Обязательна ли диспансеризация в школе? Могут ли родители отказаться от обязательного профилактического осмотра детей и пройти его самостоятельно?
Врач, ответственный за проведение профилактического осмотра (как правило — школьный врач), не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала диспансеризации, обязан вручить несовершеннолетнему (его законному представителю) направление на профилактический осмотр с указанием перечня осмотров врачами-специалистами и исследований, а также даты, времени и места их проведения.
Необходимое условие любого медицинского вмешательства (в том числе и профилактического осмотра) — информированное добровольное согласие несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Родители должны быть ознакомлены с перечнем специалистов, лабораторных функциональных методов исследования, утвержденных приказом МЗ РФ от 21.12.12 № 1346н "О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них", и выразить свое согласие или несогласие с профилактическим осмотром ребенка в целом или с отдельными его позициями на предоставленном школьном врачом бланке (или в свободной форме). Родители должны отдавать себе отчет в том, что отказ от прохождения диспансеризации ребенком может привести к несвоевременному выявлению у него серьезного заболевания.
Как проходит диспансеризация школьников?
В день прохождения профилактического осмотра несовершеннолетний прибывает в медицинскую организацию и предъявляет направление на профилактический осмотр и полис обязательного медицинского страхования. Несовершеннолетний, не достигший 15-летнего возраста, прибывает в медицинскую организацию в сопровождении родителя или иного законного представителя.
Если родители хотят пройти диспансеризацию с ребенком самостоятельно, они могут обратиться в медицинскую организацию в любой другой день. В этом случае профилактический осмотр может занять больше времени. По завершении профосмотра необходимо предоставить его результаты в образовательное учреждение.
Может ли диспансеризация детей включать платные лабораторные исследования или услуги специалистов?
Оплата за проведение профилактических медицинских осмотров и диагностических исследований действующим законодательством РФ не предусмотрена.
В случае отсутствия в медицинской организации, проводящей профилактический осмотр несовершеннолетнего, необходимого специалиста либо инструментальных, лабораторных методов обследования ребенок может быть направлен в другую медицинскую организацию. Эту ситуацию регламентирует п. 29 все того же приказа МЗ РФ от 21.12.12 N 1346н:
"В случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по „медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)“, „педиатрии“ или „общей врачебной практике (семейной медицине)“, отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в части выполнения иных работ (услуг), перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, указанная медицинская организация привлекает для проведения предварительных осмотров медицинских работников иных медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг), в соответствии с договорами, заключаемыми между этими медицинскими организациями.
При этом оплата консультаций и проведения исследований действующим законодательством РФ не предусмотрена"
Куда обращаться в случае нарушений прав ребенка при диспансеризации?
В этом случае необходимо обращаться к главному врачу медицинской организации, проводящей медицинский осмотр, а при отсутствии должного реагирования с его стороны на обращение — в Департамент здравоохранения, Территориальный фонд ОМС или страховую медицинскую организацию, где застрахован по ОМС несовершеннолетний.
По закону именно страховые компании стоят на защите прав застрахованных граждан. Поэтому в случае возникновения любых вопросов, связанных с организацией работы медицинских учреждений в системе ОМС, доступностью и качеством медицинской помощи, вы всегда можете обратиться в страховую компанию по телефону "горячей линии", указанному на вашем полисе ОМС, а при наличии страхового представителя в медицинской организации — к нему лично с устным обращением.