Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Как бороться с буллингом: 5 книг о травле в школе  (Прочитано 908 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3357
    • Просмотр профиля


Согласно статистике, каждый второй ребенок в России хотя бы раз в жизни подвергался травле. Часто поводом для буллинга в школе становится непохожесть на других. По-новому взглянуть на особенности, которые делают каждого из нас уникальным, предлагает телеканал Cartoon Network в рамках кампании против буллинга "Отличаться — это отлично!" под хэштегом #БудьОтличным. А мы собрали пять книг для подростков, герои которых сталкиваются с травлей в школе и справляются с ней.

Наталья Ремиш, писательница, автор книги "Детям о важном": "Биологически мы созданы так, чтобы быть ближе к своим, — искать похожих на нас людей и вместе с ними выживать. Однако общество развивается, становится разнообразным, и преимущество в нем получает тот, кто умеет шире смотреть на мир. Умением видеть плюс в отличиях обладают люди с лидерскими качествами. Именно они смогут создавать новые идеи, продукты и вести за собой команды".

Маша Рупасова, детский поэт и писатель, идеолог программы ТравлиNET: "Для того чтобы дети перестали травить друг друга, в первую очередь измениться должны мы, взрослые. Их будущее зависит от того, сумеем ли мы увидеть, что отличия нас не разделяют, а объединяют. И если у нас это получится, детям не останется ничего, кроме как последовать нашему примеру. Мы отличные, но в этом наше преимущество, позволившее нам стать самым успешным видом на Земле".

Фредрик Бакман. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощенья (М.: Синдбад, 2018)

Эльзе скоро исполнится восемь лет. У нее есть лучший друг — ее бабушка, эксцентричная фантазерка, постоянно влипающая в разные истории и всегда поддерживающая внучку. А больше у Эльзы почти никого нет: родители развелись, и каждый строит свою семью заново, мама уделяет почти все внимание новому ухажеру и ждет от него ребенка, в школе Эльзу не любят и травят — слишком уж она не вписывается в коллектив.

Окружающих раздражает ее прямолинейность, нетактичность, всезнайство, она не стесняется поправлять сверстников и взрослых, если они неправильно ставят ударение или не читали какую-то книгу. Эльза слишком много знает для своего возраста, проводит очень много времени в интернете, где выискивает новую информацию и заучивает электронные энциклопедии. Директор школы говорит, что Эльза "плохо адаптируется к школьной среде", одноклассники — просто бьют ее, если успевают догнать.

Единственная отдушина Эльзы — странная, экстравагантная бабушка, которая никого не боится и ничего не стесняется. Всю жизнь она проработала хирургом, спасала людей по всему миру, а после выхода на пенсию посвятила всю себя внучке. Она всегда приходит на помощь Эльзе, не дает ее в обиду и учит важным вещам.

Она сочинила для нее целый сказочный мир Просонье, куда можно попасть в полусне на облаконе. В его выдуманных королевствах бабушка воплотила все, чему хотела научить Эльзу — любить, мечтать, танцевать, сражаться, не бояться и разрешать себе горевать. Эти заветы стали для Эльзы опорой после того, как бабушка умерла, и девочка фактически осталась одна.

Теперь Эльзе предстоит не только выполнить последнюю просьбу бабушки — раздать несколько писем адресатам, — но и узнать, что окружающий мир не так страшен, как его придумывают. Грозный монстр может оказаться просто человеком с непростой судьбой, противная соседка — несчастной женщиной, на долю которой выпало много испытаний, а ребенок с синдромом Дауна вовсе не обязательно должен стать изгоем: пусть он так и не научился говорить, зато прекрасно танцует. С другой стороны, и идеалы иногда оказываются вовсе не такими уж безупречными — и к этому тоже нужно быть готовыми.

В процессе выполнения задания бабушки Эльза находит нового друга, которого тоже считают странным, и они начинают давать отпор вместе, а затем к ним примыкает больше детей со схожими интересами. В итоге баланс сил в школе смещается, и откровенная травля прекращается. Несмотря на то, что главной героине восемь лет, книга, скорее, подойдет подросткам, поскольку темы, которые там поднимаются, некоторые выходки бабушки, вопросы, которые задает Эльзы, могут оказаться непонятны маленьким детям.

Пол Мюррей. Скиппи умирает (М.: Corpus, 2012)

Несмотря на название, книга Пола Мюррея совсем не о смерти — хотя в ней присутствует и эта трагическая сюжетная линия, — да и главный герой произведения вовсе не Скиппи, а Рупрехт Ван Дорен. Он лучший ученик католической мужской школы, но это не помогает ему завоевать авторитет среди одноклассников — наоборот, он становится для них объектом унижения и насмешек.

Рупрехта травят за его причуды и увлечения, за лишний вес, за идеальную успеваемость, за то, что он всем рассказывает, будто его родители исследовали леса Амазонки, хотя на само деле это не так. Кроме того, Рупрехт всерьез посылает сигналы пришельцам и мечтает открыть портал в мультивселенную: вместе со своим лучшим другом и соседом по комнате Скиппи он даже проводит удачные эксперименты.

После смерти Скиппи Рупрехт еще больше замыкается в себе: он запускает учебу, находит утешение в еде и видеоиграх, а свои эксперименты забрасывает. Друзья Скиппи, которые до этого худо-бедно терпели Рупрехта, присоединились к травле, а школьный концерт, на котором они должны были выступить с оркестром, отменяется — после смерти Скиппи все в буквальном смысле разваливается.

И когда Рупрехт уже окончательно опускает руки — появляется надежда, которую главному герою дарит Лори, девушка Скиппи. Она заставляет Рупрехта поверить, что, возможно, Скиппи просто отправился в другой мир, в который можно попасть или передать сообщение. Эта вера помогает Рупрехту понять, что музыка может иметь совершенно разную частоту: он собирает свой оркестр заново, чтобы во время концерта с помощью музыки передать Скиппи послание. Друзья воссоединяются на школьном концерте, а Рупрехт вновь чувствует в себе силы и желание продолжить работу по поиску мультивселенных.

Тассиес Хосе Антонио. Украденные имена (М.: КомпасГид, 2011)

В отличие от книги "Скиппи умирает", повествование в которой разворачивается почти на 800 страницах, "Украденные имена" может показаться совсем небольшой: в ней чуть больше 30 страниц, к тому же текст перемежают яркие авторские иллюстрации — книгу написал испанский художник Тассиес Хосе Антонио. Парадоксально, но именно текст перетягивает все внимание на себя, отвлекая от картинок: адресованный школьникам младшего возраста, он затрагивает тему бесконечного страха и одиночества маленького мальчика, которого травят одноклассники.

Это герой без имени, ведь имя у него украли — прозвали зубрилой за то, что внимательно слушает учителя, трусом — за нежелание ссориться и давать сдачи. Неизвестно, что оказывается страшнее для ребенка: издевки и издевательства или жестокое равнодушие сверстников, которые не желают принимать его в коллектив. У него отбирают вещи, его бьют, над ним издеваются — каждый день ребенок ждет звонка с последнего урока, как окончания тюремного заключения.

Но однажды находится тот, кто готов подарить надежду — и имя. Тот, кто в финале задаст самый главный вопрос: "Как тебя зовут?". Благодаря красочным иллюстрациям книга подойдет и дошкольникам, которым только предстоит пойти в первый класс. Ее можно прочитать вместе с ребенком, чтобы помочь ему осознать, как важно быть чутким и вовремя протянуть руку помощи тому, кто в этом нуждается, независимо от мнения окружающих.

Гевин Экстенс. Вселенная против Алекса Вудса (М.: Синдбад, 2016)

Можно ли остаться обычным мальчиком, если на тебя упал метеорит? Конечно, нет, но Алекса Вудса это нисколько не смущает. После этого происшествия он провел две недели в коме, а когда очнулся — понял, что с ним что-то не так. Помимо шрама, оставленного метеоритом, Алекс обзавелся и неординарными способностями, которые вовсе не помогают ему завести новых друзей и завоевать уважение одноклассников.

Впрочем, и до инцидента с метеоритом Алекса в школе не любили: слишком открытый, слишком начитанный, слишком педантичный, да еще и мама у него — гадалка. После того как про Алекса, на которого упал метеорит, заговорила вся округа, в школе началась откровенная травля, и жизнь мальчика стала напоминать настоящий кошмар.

Но несмотря на то, что, как и обещает название, вся вселенная ополчилась против Алекса Вудса, 10-летний ребенок не сломался, не отгородился от мира и не сдался — и в этом ему помог новый друг, старичок мистер Питерсон, нелюдимый ветеран вьетнамской войны.

Бесконечное одиночество сближает двух таких непохожих героев. Дружба помогает Алексу справляться с трудностями, а читатель прослеживает все этапы его взросления: ищет ответы на вопросы, которыми задается практически любой ребенок и подросток, учится понимать мир, любить, делать правильный выбор и ценить свободу воли. Хотя книга и затрагивает очень серьезные остросоциальные темы, в ней есть место и юмору, иронии, научным вставкам, написанным легким увлекательным языком.


Луис Сашар. Я не верю в монстров (М.: Розовый жираф, 2017)

"Я не верю в монстров" — книга, которую стоит прочитать вместе с ребенком, поскольку она написана сразу и для взрослых, и для детей. Главный герой — Брэдли Чокерс — слывет в своей школе настоящим монстром. Он не делает домашние задания, рвет учебники, грубит всем, обижает младших и ровесников, общается только со своими игрушками. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники сторонятся и не разговаривают. Но однажды в школу приходит новенький, Джефф, который не знает порядков и установившихся правил — и начинает общаться с Брэдли, поскольку понятия не имеет, что тот, оказывается, монстр.

Найти общий язык с Брэдли пытается и новый школьный психолог, которая, в отличие от всего педагогического коллектива, не спешит просто повесить на неудобного ребенка ярлык — она хочет понять, что происходит с Брэдли и как ему можно помочь. Жизнеутверждающая книга, адресованная и детям, и взрослым, позволит продемонстрировать ребенку, как важно уметь сопереживать тем, от кого все отвернулись, не судить о людях по внешним признакам, всегда давать шанс тем, кого считают изгоями.

Ведь благодаря Джеффу Брэдли постепенно оттаивает, становится спокойнее, дружелюбнее, отзывчивее — он постепенно вспоминает, что "монстр" — это только маска, в которую его заставили поверить и под которой так легко было прятаться от жестокости и равнодушия.
Страниц: [1]   Вверх