Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Ценностные установки  (Прочитано 7501 раз)

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Ценностные установки
« : Февраль 13, 2012, 23:48:08 »
Автор Степанова Валентина Васильевна

Добрый день всем читателям блога!

Для того, чтобы наш разговор по поводу становления способностей был продуктивным, нам необходимо с Вами обсудить еще одну важную тему — это ценностные установки. В последнее время достаточно часто стали упоминать о них в СМИ, но получить практически значимую информацию для рядового родителя не представляется возможным. Нам необходимо залатать этот пробел.

Так вот, каждая культура обладает своей системой ценностных установок, которые обеспечивают выживание этноса на его территории. Если мы с Вами понимаем, что культура — это функциональная организация сообщества со своим представлением о мироустройстве, с базовыми видами деятельности, обеспечивающими выживание народа в данной среде; со своей системой символики, в которой закреплен как позитивный, так и негативный опыт поколений — именно этот опыт и является основой для становления ценностных установок.

Мы должны понять, что этнос — это единый организм, где каждый человек уподобляется клетке целостного организма. Культура — это функциональная организация этого единого организма, направленная на удержание этой целостности и сохранения ее жизнедеятельности.

Представители одной культуры находятся в очень мощной взаимосвязи. Культура предопределяет наше место внутри социума.

Мы можем это осознавать, или не осознавать — но сути протекания процессов нам не изменить. Пока еще не совсем понятны механизмы действия ценностных установок внутри индивида. Но если мы имеем внутри себя ценностные установки, которые ведут за собой ущерб или разрушение этноса, то носитель этих ценностных установок элиминируется из культурного пространства. Чаще всего это связано с лишением способности к воспроизводству потомства, чаще всего либо бездетность, либо тяжелые болезни детей и внуков, либо наркомания и т.д.

Все религии мира, весь фольклор (мифы, легенды, сказки) указывают нам на допустимые и не допустимые формы поведения, описывают траектории выхода на правильные ценностные установки, и всегда говорят о бесславии тех, кто не видит потребностей других людей, не готов к взаимопомощи. И это не случайно. По выражению Теплова: «Мышление — свернутая форма общения». То — есть нет общения, — нет мышления.

Таким образом, если мы принимаем, что социум — это единый организм, а мы всего лишь его элемент, и мы должны выполнять свою функцию, поддерживая целостность этого организма, то станут абсолютно понятны и те ценности, которые помогут этносу в сохранении. Сохранение жизни — это есть главная задача любой культуры. Каждый человек, представитель данной культуры имеет высочайшую ценность для ее функционирования. У меня часто спрашивают, а зачем нужны маргиналы? Крайне важны, так как они очерчивают для всех представителей культуры край нормы! Они как пограничники — всегда на посту, и никто не хочет приближаться к этому краю. Поэтому и подают на паперти, чтобы маргиналы, не покидали свои места, так как свято место, пусто не бывает — его должен занять кто-то живущий внутри культуры. Именно поэтому бедные люди с большим усердием подают на паперти. Поэтому мы должны быть благодарны всем людям, и всем без исключения желать долгих лет жизни и здоровья. — Не спрашивай, по ком звонит колокол…

Значит жизнь и здоровье не только свое и своих близких, но и любого человека культуры — есть высочайшая ценность

Тогда ваш мозг будет решать задачу удовлетворения потребности организма, не нанося ущерба сообществу, так как жизнь и здоровье другого лица есть высочайшая ценность, и нанесение им ущерба табуируется культурой.

Сохранение целостности культуры не возможно без сохранения целостности его членов. Принятие человека в его целостности, позволяет человеку самому выстраивать траекторию собственной жизни, иметь возможность менять собственную направленность, являться субъектом собственной воли и реализовывать собственные замыслы, отвечая перед собой и обществом за результаты собственной деятельности.

Только целостный человек способен к позитивной творческой активности, которая также будет являться высочайшей ценностью в современном быстро меняющемся мире.

Хочу Вам сказать, что жизнь, до обидного, справедливая штука!

Так вот, если мы внутри себя, даже в мыслях, не позволяем нанести ущерб жизни, здоровью, целостности, творческости другого лица, то наш мозг, если хотите запрограммирован на позитивное решение проблемы, мы видим ходы, а не препятствия на пути решения проблемы, и это есть то, что называют талантом интуиции.

Ну, а если мы хотим славы, власти, денег — то предмет нашей потребности лежит в разрушении целостности социума, и если мы их получаем, то вместе с этим получаем и противовес, а он всегда печален, если полученные ресурсы не направлены на укрепление целостности социума, и его развитие.

Беда в том, что ценностные установки нельзя взять интеллектуально, через знания — их человек открывает для себя, живя внутри социальных взаимодействий. Поэтому невозможно вырастить ребенка талантливым, наняв ему блистательных репетиторов и закрыв его дома, оградив от дурного влияния сверстников. Выход один — создавать общественно-государственную систему образования, внутри которой, через общественный договор, воссоздавать системы ценностей, которые ведут к возрождению Великой Русской культуры, к позитивному развитию личности и! индивидуальности каждого ученика.

С уважением,
Валентина Степанова

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Ценностные установки
« Ответ #1 : Февраль 13, 2012, 23:50:54 »
Вопрос

Правильно ли я понял, что сформировать ценностные установки можно через общественный договор в рамках общественно-государственной системы образования?

А разве не так форминуются ценностные установки сейчас и формировались ранее? В чём, собственно, новизна и оригинальность идеи?

Ответ

Ценностные установки бывают разные. И если то, что предлагает сейчас Кондаков и Фурсенко принять, то мы с Вами и наши дети будут рассматриваться как человеческий капитал, и тогда мы станем одним из ресурсов получения прибавочной стоимости, и исходя из этих посылов нам не нужен человек критически мыслящий, понимающий сущность проистекающих событий, способный самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы. А нужно создавать огромное количество различных служб, которые будут решать проблемы за нас и наших детей. Это потребительское общество, которое нам расхваливают на каждом шагу СМИ.
И разработать систему, которая может развивать способности всех детей, даже если они страдают тяжелыми недугами, и доказать, что все люди, помещенные в человеческие условия жизни становятся талантливыми — именно это грело мне душу. Человек звучит гордо! Правда?

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Ценностные установки
« Ответ #2 : Февраль 13, 2012, 23:52:02 »
Вопрос

Ценностные установки бывают разные.

Я ведь не говорю о том, какие именно ценности нужно прививать. Меня интересует механизм формирования ценностей. Пока я ничего нового не увидел. Где тогда гарантия, что будут формироваться именно новые, декларируемые вами, ценности?

И потом, как связаны способности детей с ценностями?

Ответ

В том и проблема, что нет никакой гарантии, если,конечно, родители не станут истинными заказчиками образовательных услуг.
Самому себе можно верить через раз, а решиться отдать своего ребенка на волю кого-то, в надежде на то, что он исполнен наилучших пожеланий, по крайней мере, наивно. Поэтому школы должны быть подконтрольны родительскому сообществу. Все уроки должны быть открытыми, то-есть, в любой момент (без предупреждения) в класс может войти завуч, директор, любой учитель, любой родитель, и занятия должны продолжаться, как-будто ничего не произошло. Далее, мы исходим из установки, что каждый ребенок хочет быть успешным, поэтому если у него не получается, то пропущен какой-то важный компонент, который необходим для включения ребенка в содержательную деятельность. Задача учителя найти этот пробел, и включить его отработку в русло урока — неудача одного, становится условием развития всех. Первый класс — это залатывание дыр в решете детского развития, а решетом поток знаний не удержишь.
Я, как мне кажется, уже говорила здесь на блоге, что великий русский психолог Б.М.Теплов определил мышление, как свернутую форму общения, а отсюда и получается, что позитивная направленность на другое лицо и его потребности позволяет легче общаться и взаимодействовать со сверстниками. Любое взаимодействие требует развития орудий для осуществления данного вида деятельностей, то-бишь — речи, пантомимики, смыслового рисунка и прочих видов символики, позволяющих выразить свое представление об обсуждаемой проблеме, понять оппонента,научиться созданию совместного продукта (модели отображающей представления детей о реальности) в игре, рисунке, конструкторской деятельности. Но если ценностный ряд лежит не в рамках совместной деятельности, а в конкурентной борьбе, или еще хуже, в желании обладать, какая разница чем — красивой игрушкой, хорошо заученной басней, поддержкой учителя и прочее, то способности к социальному взаимодействию не развиваются, а способности по определению носят социальный характер.
Надеюсь, что смогла Вам дать некоторые намеки для дальнейших раздумий на эту тему.

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Ценностные установки
« Ответ #3 : Февраль 14, 2012, 19:42:27 »
продолжаем:

Ценностные установки человек открывает самостоятельно, находясь во взаимодействии с другими людьми. И если данный тип поведения приносит нам социальную поддержку, то он закрепляется, если нет, то он исключается из нашего арсенала. Мы существа социальные, и жить вне социальной поддержки не можем.
Нам необходимо вспомнить наше детство — любая бабушка, видя что мы нарушаем общепринятые нормы, моментально останавливала нас. Трудно представить ситуацию в которой малолетки могли бы в присутствии взрослых курили или распивали спиртные напитки, сквернословили — это осуждалось однозначно всем сообществом. Именно это позволяло подростку легко открывать для себя культурно значимые ценностные установки, а их принятие делает мышление более быстрым и эффективным.
Разрушение общепринятых норм поведения через трансляцию абсолютно не приемлемых для российской ментальности образцов поведения (Дом 2; бесконечное количество боевиков, в которых героями стали бандиты, а преступниками милиционеры).
Даже взрослому, развитому человеку трудно удержать ценностные ориентиры в обезумевшей реальности. Люди начали сомневаться в своей компетентности, ощущать свое несоответствие транслируемым ценностным установкам, культурные ориентиры пошатнулись, а именно они гарантировали выживание этносу на длительный период.
Так вот, только от нас с Вами зависит наше будущее, и не от кого более, а для этого мы должны вернуться к общественному договору, который вырабатывался сотнями поколений нашего народа, а теперь должен быть воссоздан нами.
С уважением В.В.С.

Маша

  • Новичок
  • *
  • Карма: +1/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля
Re: Ценностные установки
« Ответ #4 : Февраль 14, 2012, 21:33:11 »
Наш мозг работает в системе автоматии, мы им управлять не можем, нам дана только иллюзия нашей власти над собственным мышлением. Мозг сам вычленяет то, что является для нас значимым, о чем мы мечтаем.
Сложность ситуации в том, что мы можем даже запретить себе об этом думать, выбросить из осознания, но он гад, знает чего хозяин хочет, и не спрашивая хозяина, начинает брать на себя решение поставленной задачи. И действует он по прямой, срезая углы, переваливая через заборы, подставляя хозяина в самых неожиданных моментах. Он ведет хозяина к поставленной цели. Жаль, но он гад, не может выполнять наши желания по мере поступления, а взялся за реализацию одной задачи, пока ее не выполнит к другой не приступает.

По ходу решения базовой задачи он, конечно, отвлекается по мелочам: поесть, попить, переспать, но все эти мелочи, как матрешки, должны собираться одна в другую, не противоречить, не рассыпаться, а сохранять, между прочим, функциональное единство и целостность…

Да и понятно, мозг — это как оседланная лошадь, ее нельзя одновременно направить и на запад, и на восток… Может, гад, двигаться только в одном направлении… При этом он точно знает, что дозволяет его хозяин свершить при решении поставленной задачи, он постоянно твердить про себя кодекс чести, созданный хозяином, и никогда не нарушает заповедей данных хозяином, называется этот кодекс чести — ценностные установки личности.

Именно они, будь они не ладны,эти ценностные установки и не дали нам стать миллиардерами, хочется быть белым и пушистым, и чтоб уважали, и чтоб перед собой и людьми не стыдно… Мозг подумал, подумал и поставленную задачу решать отказался…

Если я уважаю себя, а я — это не только мое тело, прическа, костюмчик, но это мои близкие, мои друзья и враги, если они есть; это мои мысли и идеи; это воплощение моих замыслов… Человек категория растущая, и каждый являясь точкой вселенной ей и принадлежит, и в этом смысле бесконечен… Все с кем я когда-либо общалась, или о ком думала являются частью моего сознания, то-есть они есть я, или я — есть они… Поэтому всякий кто встречается на моем пути для чего-то мне дан, а значит ценен… И если я не пойму этого, то не смогу дальше развиваться, ведь он может оказаться тем, недостающим пазлом, который позволит мне узреть целое…

В этом случае я направлен на взаимодействие, консолидацию, взаимопомощь, решение проблем через общественный договор, консолидируясь в группы имеющие общую направленность, близкую систему ценностей…

Но если я так голоден, что готов перегрызть горло родному брату, (каннибализм — эта просто форма социального недоразвития личности) то я не вижу за предметом собственной потребности другого человека, а если вижу, то считаю его конкурентом, которого нужно смести со своего пути, любой ценой.

Наш мозг реализует наши желания, он однонаправлен… Жизнь предельно справедлива — мы там, куда шли… Не там, куда хотели?… Может быть…
Но точно там, куда шли!
Страниц: [1]   Вверх