"Почему кошка мяукает?", "Сколько звёзд на небе?", "Что в этой коробочке?"... Сотни вопросов задает маленький почемучка. Чаще взрослые не готовы ответить на все вопросы сразу. Но малыш не может и не хочет ждать: ему надо знать сейчас, не откладывая.
Процесс активного познания, развитие мышления начинается задолго до того, как наш ребенок пойдет в школу. Вот годовалый малыш, подобрав какой-то звонкий предмет, с увлечением начинает стучать по мебели, вот 2-летний ребенок внимательно разбирает на части игрушку: а что же внутри?..
"Что внутри?" - это и есть основная задача человеческого мышления. В первые годы жизни ребенка, мысль еще не может обойтись без рук: малыш "мыслит руками", разбирая, царапая, преобразуя предметы. Мышление ребенка пока погружено в непосредственное и активное действие, изменение вещей.
В этом - его сила и в этом же - ограниченность. Мышление годовалого и 2-летнего занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, увидеть, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать.
Но уже в это время у малыша формируются средства, с помощью которых он может называть и представлять явления и их связи. И самое мощное из этих средств - речь. К 3-м годам ребенок активно усваивает несколько тысяч слов, умеет грамматически преобразовывать их, связывать в предложения и даже понимать письменную речь, т.е. читать. Мир, в котором живет ребенок, расширяется: теперь это не только то, что можно увидеть, услышать, потрогать, но и то, что можно выразить словами, понятиями. И, конечно же, малыш может спрашивать у нас, взрослых, обо всем, что ему интересно.
Чтобы умело и понятно отвечать на детские вопросы, надо знать, каких же ответов ждет от Вас малыш. Иными словами, знать тот "язык", на котором "говорит" мышление ребенка. Если Вы хотите, чтобы раннее развитие ребенка шло максимально эффективно, помните об особенностях детского мышления:
1.Анимизм - это особый способ освоения мира, позволяющий малышу присвоить, понять и по-своему систематизировать события, которые происходят с ним. При помощи сказки, очеловечивания животных и предметов Вы делаете мир понятным, а значит, приятным и удобным для ребенка. Делаете его миром, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять.
2.Еще одна важная особенность мышления ребенка - его "глобальность". Это умение выделять в объектах самые яркие свойства. Маленький исследователь судит по самому яркому, бросающемуся в глаза свойству, независимо от его действительной связи с объемом, массой, числом.
3.На словах дети убеждены, что "волшебства" в жизни не бывает, а на деле продолжают каждый Новый год ожидать Деда Мороза и верить, что животные разговаривают. Знание - знанием, а доверие к своему личному опыту у малыша сильнее. Эту особенность детского мышления специалисты называют феноменальностью.
Зная эти особенности, Вы сможете лучше понимать своего малыша и общаться с ним на одном языке. И, конечно же, не забывайте развивающие игры для детей. Желаем вам в этом удачи!