Первый год жизни – тот старт, который предопределяет во многом будущее ребенка – его самооценку, желание познавать мир, стремление найти в нем свое место. Поэтому очень важно, чтобы в этот период родители понимали потребности младенца, исходя из особенностей его развития.
Данный тест предназначен для родителей детей до одного года.
Супруги порознь оценивают приведенные ниже высказывания и отмечают, какие из них кажутся правильными («а»), сомнительными («б») или неверными («в»).
В первые три месяца жизни младенцу необходимы только сон, еда и покой.
Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш уже начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица.
Разговор с ребенком, который совсем еще ничего не понимает, не имеет никакого смысла.
Если мать занимается исключительно малышом, то есть не ходит на работу, то отцу не к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать ребенка.
С первых дней жизни у ребенка должно быть множество интересных, привлекательных игрушек, которые будут его развлекать.
Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать все в точности так, как рекомендуют книги, и все будет в порядке.
Пока ребенок не говорит, потребности у него в основном «биологические» (еда, питье, сухая одежда), а духовные потребности появляются только в конце первого года жизни, с появлением речи.
Внимательно посмотрите на получившиеся результаты. Чем меньше количество согласий с приведенными высказываниями, тем лучше результат. Ситуация благоприятнее при прочих равных условиях, если у мужа утвердительных ответов будет меньше, чем у жены.
Младенцы начинают реагировать на присутствие людей с первых дней жизни. Взрослые улыбаются им, разговаривают, затем дают игрушки. Потребность в новых ощущениях и общении у малыша так же велика, как и потребность в еде и отдыхе. К концу первого месяца жизни дети различают голоса, внимательно приглядываются к лицам.
Примерно на втором-третьем месяце у младенцев появляется очаровательная улыбка, которая притягивает взрослых. Каждому кажется, что ребенок улыбается именно ему. Тот, кто не видел первую улыбку младенца, упустил один из самых очаровательных и трогательных моментов жизни. Младенчество – период эмоционального развития человека, и то, что упущено в этот период, очень трудно наверстать потом, когда общение становится избирательным.
Большое количество игрушек приносит не столько пользу, сколько вред. Последнее наиболее вероятно в двух случаях: когда взрослые игрушками пытаются заменить теплоту и любовь и если игрушки не соответствуют возрасту и не «вписываются» в процесс овладения миром предметов и человеческих отношений, разрушают процесс овладения действиями и нормами человеческого поведения.
Что касается советов из книг, то надо опасаться механического исполнения правил, в которых игнорируются потребности и особенности развивающегося человека. Такие правила ограничивают возможности родителей по уходу за ребенком до года. Второй ребенок в этом смысле уже имеет дело с родителями, «воспитанными» первенцем, который, как правило, все-таки отучает их от мании делать все «по часам»