Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Как вырастить счастливого ребенка: важные книги в помощь умным родителям  (Прочитано 271 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3396
    • Просмотр профиля


Зачем читать книги о детском счастье?
Эмоциональный комфорт и душевное благополучие определяют счастье человека ничуть ни в меньшей степени, чем его здоровье, бытовая устроенность и социальная адаптация. И это в равной мере касается как взрослых, так и детей, причем даже малюток. Вы никогда не встретите по-настоящему счастливого ребенка (будь ему всего год, или же 10, или же 17), который при этом не способен совладать со своими эмоциями или выразить свои чувства. Который не умеет общаться с другими людьми, боится быть открытым и искренним…

Более того, состояние счастья и душевного комфорта — по природе своей тоже эмоция. И его невозможно испытывать, будучи эмоционально незрелым. С другой стороны, эмоциональный интеллект, как и остроту ума, социальные и прочие навыки, в ребенке можно (и нужно!) воспитывать, взращивать и приумножать с самого рождения.

Современные понимающие родители именно так и поступают! И хорошо, когда в этом стремлении они «натыкаются» на полезные пособия и труды опытных психологов, способных «подковать» несведущих родителей в том, как следует правильно переживать со своим ребенком те или иные эмоции. Пару подобных изданий, посвященных тому, как вырастить открытых, улыбчивых, эмоционально «грамотных» и счастливых детей, мы лично неоднократно прочли и готовы порекомендовать:

Книга 1: «Эмоциональный интеллект ребенка», от известных семейных психологов Джона Готтмана и Джоан Деклер
Величайшее и наиполезнейшее умение всякого человека — способность контролировать и регулировать свои эмоции. Пара опытных и наблюдательных семейных психологов — Джон Готтман и Джоан Деклер — на деле докажут вам, что вы сами в силах научить своего малыша управляться со своими чувствами, настроениями и переживаниями так же легко и «играючи», как он справляется с простецкими кубиками, конструкторами или паззлами.Эмоциональное здоровье и эмоциональное воспитание ребенка — так же важны, как и его физическая крепость и хорошие манеры. Книга Готтмана и Деклер, на живых, понятных и поучительных примерах, научит вас, как взращивать в малыше такие качества, как доверие, открытость, жизнелюбие, общительность, доброта, прощение и прочие, и в то же время даст четкие «формулы», помогающие ребенку справиться с негативными эмоциями — с гневом, яростью, обидой, истерикой, капризами и другими.

Подход Готтмана разрушает существующие стереотипы и клише в вопросах управления детскими эмоциями, но вместо них дает родителям варианты нестандартных, и вместе с тем очень простых, человеческих и эффективных сценариев реальной помощи вашему ребенку в различных сложных поведенческих ситуациях.

Далее — отрывки из книги Джона Готтмана и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей», вышедшей недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Удивительно, но бoльшая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоко нравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

И в ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты, готовы ли они сопереживать своему ребенку, способны ли выслушать его…

Порой нам трудно сопереживать своему ребенку, потому что его проблемы кажутся вам незначительными. В этом случае я предлагаю вам следующую стратегию:

Подумайте о переживаниях своего ребенка, представив аналогичную ситуацию в мире взрослых.

Например, кто-то посмеялся над его очками, когда он отвечал на уроке, или он волнуется перед первым днем в летнем лагере. Понимая, что у него нет причин для переживаний и он легко одолеет эти (и многие другие) проблемы, вы можете поддаться соблазну игнорировать его тревогу. Конечно, такая позиция позволит вам почувствовать себя более комфортно, но она мало поможет вашему ребенку. Более того, он может почувствовать себя хуже, зная, что его мама или папа считают его глупым. Один из способов проявить больше сочувствия — представить аналогичную ситуацию в мире взрослых.

Вспомните, как вы нервничали перед первым днем на новой работе. Или подумайте, как бы вы себя чувствовали, если бы, давая отчет о продажах, услышали, как ваш коллега что-то шепчет соседу о вашей внешности? Прекрасный пример описан в книге «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно» Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Авторы дают следующий совет родителям, желающим понять причины ревности маленького ребенка, которую он ощущает с появлением брата: представьте, что ваш супруг приводит домой любовницу и объявляет, что вы все будете жить счастливо под одной крышей…

…Став взрослыми, легко забыть, насколько бессильными могут чувствовать себя дети. Но если вы посмотрите на мир их глазами, то увидите, насколько большое внимание общество уделяет тому, чтобы они слушались и сотрудничали. Большинство маленьких детей практически не контролируют свою повседневную жизнь. Сонных их вытаскивают из кроваток и увозят в детский сад. Дети постарше вздрагивают при звуке звонка в школе и покорно идут выстраиваться на линейку. Родители постоянно устанавливают правила, например: «Никакого десерта, пока твоя тарелка не будет чистой» или «Ты не выйдешь из дома в таком виде» и классический ответ: «Потому что я так сказал». Можете ли вы сказать что-нибудь подобное супругу или другу?

Повысьте самооценку своего ребенка, предоставляя ему выбор и уважая его желания!

Я не говорю, что требовать от детей послушания и сотрудничества плохо. Но я не раз наблюдал, как родители увеличивают бессилие своих детей, игнорируя их самые простые предпочтения и запросы. Как правило, они делают это не со зла — скорее, в результате постоянного стресса и спешки. («Нет, я не разрешаю тебе рисовать красками. Мы только что все убрали, и сейчас на это нет времени!»)…

…Давая ребенку возможность делать выбор, мы не только воспитываем в нем чувство ответственности, но и помогаем повысить его самооценку. Ребенок, которому родители постоянно ограничивают выбор, получает сообщение: «Ты не только маленький, твои желания не имеют большого значения». Такой ребенок может вырасти послушным и будет сотрудничать, но чувство собственного «я» останется в нем неразвитым.

Правда, на то, чтобы предоставлять детям выбор и учитывать их пожелания, нам требуется немало времени и терпения, ведь, как мы помним, дошкольники чего-то просят в среднем по три раза в минуту. Но не все их просьбы требуют ответа, а удовлетворение многих не сопряжено с большими усилиями со стороны родителей. Например, ваша дочь хочет, чтобы вы положили ужин в ее тарелку так, чтобы горох и картофель не соприкасались. Ваш сын хочет еще раз увидеть большую птицу, прежде чем вы переключите телевизор на другой канал… Удивительно, но, если прислушаться и выполнить эти пожелания, это может иметь важные долгосрочные последствия. Дело в том, что предпочтения детей помогают им сформировать свою личность.

Если их пожелания выполняются, дети получают сообщение: «Мои желания имеют значение, то, что я чувствую, играет определенную роль». Ваша дочь может сказать себе: «Да, мне нравится именно так. Я человек, который не любит, чтобы продукты в тарелке смешивались. И у меня есть власть, чтобы моя еда стала для меня более вкусной»…

Со временем эти заявления могут стать кирпичиками для таких утверждений, как «Я ребенок, который любит трудные упражнения на шведской стенке» или «Я тот человек, который любит математику»… Так что в следующий раз, когда ваш ребенок обратится к вам с небольшой просьбой —неважно, насколько глупой или тривиальной она вам покажется, — попробуйте не воспринимать ее как борьбу характеров. Вместо этого спросите себя, действительно ли она является настолько сложной, что вы не можете ее выполнить. Помните, что результаты принесут пользу вашему ребенку, ведь он использует эти простые взаимодействия для развития собственной личности!
Страниц: [1]   Вверх