Название: Особенности разных типов темперамента Отправлено: Maria1984 от Апрель 26, 2024, 09:24:45 (https://childdevelop.info/doc/images/news/46/4636/po_temperamentu2_i.jpg)
Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными; одни будут говорить громко, другие – тихо; одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего. Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка, на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир. Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность. Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения: Параметр А. Интровертность/экстравертность. Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей. Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении. Что такое темперамент Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой. Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие. Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов. Холерик и сангвиник часто торопятся и торопят других; быстро едят, пьют и двигаются; сами решают, когда идти спать; указывают другим детям, что им делать; могут играть в одиночестве; игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно; пробуют ходить в раннем возрасте; нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки; устанавливают свои собственные правила; любят соревновательные игры. Поведение в отдельных случаях: теряют терпение, когда кто-то медлит; отстаивают свое мнение; могут быть требовательными или грубыми; требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми; настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка; любят находиться вне дома; не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид; любят находить нестандартное применение обычным вещам; проявляют воображение в играх; могут быть смешными и озорными; часто меняют занятия; любят выполнять новые сложные задания; всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо; меняют правила в играх; в детском саду любят творческие и веселые занятия; часто попадают в затруднительные ситуации; делают то, что хотят, независимо от правил; трактуют факты так, как им выгодно; склонны рисковать; творят беспорядок просто для веселья. Меланхолик и флегматик беспокоятся о своей внешности; избегают беспорядка и неопрятности; легко занимаются повседневными делами; задают много вопросов и ожидают правильных ответов; предпочитают развивающие игры физическим; могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени; любят разбирать вещи и опять их собирать; придерживаются установленного распорядка; стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного; в детском саду любят учиться новому. Поведение в отдельных случаях: настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте; привязаны к вещам, которые им принадлежат; сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки; беспокоятся о том, что может случиться в будущем; не любят, когда вторгаются в их личное пространство; объединяются, чтобы помочь другим; медленно едят, пьют и двигаются; беспрекословно ложатся спать по распорядку; легко делятся игрушками с другими детьми; хорошо ладят с другими детьми; легко заводят друзей; не сразу начинают ходить; проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев; в играх подчиняются правилам; любят ходить в детский сад; плачут, когда им больно или когда они устали; позволяют другим детям командовать собой; упрашивают родителей, желая получить что-либо; могут быть чрезвычайно застенчивыми; испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности. Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ: Холерик (экстраверт – цель) - любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой. Меланхолик (интроверт – цель) - любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный. Флегматик (интроверт – отношение) - любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию. Сангвиник (экстраверт – отношение) - социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный. Характеристика типов темперамента детей В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения: уровень активности; ритмичность активности; приближение/уход; адаптивность; порог реагирования; интенсивность реакции; настроение; отвлекаемость; длительность/устойчивость внимания. Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа: Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям. Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей. Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых. 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента. Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию. Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость. У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка. Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения. Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним. Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться. |