Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: 5 главных факторов развития невроза у ребенка  (Прочитано 1170 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля


Отсутствие режима дня Хаос и непредсказуемость считаются главными врагами здоровья ребенка – физического и психического. Отсутствие режима – источник стресса для неокрепшей психики, причем это утверждение более чем справедливо и в отношении подростков. Многие нервные процессы ребенка еще неустойчивы, а клетки коры головного мозга легко истощимы. Поздний отход ко сну наряду с ранним подъемом, отсутствие распорядка дня становятся причиной повышенной утомляемости, медленного восстановления после нагрузок, а значит, и повышенной раздражительности, эмоциональной нестабильности. Если активность и отдых не регламентированы в соответствии с возрастом (длительные занятия, игры, развлечения и т. д.), они сопровождаются постоянной напряженной работой головного мозга, большой тратой нервной энергии, что даже при отсутствии прочих неблагоприятных факторов может привести к неврозу. При четком же распорядке дня организм самостоятельно настраивается на предстоящую деятельность, которая выполняется легко, эффективно и не вызывает перенапряжения психики.

Изменение привычного образа жизни Резкая смена обстановки – уклада жизни (с размеренного на активный), детского коллектива (школы, садика), места жительства, быта семьи (рождение брата или сестры, появление мачехи или отчима) – также может стать отправной точкой для развития нервных нарушений у ребенка. Чаще всего невроз формируется при сочетании нескольких факторов – к примеру, переезда и смены школы, переезда и появления нового члена в семье. Наиболее предрасположены к невротическим расстройствам дети из неблагополучных семей, не получающие помощи и поддержки старших.

Психотравмы Под психотравмами понимаются ситуации в жизни ребенка, накладывающие сильный негативный отпечаток на его психику. Это пожар, стихийное бедствие, развод родителей, авария, сильные страхи и прочие острые ситуации, которые в дальнейшем могут трансформироваться в фобии, комплексы, приступы панических атак и т. п. Для коррекции тяжелых психотравм во избежание нежелательных последствий требуется помощь психотерапевта.

Ошибочная модель воспитания Неправильная позиция родителей в воспитании – распространенная причина невротических реакций ребенка, причем проблемы, связанные с этим, могут сохраняться в течение всей жизни. По мнению психологов, наиболее негативными для детской психики моделями воспитания являются: модель неприятия, то есть демонстрация ребенку, что его появление создало дополнительные трудности, что хотели мальчика, а родилась девочка, и т. д.; модель гиперопеки – излишняя заботливость, запрет ребенку совершать самостоятельные поступки. В итоге перед началом любого дела тот испытывает опасения, сомнения, страхи; авторитарная модель воспитания. Нежелание родителей учитывать мнение ребенка, подавление, унижение, физические наказания; модель вседозволенности. Отсутствие норм поведения и порядка внутри семьи, контроля деятельности ребенка, в результате чего тот не чувствует разницы между «хорошо» и «плохо», дезориентируется в нравственном плане. Кроме того, негативно на психику ребенка действует различие в подходах родителей к воспитанию, к примеру, когда отец предпочитает воспитывать чадо авторитарными методами, а мать применяет принципы вседозволенности. Чрезмерная жестокость, грубость, конфликты в семье также становятся тяжким грузом для ребенка, обеспечивая предрасположенность к появлению неврозов и последующих нарушений психики.

Особенности характера ребенка То, что методы воспитания, приемлемые для одного ребенка, абсолютно не подойдут для другого – общеизвестный факт. Лай собаки для одного станет просто звуковым раздражителем, а для другого запустит формирование невроза, и каждая последующая встреча с собакой будет только усугублять негативную реакцию. Считается, что наиболее подвержены неврозам дети с меланхолическим типом темперамента – чувствительные, обидчивые, нуждающиеся в повышенном внимании и заботе. Для таких ребят строгие методы воспитания, тем более физические наказания противопоказаны, наносят огромный урон психике. Впрочем, физические наказания противопоказаны всем. Не менее ранимы и дети с выраженными лидерскими качествами. Ребята с собственным мнением, самостоятельной позицией по каждому вопросу тяжело реагируют и на родительскую диктатуру, и на гиперопеку. Ограничение самостоятельности в любых проявлениях у таких детей способно стать благодатной почвой для формирования невротических реакций.
Страниц: [1]   Вверх