Как говорить с детьми о неприятных вещахВзрослые, в отличие от детей, осознают ценность здоровья. C родительской любовью и заботой они могут объяснить ребенку, как важно его сохранить. Ведь каждому родителю хочется уберечь свое чадо от болезней и направить на путь здорового образа жизни.
Поэтому рано или поздно приходит время, когда необходимо разъяснить очень важные, но не всегда приятные вопросы: почему есть много сладостей вредно, зачем пить невкусный сироп от кашля и держаться подальше от телевизора.
Еще труднее, когда состояние здоровья ребенка вынуждает ввести ограничения в привычный распорядок дня.
Вооружившись мнениями специалистов, давайте разберемся, как стоит разговаривать с ребенком о неприятных вещах. Прежде всего, скажу пару слов о том, как вообще следует разговаривать.
Простые правила общения
1. Важен тон, а не слова
Для начала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. Дети воспринимают все буквально, и первой реакцией на ваши строгие замечания и повышенный тон будет мысль: «Меня не любят». Не забывайте напоминать малышу, что вы его любите, рады его видеть и счастливы проводить с ним время.
2. Выражайте чувства
При общении важно проговаривать свои чувства и чувства своего ребенка. Например, «Я расстроена, тем, что ты слишком долго сидишь за компьютером», «Я огорчена, что ты не хочешь обедать, ведь я так старалась», «Ты злишься на меня, потому я выключила твой любимый мультик».
3. Будьте с ребенком на равных
Можно заставить ребенка, приказать от имени взрослого и даже отмолчаться. Однако при таком подходе ребенок чувствует отчужденность, незначительность в семье и «психологическую глухоту» родителей к его мнению. Учитесь выстраивать диалог и слушать.
А теперь обсудим те самые неприятные для ребенка ограничения. Разделим их на три вида:
Жизненно необходимые (выполнять обязательно)
Полезные (желательно выполнять для сохранения здоровья)
Дисциплинарные (необходимы для воспитательных целей)
Жизненно необходимые ограничения
Типичный пример: постельный режим и прием лекарств при заболеваниях.
Важно донести до ребенка, что таблетки или сиропы необходимы, чтобы прекратить кашель или снять боль. Объяснять надо коротко и четко, не обманывая и не запугивая «страшной тетей», которая придет и сделает укол. Иначе впоследствии у ребенка возникнут проблемы при общении с врачами.
Превратите прием лекарства в игру, придумайте персонажей, дайте ребенку в руки его любимую игрушку и скажите, что вместе вы победите болезнь. Очень важен положительный настрой на выздоровление. Пообещайте (и, конечно же, выполните впоследствии), что, когда малышу станет лучше, он снова будет гулять на свежем воздухе и играть в любимые игры.
Ваше терпение будет вознаграждено. Выработав тактику приема лекарства однажды, вы не будете каждый раз придумывать новые ухищрения.
Полезные ограничения
Типичные примеры: снижение потребления сладкого, установление режима просмотра ТВ и работы за компьютером, соблюдение режима сна.
Ограничение в удовольствиях – само по себе неприятно, особенно если раньше они были дозволены. Ребенку старшего возраста можно объяснить вред рекламы, а также поинтересоваться, почему он смотрит те или иные передачи. Малыша необходимо увлечь более интересными занятиями, например, включить музыку и вместе напевать знакомые слова.
Лучшее средство «отучения» от вредных привычек – не приучать к ним вовсе. Вместо сладкого – фрукты и сухофрукты, вместо телевизора – прогулки, пение и рисование.
Дисциплинарные ограничения
Типичные примеры: соблюдение режима прогулок, игр, принятие пищи в определенное время.
Имейте в виду, что дисциплина появляется не до, а после установления дружеских отношений с ребенком, поэтому обязательно перечитайте первые три правила. Кроме того, оба родителя должны сходиться во мнении о том, что можно, а чего нельзя.
Воспитывая, не рубите с плеча. Отучать ребенка от «вредностей» можно только последовательно и постепенно. Требования родителей должны быть гибкими и не вступать в противоречие с интересами ребенка. Кроме того, ограничений не должно быть слишком много.
Направляйте малыша играючи, подтверждая слова личным примером. Помните, для каждого ребенка родители – это безусловный пример для подражания. Когда мама и папа включают телевизор только для просмотра определенных передач, с удовольствием читают книги и делают утреннюю зарядку – то и ребенок без труда к ним присоединится.
Запомните, выработка привычки происходит за 21 день. Так что три недели «полезностей» – и они уже войдут в ваш распорядок дня!