Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Развития творческой индивидуальности  (Прочитано 5062 раз)

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Продолжаю выкладывать интересные статьи из инета:

"Риторика последнего времени, о переходе образования к парадигме развития творческой индивидуальности, может сыграть с образованием злую шутку.
Развитие творческой индивидуальности человека совсем не простая задача, ее с маху не решишь. Даже если это сделать национальным приоритетом, то и тогда понадобится не одно десятилетие для реализации этой грандиозной цели.
Культурологическая ситуация ближайшего будущего состоит в том, что современный быстро меняющийся мир ставит перед человеком задачи быстрой адаптации к переменам и выработке эффективных способов деятельности в этих условиях.
Благополучие цивилизации с каждым днем все больше зависит от действий возрастающего числа людей. Отчуждение значительной части общества от смысла проистекающих процессов в мире уже привело к утрате человеком осознания своего места и роли в нем, а в связи с этим и ответственности за свои действия перед обществом и перед самим собой. Человек, не понимающий проистекающих событий в мире, становится беспомощным, не способным к самостоятельной постановке и реализации целей. Он не в состоянии противостоять внешнему влиянию разрушающих общество сил.
Этим объясняется направленность интересов общества на развитие системы образования, так как вольно или невольно, человечество ускоряет процесс роста производительных сил. Возникают новые политические течения, охватывающие своим влиянием сознание многих народов. Активное развитие СМИ приводит к повышению темпов информационного обмена, новому витку технического прогресса и дальнейшей межгосударственной экономической интеграции. Это неминуемо вызовет потребность общества в людях, способных действовать в нескольких культурных полях одновременно, и сохраняющих при этом собственные национальные и конфессиональные интересы.


Данные условия потребуют от человека умения быстро анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решения, неся ответственность за него не только перед собой, но и перед обществом.
В этих условиях, индивидуальная самобытность человека будет ассоциироваться в общественном сознании как величайшая ценность!
Понимая индивидуальность, как уникальную совокупность способностей человека, позволяющих ему эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры.
Способность, как социально ценное качество, возникает как психологическое новообразование в ответ на активные действия индивида в культурной среде.
Способность нарабатывается эмпирическим (опытным) путем, через освоение ребенком базовых видов деятельности: общения, предметной, игровой, учебной. Способность невозможно транслировать, она заново порождается каждым ребенком в процессе активного участия в деятельности.
Овладение эффективными способами действия в базовых видах деятельности и является средством развития каждого ученика.
Учебная деятельность наследует все предшествующие виды базовой деятельности.Они подготавливают комплекс способностей для успешного обучения. Знаковые формы обучения базируются на символической деятельности, которая развивается в игре и рисунке. Символические виды деятельности в своем развитии опираются на предметную деятельность и общение.
Правильная оценка уровня детского развития, связанная с овладением детьми базовыми видами деятельности, а следовательно, и уровнем развития общих способностей, позволяет учителю выбрать соответствующие методы и приемы обучения, направленные не только на усвоение программных задач, но и дальнейшее развитие детских способностей.
Одно и тоже содержание урока может быть задано средствами различных видов деятельности, как предметной, так символической и знаковой. Способность развивается в доступной, мотивированной для ребенка деятельности.


Позвольте мне высказать еще несколько реплик по поводу становления творческих способностей в процессе обучения.
Человек, как индивид, осваивая базовые деятельности культуры, приобретает не только способности к общественно значимым видам деятельности, но и общественно значимые ориентиры, ценностные установки, принятые гипотезы мироописания, способность к эффективному социальному взаимодействию, что принято называть нормами морали. (Разница в том, что норма всегда задается извне, а способность рождается внутри субъекта). Иными словами, врастая в культуру, человек приобретает социальную компетентность, которая и называется личностью. Вне социальной деятельности личность не становится.
Личность - это средство развития индивидуальности.
Индивидуальность, раскрывая для себя смысл социо-культурных ценностей, приобретает способность к эффективному взаимодействию в обществе, то есть личностно возрастает.
С этих позиций овладение культурой и социальная соотнесенность человека, что и принято называть личностью, должно пониматься и приниматься нами не как цель, а как средство дальнейшего развития индивидуальности.
Важно понять, что личностное развитие базируется на способностях индивидуальности, а не противостоит ей.
Культура, как мы говорили ранее, может существовать только путем постоянного воспроизведения самой себя. Обновление или самовоспроизведение культуры осуществляется за счет творческого освоения предметов культуры подрастающим поколением и внесением в нее новых точек видения.
Поэтому обучение должно быть основано на проблемно-исследовательском способе познания, порождающем способность к выдвижению гипотез, их анализу и сопоставлению с нормативными представлениями культуры, их обоснованию и доказательству.
Это позволит выработать способность к принятию решений с ответственностью за их реализацию. Это крайне важно для успешного функционирования в пространстве быстро меняющегося мира.

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Развития творческой индивидуальности
« Ответ #1 : Апрель 30, 2010, 15:28:33 »
Еще не много по этой тематике:

"В настоящее время идет острая дискуссия по вопросам образовательной реформы, стандартам второго поколения. Особо остро обсуждается возможность реализации новой цели образования - развитие творческой индивидуальности каждого ученика. Мой опыт показал, что это не только возможно, но это единственно верный ход для сохранения государственного суверенитета.
Функция школы состоит, с одной стороны, в передаче культуры подрастающему поколению и формировании у него способности понимать и принимать задачи наличного бытия. С другой стороны, исходя из задач современного быстро меняющегося мира, актуальной для школы становится задача - готовить человека, способного менять себя и наличное бытие.
Третьим условием функционирования школы является достижение учащимися образовательных цензов, определенных государством. Что позволяет сохранять единую систему ценностей народа и создает предпосылки стабильного государственного развития.
Создание условий для развития у учащихся способности к творческому освоению артефактов культуры и есть, по большому счету, средство реализации всех трех задач и основа для рассмотрения проблемы содержания образования.
Проблема обучения и развития, вернее, развития и обучения - это проблема восхождения индивида к творческой индивидуальности по средствам личности, которая формируется путем освоения ребенком культуры, как совокупности базовых видов деятельности и миропонимания.
Только активная позиция ребенка по отношению к содержанию учебной деятельности делает возможным перевод обучения с позиции внешней по отношению к ребенку, в позицию внутреннюю, связанную с удовлетворением потребности ребенка в познании.
Индивидуальность прирастает за счет овладения человеком общекультурными способностями, которые зарождаются и развиваются в процессе овладения базовыми видами деятельности. Наследуя генотип, человек наследует предпосылку развития способности, способность возникает в ответ на активные действия индивида в культуре."
Страниц: [1]   Вверх