Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Чем помочь подростку в трудную пору  (Прочитано 638 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Пора экзаменов у заканчивающих и поступающих детей позади или почти позади, и время родителям смахнуть пот со лба — а заодно проанализировать, что было сделано правильно, а что нет. Не секрет, что подростки, как и маленькие дети, зеркалят наши эмоции. А мы, взрослые, в этот период зачастую тревожимся больше самих детей. Впадаем в истерику или в ступор и транслируем негатив своим детям, как будто им собственного внутреннего напряжения мало. Причем начинается весь этот «апокалипсис» задолго до экзаменов: куда поступать, как готовиться, что сдавать, нужен ли репетитор, а если не поступит…

Мама отвечает за точку покоя
Постоянное давление дома и в школе: ты должен, ты можешь, старайся, не подведи. Но сила действия равна силе противодействия, потому зачастую подростки и протестуют как могут: саботажем, болезнями, грубостью, прогулами.

Я не исключение и отчасти поддалась этим настроениям. Год выдался сложный: олимпиады по любимой географии забрали массу времени, оценки сына по нелюбимым предметам съехали вниз, готовиться весной у него не было сил, потому что в пятнадцать лет жизнь играет новыми красками, к тому же на пару недель он попал в больницу. Ответом на мои попытки воззвать к совести и как-то повлиять была грубость и обломовщина. Я поняла, что давление ни к чему не приведет — надо просто смириться с тем, что экзамены будут как-то сданы, и подумать о будущем. Этим я и занялась.

В свое время моя сильная и достаточно авторитарная мама смогла поступить мудро: она не препятствовала моему безнадежно-бесперспективному на то время выбору — я решила стать педагогом, мало того, воспитателем детского сада. В перестроечные времена профессия, прямо скажем, совсем не хлебная. Я поступила — и радостно и успешно училась, а потом некоторое время с удовольствием работала по специальности. И в дальнейшей жизни, чем бы я ни решила заниматься, куда бы ни двинулась в профессиональном плане, — мама всегда поддерживала меня. Несмотря на некоторые другие сложности в наших отношениях, за эту поддержку я ей всегда глубоко благодарна!

В этом году мой старший сын стоял на перепутье: остаться в гимназии, где не было профильного класса, который был бы ему интересен, и мучиться с физикой и математикой, поступить в лицей или пойти в школу «по прописке». Надо сказать, что хотя подростки и не очень любят что-то решать, я уверена, здорово понимают, где могут выиграть, а где проиграть. Просто им взять себя в руки еще сложнее, чем взрослым. И тут, как говорит психолог Людмила Петрановская, надо начать заботиться, но не брать на себя ответственность за то, за что отвечаем не мы. Да, это выбор ребенка, это его экзамены и это его жизнь. Но как же быть, если он ничего не хочет делать? Мы можем подобрать и разложить перед ним все варианты, а вот сделать этот выбор он должен все равно сам. И тут уж придется смириться.

Положа руку на сердце, — так трудно отпустить почти взрослого ребенка в первое самостоятельное плавание! Нам кажется, что там его обязательно ждут мели и подводные скалы, бури и штормы, кракены и каракатицы. Так оно и есть. Все это будет в его жизни, но секрет в том, что мы с этим сделать ничего не можем, точнее даже не должны. А должны дать право выбора и право совершать ошибки.

Мой сын решил поступать в лицей по профилю. Готовился трудно и нудно, потому что один из предметов не очень нравится, а надо, хоть и непонятно. В какой-то момент подпустил к себе. Позволил помочь и даже был рад, так как темы, написанные в учебнике, я пересказала проще и доступнее. Что еще я могла сделать? Распечатала тесты, откопала дополнительную литературу. Обеспечила бесперебойную подачу пищи и покой (занимая братьев, чтобы не мешали готовиться). Все. Я не волновалась? Еще как!

Регистрировался на тестирование сам, на экзамены ездил тоже: «Мам, ты что? Я же не маленький!». Первое поступление провалил, недобрав баллов, и крайне сожалел, потому что за время тестирования познакомился с другими абитуриентами и посмотрел на педагогов, проникся и сказал мне: «А я бы хотел там учиться». Был еще один шанс — второй лицей. Туда он поступил. И вот парадокс: мне казалось, сын совсем плохо готовится, ничего не повторяет, я снова занервничала. А по результатам тестов он стал одним из лучших. Это было ответом на все мои волнения и тревоги, на мое недоверие. Такой вот прямой урок: «Смотри, он умный. Он все сможет. Верь в своего сына, не допуская сомнений».

Вот она, самая сложная родительская задача и самая большая родительская мудрость, которой учат нас наши дети: любя, поверить и вовремя отпустить. Мне этой мудрости не всегда хватало в этом году, я училась проходить этот путь со старшим сыном и очень надеюсь, что младшим достанется уже более спокойная и уверенная мама.

Уже в разгаре нашей вступительной эпопеи мне попалась на глаза небольшая заметка Людмилы Петрановской по мотивам ее книги «Что делать, если ждет экзамен?», которая подтвердила многие мои выводы и помогла обозначить рамки на будущее. Поделюсь с вами.

Заботиться, но не брать на себя ответственность
Когда родители спрашивают меня, что им делать во время подготовки ребенка к экзаменам, я в шутку говорю: «Мух отгоняйте». Но в каждой шутке, как мы знаем, лишь доля шутки. «Отгонять мух» — это значит отгонять лишние стрессы, помогать справляться со страхами, окружить заботой.

Приготовить то, что он любит и что поест, даже если от нервов кусок проглотить не может.
Выгнать погулять-проветриться.
Уложить в кровать, если отключается за письменным столом.
Рассмешить, снять напряжение.
Сделать массаж головы и шеи.
Сказать, что любите, что верите, что все получится.
Поцеловать перед сном.
Когда-то и просто помочь: объяснить, что-то вместо него найти в книге или в интернете, почитать ему вслух, если глаза устали, погонять по датам, рассказать интересную, яркую историю, которая поможет понять и запомнить.

Иногда — найти и оплатить репетиторов или курсы, но только если это действительно нужно самому ребенку, он этого хочет и сам к ним ходит.

Заботиться, но не брать на себя ответственность за то, за что отвечаем не мы. Это не наши испытания. Это не наш бой. Это не наш экзамен на «хорошие результаты воспитания», даже если нам так кажется. Мы здесь — группа поддержки. Мы на подхвате с чашкой бульона — подкрепить силы, с нашими умными друзьями, которым можно позвонить в ночи — спросить про самое сложное и непонятное, с книжками и с интернетом, с объятиями и добрыми словами. Мы отвечаем за точку покоя. За подготовку к экзаменам и их результат отвечаем не мы.



Страниц: [1]   Вверх