока обучения в начальной школе.
 
Становление письменной речи у детей младшего школьного возраста является глобальной задачей их индивидуально-личностного развития. И от того, как мы подойдём с  ребёнком к решению этой проблемы, зависит весь ход его дальнейшего психического развития.
Важно понимать ценность человеческой способности фиксировать собственные представления, неоднократно возвращаться к прошлым переживаниям и умозаключениям, занимая по отношению к ним каждый раз новую рефлексивную позицию. Детская игра и рисование становятся теми видами деятельности, в русле которых ребёнок становится способным делать это – происходит становление символизма, предтечи в становлении и развитии знаковой функции. Ведь становление письменной речи и предполагает овладение общекультурными знаками в письменности.
В момент овладения знаком ребёнок придаёт символическое значение общекультурному знаку и лишь постепенно, соотнося собственные значения со значениями взрослого, он приходит к пониманию и принятию значения, закреплённого знаком в культуре.
Важно подчеркнуть и то, что ребёнок оказывается готовым к открытию для себя смысла культурного знака взрослого, лишь в условиях взаимодействия со сверстниками. Так как именно в совместной деятельности  с ними приобретается опыт понимания другого лица, ощущения совпадения символических значений и рождения группового символа. Иными словами, все участники взаимодействия, придавая единые значения предметам, словам, создают едино-значимый продукт, при этом каждый ощущает уникальную продуктивность в общей реализации.
 
Именно по этому, становление письменной речи мы рассматриваем как психическое новообразование, с которым связано интеллектуальное и личностное развитие индивида.
Теперь должно быть очевидным, что проблемой становления письменной речи является вовсе не якобы-парадоксальность и противоречивость самого процесса, а позиция взрослых в создании условий его протекания.
Давайте увидим письмо не в качестве школьной дисциплины или учебного навыка, которым необходимо овладеть, а в качестве способности, продвигающей  индивидуальное развитие в течение всей дальнейшей жизни.
 
Степанова
Валентина Васильевна

p.s Источник http://rostok-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21:2009-11-02-09-18-58&catid=3:2009-10-23-20-06-20&Itemid=8
Страниц: [1]   Вверх