Затем наступила эра яслей и детских садов. Как правило, наши мамы и бабушки не мучились вопросом, отдавать или нет ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Причем нормой было посещение детского сада с года-полутора, а иногда и еще раньше — ведь на этот случай существовали ясли, принимавшие малышей с двух месяцев. Развитие общественного воспитания было обусловлено экономическими запросами того времени — все женщины должны были трудиться на благо Отечества. Сейчас ситуация изменилась. У современных родителей есть выбор: быть или не быть детскому саду в жизни ребенка. Когда малыш достигает возраста 1,5−2 года, многие родители начинают задумываться о том, как дальше построить обучение и воспитание своего чада. В последнее время наметилась тенденция оставлять ребенка на домашнем воспитании. Причины этого в большом дефиците мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также в недоверии детским садам, которые не справляются со своими задачами. Рассмотрим плюсы и минусы общественного и домашнего воспитания. Без сомнения, главным достоинством детского сада является социализация.
Иными словами, подготовка ребенка к жизни в обществе, освоение им норм поведения. В детском саду ребенок приобретает опыт общения не только с близкими, любящими его людьми, но и с ровесниками, с воспитателями и нянечками, которые к нему могут испытывать самые разнообразные чувства. Также малыш учится уважать старших, слушаться их, выполнять их поручения и требования, соблюдать дисциплину. Ребенок таким образом приобретает необходимые навыки социального поведения. Также детский сад приучает малыша к оптимальному для растущего организма режиму дня. В дальнейшем это поможет ребенку и при адаптации к школе. Как показывает практика, малыши, посещающие детский сад, более самостоятельны. Они быстрее овладевают речевыми навыками, поскольку общение со сверстниками стимулирует развитие. В обязанности воспитателей входит проведение развивающих занятий с детьми. В домашних условиях не всегда можно, например, найти возможности для проведения музыкальных или физкультурных занятий. Однако есть и минусы воспитания ребенка в детском саду. Инфекционные заболевания, не всегда благоприятный психологический климат в садике, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, обделенность вниманием воспитателя (в группе 25−30 человек), опасность травмирования, непедагогические методы воздействия воспитателей на детей и т. д. — это далеко не весь список обстоятельств, которые омрачают пребывание ребенка в детском саду… К тому же начало посещения дошкольного образовательного учреждения для ребенка всегда стресс. Большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель, громкие разговоры, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми — все это непривычно для ребенка. Длительное пребывание малыша в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
Рассмотрим более детально и домашнее воспитание. Прежде всего, в домашних условиях можно обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Если программа обучения, воспитания, распорядок дня в детском саду ориентированы на среднестатистического ребенка, то дома есть возможность учитывать личные особенности и склонности малыша, с учетом которых установить режим занятий, прогулок и приема пищи. Также плюсом домашнего воспитания является и то, что ребенок под постоянным надежным присмотром. В домашних условиях можно обеспечить и более высокое качество питания. Это особенно актуально для детей, страдающих от пищевых аллергий. Дома ребенок намного меньше рискует подхватить от сверстников инфекционные заболевания или паразитов. Однако некоторые плюсы воспитания в домашних условиях могут обернуться минусами. Известно, что некоторые заболевания легче переносятся в детском возрасте и при этом не сопровождаются осложнениями. Это, например, краснуха, ветрянка, свинка… В этом плане детский сад дает больше возможностей для приобретения иммунитета.
Индивидуальный режим занятий в дальнейшем может осложнить процесс привыкания к школе, потому что в школу ребенок вынужден будет ходить не тогда, когда ему это удобно, а в соответствии с расписанием. Чем позже он столкнется с первым «надо», тем сложнее будет ему в дальнейшем. В домашних условиях гораздо меньше возможностей для приобретения ребенком социальных навыков, чем в детском саду. Общение со сверстниками и посторонними взрослыми людьми, происходящее в дошкольном учреждении само по себе, дома требует определенной тренировки и настойчивости со стороны родителей. В садике дети учатся делиться друг с другом игрушками, уступать, идти на компромисс, сочувствовать, умерять свои желания и учитывать интересы других. В домашних условиях эти навыки малыш усваивает несколько позднее. Интересный факт: если ребенок ходит в детский сад, то уже к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или совсем исчезает; при домашнем воспитании это происходит только к 6 годам, а иногда эгоцентризм сохраняется и до 7−8 лет. Так быть или не быть детскому саду в жизни ребенка? Что выбрать: детский сад или домашнее воспитание? Думаю, каждый из родителей должен решать сам, что подойдет его ребенку больше. К тому же надо учитывать и то, готов ли сам ребенок к началу нового этапа в своей жизни под названием «детский сад».
А может, выбрать золотую середину между садиком и домом? Есть, например, такая практика: до 4 лет ребенок находится на домашнем воспитании, но примерно с 3 лет посещает несколько раз в неделю развивающие кружки. Однако с 4 лет ребенок все-таки начинает ходить в детский сад. В этом случае плюсы обеих систем воспитания налицо.