Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Особенности развития речи у детей от года до двух лет  (Прочитано 1822 раз)

natasha_555

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1797
    • Просмотр профиля


Возраст после года – как раз тот период жизни малыша, когда его еще нельзя назвать говорящим... Но и неговорящим кроху уже не назовешь! Речь ребенка в это время еще совсем далека от взрослой. В это время родителям необходимо заняться развитием речи маленького говоруна.

Бури и кризисы на рубеже первого года жизни связаны не только с тем, что, овладев навыками ходьбы, дети осознают себя самостоятельными личностями, но и с формированием, развитием речи у детей.

Уже не лепет

Это не значит, что ваше чадо способно с легкостью вступать в диалог (хотя бывает и такое). Малыш говорит, но по-своему. Это не просто детский лепет, это действительно язык, который имеет свою фонетику и свои значения слов. Эти слова понятны самому малышу, но их не так легко перевести на наш взрослый язык. Малыш обычно употребляет такие слова, как «пу-фу», «бо-бо», иногда кусочки наших слов или наши искаженные слова. Многие думают, что ребенок говорит так оттого, что у него просто не развит речевой аппарат. Будто бы думает малыш нормальными словами, но произнести их не может. Однако это далеко не так. За своеобразным языком годовалого болтуна кроется и своеобразное мышление, которое в корне отличается от нашего. Надо заметить, что ребенку пока недоступны обобщающие понятия, такие как лес, посуда, игрушки, а нам, в свою очередь, очень сложно представить его понятия.

«По понятиям»

Первым, кто описал язык годовалого ребенка и его мышление, был Чарльз Дарвин. Наблюдая за внуком, он заметил, как происходит формирование собственного языка у ребенка. Вот малышу показали утку в пруду и назвали ее: «Утка». «Уа», – повторил ребенок. Каждый раз, подходя к пруду и глядя на утку, он показывал на нее пальчиком и говорил: «Уа». Однако вскоре мальчик стал называть «уа» молоко, пролитое на стол, вино в стакане, молоко в бутылочке, поскольку все это было жидким, как вода. Как-то ребенок играл монетами с изображением птиц. Их он тоже стал называть «уа». Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, похожие на монеты (пуговки, медали), стали называться «уа». Узкое понятие «уа» (утка на воде) стало стремительно распространяться вширь, охватывая все большее количество предметов, которые по каким-то видимым малышу признакам похожи или на утку, или на воду.

Понимание языка конкретного ребенка доступно только людям, которые отслеживают «историю образования» его слов. Например, если бы мы не знали, откуда взялось слово «уа» у внука Дарвина, то мы не поняли бы, почему ребенок именно так называл молоко в бутылке.

Каждый малыш создает свой язык сам, используя только собственный опыт и ассоциации. Однако за основу этого языка берутся слова нашего языка, которые он произносит и понимает по-своему. Взрослые из практики знают, что малыш будет пользоваться своеобразными детскими словами, поэтому часто сами учат ребенка характерным детским обозначениям: «ляля», «би-би», «гав-гав», «ам-ам». Так они создают основу для взаимопонимания, потому что если говорить с годовалым ребенком нормальной взрослой речью, общения не будет. Нередко возникают споры, стоит ли подражать языку ребенка и называть вещи такими детскими словами. Я считаю, что стоит. Когда взрослые произносят детские слова, ребенок приходит в восторг и жаждет общаться. Другое дело, что надо стараться переводить слова на взрослый язык, чтобы ребенок постепенно привыкал к нормальной речи. Вот малыш показывает пальцем на автомобиль и говорит: «Би-би». Надо ответить: «Би-би – машина». Или, если это троллейбус, надо сказать: «Би-би — троллейбус». Однако нельзя чрезвычайно увлекаться этими словами, а также использовать их, когда ребенку уже исполнилось два года. Родители, которые двухлетнему ребенку показывают машину и называют ее «бибика», уже тормозят его развитие.

Сначала мы спрашиваем у малыша: «Где у белочки глазки?» Задача потруднее – показывая на ротик (или ушки), спросить: «А это что такое?» – и услышать внятный ответ!

Важный этап

Конечно, наряду со своими словами ребенок знает и «наши». Еще до того, как он начинает говорить, он понимает слова, обращенные к нему: «встань», «сядь», – а также слова, обозначающие предметы, которые его окружают дома: часы, мячик, бутылочка, горшок. Понимание не мешает ему параллельно развивать свой язык.

Ребенок, кстати, очень хорошо запоминает названия предметов и даже составляет с ними примитивные фразы. Например, одна девочка, листая книгу и найдя в ней изображение луны, показала сначала на картинку, а потом на небо и сказала: «Луна — там». Такие же манипуляции она проделывала с другими картинками: называла вещь, а потом показывала пальцем, где она находится на самом деле. Годовалые дети могут запомнить множество названий, однако они – ни с того ни с сего – вдруг могут все забыть. Поэтому обучение годовалого ребенка может быть весьма продуктивным, и часто родители удивляются, какая у него потрясающая память. Они даже обучают его иностранным словам, и ребенок их прекрасно запоминает. И вдруг раз! Все как волной смыло, малыш забыл все напрочь. Эти слова не затрагивают детского мышления, детских переживаний, он просто их механически запоминает. А вот мышление и переживания затрагивают как раз его собственные слова, которые он сам выдумал.

Эти слова включают в себя все больше и больше предметов, так возникают первые связи в голове ребенка, формируются понятия, области знаний, впервые соединяются причины и следствия. Малыш показывает на крутой порог и говорит: «бух!» Он останавливается и не идет дальше. Или малыш показывает на магнитофон, грозит себе пальчиком и говорит: «А-зя-зя!» — что означает «нельзя». Однако это его не останавливает, крошка все равно идет к магнитофону, продолжая грозить пальчиком и говорить «а-зя-зя». Малыш нажимает на кнопки и прекрасно знает, что на это скажет его мама. Сам магнитофон тоже обозначается словом «а-зя-зя», равно как и телевизор, компьютер и все запрещенные предметы.

Примеры детских слов и «расшифровка» скрывающихся за ними довольно сложных понятий

БАБА – бабушка, все бабушкины вещи: очки, пальто, шапка, спицы для вязания, бабушкина чашка — все, чем бабушка пользуется. Ребенок может увидеть чужие очки, лежащие на столе, показать на них и сказать «баба», потому что понятие «очки» у ребенка существует только в тесной связи с понятием «бабушка». Связь настолько тесная, что ребенок даже называет это одним словом.

БО-БО означает – больно. Это все болячки, все предметы, причинившие боль, лекарства, которыми смазывали болячки, слезы, плачущие дети. Малыш может показать на кричащего ровесника на улице и сказать: «бо-бо». Это означает: «Мальчик плачет, потому что ему больно».

ЛЯЛЯ — кукла; все, что похоже на куклу: обезьянки, мишки — одним словом, игрушки с головой, руками и ногами, названия которых ребенок не знает. Кроме того, ляля — это младенец, а также коляска, бутылка с соской — все, что может принадлежать младенцу.

Кто сказал, что малыш не умеет обобщать?

Детские обобщения гораздо шире, чем наши. Например, нередки случаи, когда малыш даже обобщает маму и бабушку и зовет их «мабаб». Для него «мабаб» — это тот, кто о нем позаботится, и не важно в образе кого (мамы или бабушки) он предстает. Связи между словами у ребенка тоже своеобразные. Его речь похожа на сочетание междометий. «Ляля бух!» – это значит: «Ребенок упал». «Баба ам-ам!» — бабушка кушает, а также бабушка кормит самого ребенка или готовит ему еду.

В год у каждого ребенка свой язык

Собственный язык ребенка годовалого возраста называется автономной детской речью. Автономная детская речь – необходимый период в развитии каждого ребенка. Ребенок никогда не сможет заговорить, не пройдя этап автономной речи. Малыш может заговорить раньше или позже, но период автономной речи все равно будет в его развитии.

Автономная речь – это и своеобразный тип мышления, когда одно слово включает в себя множество понятий, которые нанизываются друг на друга по принципу ассоциаций. Бабушка, бабушкины очки, очки другого человека — все это будет выражаться одним словом.

Период автономной речи в жизни ребенка обычно начинается в конце первого года и кончается к двум годам (возможны индивидуальные отклонения от этих сроков). В дальнейшем можно использовать игры для развития речи.
Страниц: [1]   Вверх