Смолмама: Форум Смоленских мам

Дети - уход, воспитание, здоровье, развлечения => Детские болезни => Тема начата: Maria1984 от Январь 17, 2018, 08:52:04



Название: Глухота: лечение, причины у детей, взрослых
Отправлено: Maria1984 от Январь 17, 2018, 08:52:04
(http://misanec.ru/wp-content/uploads/2015/06/deaf-children-pictures-i5-768x420.jpg)

Ушная раковина и слуховой проход «собирают» звуковые волны, направляя их на барабанную перепонку. Барабанная перепонка передает колебания, вызванные звуком, на цепь слуховых косточек, которые сообщаются с так называемой улиткой – структурой внутреннего уха, которая превращает механические колебания в нервные импульсы. Последние проходят по преддверно-улитковому нерву в слуховые зоны коры височной доли головного мозга, где и обрабатываются, осознаваясь как звук. Патология любого отдела этой цепочки может вызвать снижение слуха.

По видам глухоты: кондуктивная – вызвана нарушением звукопроведения из-за снижения подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек; сенсоневральная – вызвана нарушением формирования и передачи нервного импульса (патология улитки, преддверно-улиточного нерва) и его восприятия височной долей коры головного мозга; смешанная. К кондуктивным нарушениям слуха относится, например, глухота при отите, когда воспалительный выпот, заполняющий полость среднего уха, нарушает нормальные движения перепонки и слуховых косточек. Кондуктивная глухота – вариант относительно благоприятный, так как может быть излечен, пусть даже в некоторых случаях и требуется микрохирургическая операция (тимпанопластика – восстановление барабанной перепонки, оссикулопластика – протезирование слуховых косточек). Куда хуже, если нарушение слуха развивается по сенсоневральному типу – говорить о восстановлении слуха в этом случае бессмысленно, речь может идти только о слухопротезировании. По времени возникновения снижение слуха бывает: врожденное (в том числе генетически обусловленное); приобретенное. По степени глухоты: I – снижение звуковосприятия на 26 – 40 дБ; II – на 41 – 55 дБ; III – 56 – 70 дБ; IV – 71 – 90 дБ. Если человек не слышит звуки громкостью 91 и более дБ (крик у уха) речь идет о полной глухоте.

Наследственная глухота. Чаще всего передается из поколения в поколение, но может возникнуть и впервые, если по наследству переходит рецессивный ген глухоты. Врожденная глухота. Появляется из-за воздействия патогенных факторов во время внутриутробного развития или в первые минуты жизни. гипоксия плода; родовая травма; остановка дыхания; вес при рождении менее 2500 г. перенесенные беременной инфекции (краснуха, цитомегаловирус, корь, герпес, токсоплазмоз); прием во время беременности ототоксических (действующих на слух) препаратов; тяжелая желтуха новорожденных, вызывающая токсическое поражение слухового нерва. Приобретенные нарушения слуха: перенесенный бактериальный менингит или менингоэнцефалит; тяжелое течение кори или свинки у маленьких детей; хронический отит; травмы и несчастные случаи; применение ототоксичных антибиотиков, диуретиков или химиопрепаратов; воздействие профессиональных факторов (работа в шумном помещении); чрезмерная громкость часто используемых наушников, регулярное посещение баров, ночных клубов и подобных мероприятий с громким звуковым сопровождением; возрастные изменения (пресбиакузис).

Наследственная глухота может быть: синдромальной – то есть связана с комплексом генетических нарушений, где глухота – лишь один их факторов (примерно 30% случаев); Например, при синдроме Пендреда наследственная глухота сочетается с увеличением щитовидной железы, при синдроме Джервелла-Нильсена – с аритмией, вызванной нарушением сердечной проводимости. изолированной (70% случаев). Генетически обусловленная глухота встречается с частотой 1:1500 новорожденных. Нарушения слуха могут возникать как на уровне звукопроведения, так и на уровне звуковосприятия. Сейчас известно более 300 синдромов, среди признаков которых потеря слуха и более 140 генетических участков (локусов), которые вызывают изолированную глухоту. В европейской популяции почти половину случаев несиндромальной глухоты порождает патология гена GJB2, который регулирует работу ионных каналов внутреннего уха. Именно движение ионов сквозь мембрану улитки и создает разность потенциалов, формирующую нервный импульс. На сегодня выделено более 300 вариантов мутаций этого гена, которые могут наследоваться по-разному: Аутосомно-рецессивный тип наследования (75 – 80%). Измененный ген – рецессивный признак глухоты – может скрыто передаваться из поколения в поколение, пока не « встретится» с таким же, унаследованным от второго родителя. В этом случае глухой ребенок рождается у здоровой пары. Аутосомно-доминантный тип (15 – 20%). Для возникновения глухоты достаточно одного мутировавшего гена доставшегося от неслышащего родителя.

Если у взрослых снижение слуха ведет к нарушению трудоспособности и проблемам с общением, глухота у детей вызывает нарушение умственного развития: развивающемуся мозгу недостает информации. По данным ВОЗ, 40% тугоухости и глухоты у детей имеют под собой наследственные причины. 60% случаев потери слуха у детей можно было предотвратить: 31% приходится на инфекционную патологию: корь, менингит, краснуха, цитомегаловирус. К этой же группе относятся пациенты с хроническим средним отитом. 17% вызваны нарушениями нормального течения беременности и родов: это глубоко недоношенные дети, пациенты, перенесшие асфиксию при рождении и пострадавшие от желтухи новорожденных; 4% пострадали из-за применения лекарств, токсически воздействующих на слуховой аппарат; 8% – иные причины глухоты. Для того чтобы снижение слуха не помешало нормальному развитию ребенка, нужно как можно раньше начать лечение глухоты. А для этого важно понять, что малыш не слышит. Как показывает практика, родители обычно замечают такие вещи слишком поздно – и нарушения слуха у ребенка впервые обнаруживают во время обследования перед поступлением в детский сад. Как определить глухоту у ребенка: младенец не реагирует на резкие звуки: погремушки вне поля зрения, хлопки, стук падения предметов и т.д. ребенок к 1,5 годам не реагирует на собственное имя; если позвать малыша из-за спины, он не обернется (многие родители интерпретируют это как «упрямство» или «невнимательность»); у школьников появляются проблемы с учебой, ответами на уроках – ребенок не слышит преподавателя в достаточной мере для усвоения новых знаний (что также часто интерпретируется как «рассеянность» или «неусидчивость»).

Поскольку у родителей часто включаются механизмы психологической защиты, позволяющие не замечать глухоту ребенка, очень важно вовремя проходить все исследования. Сейчас в России работает программа скрининга (раннего выявления) снижения слуха у ребенка. Раньше для скрининга изменений слуха у младенца применялась так называемая «гороховая проба»: нужно было потрясти баночкой, наполненной сухим горохом, вне поля зрения ребенка. При этом звук получался довольно громкий: 80 – 90 дБ. Нормальный ребенок старше 2 недель (а именно к этому возрасту формируется реакция на звук) при резком шуме вздрагивает, моргает, широко открывает глаза, пытается повернуться к источнику звука или, наоборот, замирает, прислушиваясь. Соответственно, признаком глухоты у грудничка становилось отсутствие такой реакции. Сейчас для быстрого обследования используют специальные приборы, которые подают звуки (щелчки) разной громкости и фиксируют акустический ответ – чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой. Такой метод называется регистрацией задержанной вызванной отоакустической эмиссии. Он абсолютно безопасен и не требует долгой процедуры. Если малыш спит, все обследование можно завершить за 2 минуты. По современным клиническим рекомендациям, такое обследование должны пройти все дети еще в роддоме – до 3 суток после рождения. Если результаты показывают отклонение от нормы, до 3 месяцев ребенка должно быть проведено повторное обследование, и в случае если проблемы со слухом подтвердятся, то к 6 месяцам жизни нужно начать терапию. Лечение заключается либо в подборе слухового аппарата (причем слухопротезирование должно быть двусторонним), либо в кохлеарной имплантации – операции, при которой электроды вживляются непосредственно в улитку, усиливая звуковой сигнал. И после слухопротезирования, и после кохлеарной имплантации, ребенку понадобятся занятия с сурдопедагогом и логопедом для того, чтобы научиться воспринимать и различать звуки и овладеть самостоятельной речью.