Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Эмоции детей  (Прочитано 1768 раз)

natasha_555

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1797
    • Просмотр профиля
Эмоции детей
« : Ноябрь 09, 2016, 12:09:12 »


Вы смотрите на личико своего новорожденного ребенка: он хмурит брови, морщится. Но вдруг на его лице появляется улыбка, а потом личико опять сморщивается... Ему лишь десять дней, а он уже улыбается", — радуетесь вы. Однако то, что вы видели — еще не улыбка. Хотя личико новорожденного очень подвижно, настоящая улыбка появится не раньше, чем ему исполнится 3 недели, а может быть, только в начале 2-го месяца жизни. Тогда малыш будет улыбаться в ответ на ласковое обращение родителей. Для крохи улыбка — средство общения с родителями и отражает его удовольствие от того, что с ним рядом находится человек, которому он очень симпатичен. Если крик малыша сигнализирует о состоянии дискомфорта, то улыбка говорит о радости и свидетельствует о его переходе на новый этап психического развития.

Первое общение

В возрасте около 2,5 (и до 4) месяцев у крохи начинает формироваться так называемый комплекс оживления, когда он реагирует на приближение родителей. Сначала он замирает и сосредоточивает свой взгляд на взрослом. На его личике появляется радостная улыбка, малыш начинает оживленно двигаться (головкой, ручками, ножками, всем тельцем). При этом он вскрикивает, гулит, издает разнообразные звуки — потребность в общении с родителями уже не ограничивается лишь созданием физического комфорта. Малыш уже пытается активно привлечь их внимание и вовлечь в общение с собой. В этот период происходит закладка первичного самосознания. Поэтому с ребенком нужно разговаривать во время бодрствования, отвечать на его гуление.

Чем внимательнее и доброжелательнее к нему Ваше отношение, тем больший потенциал развития вы закладываете в малыша. Крохи, общающиеся с доброжелательными взрослыми, отличаются высокой жизненной активностью, которая служит основой его физического и психического развития. Уже на 2-м месяце жизни ребенок реагирует на реакции взрослых, отличает поощрение и порицание, может узнавать «своих» и «чужих». Он радуется общению с одними людьми и не желает видеть других. У него уже есть свои привязанности, хотя еще и не устойчивые. В этом возрасте следует придерживаться определенных правил при знакомстве малыша с чужими людьми: если встречи не избежать, то пусть ребенок находится у вас на руках. Не разрешайте постороннему наклоняться над детской кроваткой или коляской крохи. Дело в том. что окончательно способность различать людей формируется у младенца к 5 месяцам. Теперь привязанности малыша уже более устойчивы. Это способствует формированию у крохи чувства безопасности, уверенности в себе, малыш начинает активно познавать окружающий мир. В этом возрасте дети уже точнее различают эмоции взрослых: радость, грусть, недовольство, раздражение и т.д. По мере развития малыша, к 6 месяцам, его личико становится все более подвижным. Появляется не только выражение неудовольствия, благополучия, радости, но и мимика, отражающая готовность к плачу или смеху, капризу, испугу. Малыш приобретает возможность выражать оттенки своих эмоций. Даже его плач становится разным: призывным, когда зовет маму, отчаянным, если очень долго никто не идет, хныкающим во время капризов. Дальнейшее развитие его эмоций во втором полугодии — необходимое условие гармоничною формирования личности ребенка. После 7 месяцев малыш тяжело переживает даже временную разлуку с мамой.

Кризис первого года

В 1 год эмоции малыша очень быстро меняются в зависимости от ситуации: еще минуту назад он плакат над сломанной игрушкой, а теперь хохочет, включаясь в новую игру. Его легко отвлечь. Теперь кроха начинает осознавать, что он является автономным человеком. Ведь ощущение того, что он существует отдельно от мамы, хотя и очень нуждается в ней, начинает появляться у него еще в младенческом возрасте, но осознается им, лишь когда ему около 12 месяцев. Именно это осознание наряду с возросшими возможностями малыша является причиной „кризиса 1-го года жизни".

Ребенок радуется новому ощущению и полон желания поделиться своим счастьем с родными. Теперь он многое хочет делать сам. Родителям приходится перестраивать свои отношения с малышом, предоставляя ему возможность проявлять самостоятельность, разумеется, в допустимых пределах. В период этого кризиса кроха стремится отстоять свою независимость. Он становится непослушным, капризным и обидчивым, требует выполнения его желаний. Самое важное в такой ситуации — спокойно пережить ее, не реагируя на провокации малыша. В этом возрасте ребенок может неприязненно реагировать на посторонних. Наблюдается повышенная чувствительность крохи к замечаниям и негативным оценкам взрослых, он пытается все делать сам, но остается эмоционально зависимым от взрослых. Он хочет получать их одобрение и любовь. Нужно позволять ребенку действовать самостоятельно, поощрять его инициативу, четко объясняя причину запретов, число которых не должно быть большим. Ведь они, прежде всего, должны быть направлены на обеспечение безопасности маленького человечка. Родительское терпение и выдержка помогают малышу избавиться от острых эмоциональных проявлений и смягчить кризис 1-го года его жизни. Ребенок становится все более самостоятельным. Он активно осваивает окружающий мир. Кроха эмоционально реагирует на все, что видит. Ни в коем случае нельзя подтрунивать над малышом. Уважая ребенка, мы закладываем в нем умение уважать других людей. Малыш уже активно вступает в диалог с мамой (у некоторых детей это наблюдается в еще более раннем возрасте). Пока он не умеет говорить, кроха будет задавать вопросы с помощью жестов, сопровождая их вопросительным взглядом или звуками („У?", „А?"). Диалог не только помогает малышу получать новую информацию об окружающем мире, но и развивает его эмоциональную сферу, учит взаимодействовать с другими людьми и сопереживать им. В период, когда ребенок учится ходить, крайне важно не демонстрировать свой страх перед его возможным падением — это приводит к излишней тревожности и зависимости малыша. Мягко укажите ребенку на его ошибки, выразите уверенность, что в следующий раз у него обязательно все получится, —

От 2 до 4. Кризис 3 лет.

Малыш растет. Он уже умеет ходить, учится говорить. Эмоции его разнообразны, настроение переменчиво. Кроха еще не умеет сдерживать свои быстро меняющиеся желания, его легко отвлечь. Ребенок очень любит маму и хочет, чтобы она непосредственно участвовала в его играх. Чем ближе к 3 годам, тем чаще кроха эмоционально реагирует на свои неудачи и невнимание со стороны взрослых. Примерно в 2-2,5 года у малышей возникает период упрямства. У девочек он начинается раньше и проходит легче, чем у мальчиков. А на подходе уже новое испытание — «кризис 3 лет». Кроха осознает, что он является обособленным человеком, причем не только чисто физически. У него есть свои чувства, желания и, оказывается, воля. Он хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые. Малыш начинает стремиться к самостоятельности и противопоставлять свои желания желаниям взрослых. У него резко обостряется чувство собственного достоинства. Он пытается проявлять свою волю, а вместе с этим родители наблюдают его агрессию, адресованную только близким взрослым, негативизм и упрямство. Ребенок может отвергать все, что ему предлагают родители, даже вопреки собственным желаниям (например, отказывается идти гулять, хотя сам этого хочет). Он начинает обзывать родных. Иногда в этом возрасте дети придумывают себе другие имена, присваивая себе понравившееся имя или имя героя сказки, мультфильма и т.д.
Лучше не противиться такому переименованию, и через некоторое время это явление сойдет на нет. Малыши, бунтуя против родителей, нуждаются в их поощрении. Ребенок изо всех сил старается вести себя самостоятельно, а проявляемые им агрессия и упрямство являются отражением его страха, неуверенности перед тем, что он отчужден от родных. Ему страшно, одиноко и неуютно, но, несмотря на это, он хочет строить свои отношения с родителями по-новому. Не все дети столь бурно переживают «кризис 3 лет». Если родители поощряют самостоятельность крохи и терпеливо, с пониманием относятся к его поведению, то это помогает сглаживать и ослаблять негативные явления этого периода. Тем не менее, такой кризис необходим ребенку для личностного роста. Он учится управлять собой, ощущать себя обособленным от других людей и обучается навыкам общения в конфликтных ситуациях. Помочь малышу в этом вы сможете с помощью специальных упражнений и игр, направленных на развитие эмоций:

♦ попросите ребенка изобразить разные чувства (восторг, отчаяние, жалость). Попытайтесь узнать их, затем поменяйтесь с крохой ролями — теперь ему надо понять, что вы показываете;

♦ подберите картинки с изображением различных эмоций. Малыш должен описать чувства, настроение, которые испытывает изображенный на фотографии. Пусть кроха попытается с помощью мимики и жестов скопировать их;

♦ покажите малышу изображения сказочных персонажей в разных эмоциональных состояниях (радость, горе, страх). Попросите ребенка рассказать, кого он видит на картинках, а также какие чувства испытывают герои. Пусть кроха разложит по кучкам изображения тех, кому страшно, кто радуется. Получится стопка гнева, радости, страха;

♦ обсудите с малышом, какие бывают улыбки (сдержанные, хитрые, искренние, издевающиеся). Попросите нарисовать улыбающегося человека. Пусть кроха расскажет, почему он улыбается;

♦ играйте в „угадай эмоцию". Все участники, кроме ведущего и первого игрока, сидят с закрытыми глазами. Ведущий молча показывает какую-то эмоцию первому игроку, а тот просит второго открыть глаза и изображает увиденное. Наконец, последний игрок называет ту эмоцию, которую он понял. Ведущий спрашивает, как он догадался, какую эмоцию ему показывали.

Кризис миновал

Сложный период закончился. Теперь до конца дошкольного возраста у малыша будет достаточно стабильный фон настроения, он не станет конфликтовать по пустякам. Исключением являются семьи, где наблюдаются напряженные отношения между родителями или ребенок переживает их развод. В этом возрасте эмоции могут возникать у малыша не только при выполнении какого-либо действия, но и предвосхищать его. Например, представление о том, как будет выглядеть еще не построенный детский домик, уже способно вызывать радость крохи. Поэтому в этот период, проводя воспитательную работу, ориентируйтесь не столько на его сознательность, сколько на воображение, красочно описывая малышу, какими будут последствия его действий. Если вы хотите, чтобы кроха убрал свою комнату, попытайтесь описать ему, как она преобразится, как приятно и радостно будет входить в нее. У ребенка уже формируется образ идеального взрослого, которому он хочет подражать. У него появляется достаточно развитая способность сопереживать другим людям. Он уже в состоянии оценивать свои действия. Жизнь малыша эмоционально насыщена, поэтому он может уставать к вечеру.

В этот период у ребенка формируется повышенная чувствительность к замечаниям и другим воздействиям посторонних людей. Сейчас малыш очень раним, и оценочное замечание чужого человека по отношению к самому ребенку или близким оказывает на него очень сильное эмоциональное воздействие.

Постарайтесь, чтобы в этот период кроха поменьше сталкивался с бестактными, безжалостными, неумными посторонними людьми. Объясните малышу, что среди чужих людей есть добрые, хорошие люди, а кого-то нужно просто терпеть или даже избегать.

К 6 годам эмоциональная сфера крохи достаточно развита. Ребенок пытается управлять собственными чувствами (скрывать страх, сдерживать слезы). Он учится воспринимать тончайшие оттенки чувств, передаваемых с помощью мимики, жестов, взгляда, движений, интонации. Почти как взрослый...

Для дошкольников

Для развития эмоциональной сферы начиная с 5 лет хороши такие игры:

■ Для развития умения чувствовать настроение другого. Участники смотрят на одного игрока и пытаются догадаться, как тот себя чувствует, а потом рассказывают ему об этом. Ребенок, чье состояние описывают игроки, соглашается или не соглашается с услышанным.

■ „Я помещаю тебя..." Играющие по очереди „отправляют" друг друга в самые неожиданные места (пустыня, Северный полюс, шкаф). Один из игроков представляет себя в этом месте и описывает свои ощущения, а другой — какие эмоции испытывает первый игрок.
это будет основой для формирования у крохи веры в собственные силы.
Страниц: [1]   Вверх