Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Кризис трех лет у ребенка: как помочь?  (Прочитано 347 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Стоит сказать сразу — кризис вообще и кризис трех лет у ребенка не плох, он не первый в жизни и не последний. Кризис нужен нам для гармоничного развития. Так, к трем годам у ребенка появляется первичная самооценка — осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший». Иными словами, ребенок уже не просто чувствует себя объектом любви взрослых, ему мало этого, ему хочется что-то сделать и непременно самому, ему хочется изменять мир, реализовать себя. Самая часто повторяющаяся фраза всех детей в мире в этот период — я сам! Я большой!

Родители могут заметить некоторое отдаление ребенка от себя, но это закономерно — отдаляясь от взрослых, ребенок неосознанно рвет ситуацию «мы», царившую в семье до кризиса. Вспомните свои фразы, обращенные к ребенку двух лет? «Мы завяжем шнурочки, мы пойдем гулять, мы болеем» — верно? Но теперь не то, теперь ребенку мало «мы», он хочет сам.

Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от близких своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.

Кризис трех лет у ребенка — симптомы
Даниил Борисович Эльконин, видный советский психолог, глубоко занимавшийся изучением кризисов в жизни человека от рождения до смерти, выделил следующие симптомы кризиса трех лет:

симптом негативизма — отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых; интересно, что эта же просьба, высказанная другим человеком легко ребенком выполняется;

упрямство — реакция не на предложение, а на свое собственное решение;

симптом обесценивания — дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами;

строптивость близка к негативизму и упрямству, но имеет свои специфические особенности — она носит более безликий характер, это протест против порядков, которые существуют дома;

своеволие или стремление к эмансипации от взрослого: ребенок сам хочет что-то делать, причем не только сам физически (завязать шнурок), но хочет самостоятельности намерения, замысла;

протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями («Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, постоянном конфликте с ними», — писал Л.С. Выготский);

деспотизм встречается в семье с единственным ребенком.

Кризис трех лет у ребенка — преодолеваем
Что самое главное в кризисе трех лет для родителя? Не вести себя как ребенок. Требование ребенка учитывать его мнение — закономерно, и, видя начальные признаки желание быть «самому», стоит быть умнее и давать малышу самому выбирать что-то, делать что-то. Не хочет, чтобы вы убирали его комнату? Возможно, потому, что он хочет сам? Дайте ему попробовать. Хочет сам выбрать новые ботинки, книжки, мультики? Он имеет на то право.

Острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных приделах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются.

Проблему кризиса трех лет у ребенка блестяще описали такие советские психологи как Л.С.Выготский и Д.Б. Эльконин, поэтому, столкнувшись с всплеском резкой агрессии от ребенка, стоит прочитать труды великих.
Страниц: [1]   Вверх