Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
  • Смолмама: Форум Смоленских мам
Просмотр сообщений
Здесь вы можете посмотреть сообщения оставленные пользователем.
    Сообщения   Показать темы Показать вложения  

  Сообщения - natasha_555
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 120
31  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Можно ли ребенку капать в нос сок из алоэ : Декабрь 21, 2016, 13:56:40


Еще с давних времен, сок алоэ известен своими целебными свойствами и положительным воздействием на организм человека. Также его широко применяют в косметологии по уходу за телом, сама царица Клеопатра назвала алоэ – «Растением молодости».

В мире существует около 300 видов алоэ, по внешнему виду они могут быть  разными, иногда даже трудно поверить, что какое-то растение является разновидностью алоэ. Его используют при лечении множеств заболеваний, с его помощью, можно быстро вылечить насморк, как у детей, так и у взрослых

В алоэ содержатся уникальные составляющие, например различные витамины, бета-каротин, эфирные масла, смолистые вещества, различные ферменты, в нем содержится более 20-ти аминокислот. Самым большим достоинством сока алоэ является содержание в нем витамина В12, который практически ни в каких других лекарственных растениях не содержится. Он обладает противовоспалительным, противомикробным, ранозаживляющим свойствами, а также очищает организм от ненужных токсинов и способствует процессу восстановления поврежденных тканей.

При попадании сока алоэ в нос ребенка, происходит уменьшение отечности слизистой оболочки носа, дыхание становиться свободным и легким. Попадая в кровь, он выполняет дезоксидацию крови, нейтрализует токсины, благодаря чему организм человека быстро справляется с инфекцией. Главным плюсом сока алоэ является то, что он не снимает симптомы болезни а то, что он непосредственно уничтожает болезнетворные бактерии и вирусы.

В первую очередь, чтобы средство было действительно эффективным, его нужно правильно приготовить. Для начала аккуратно сорвите плотные листья с растения, тщательно промойте, заверните в бумагу и поместите в холодильник на 12-16 часов, этого времени достаточно, чтобы в нем образовались нужные полезные вещества.

По истечению вышеуказанного времени листочки вынуть и отжать из них сок.

Можно их мелко порезать и положить в марлю, затем без труда вы сможете получить сок из алоэ или же вы можете использовать блендер. При выполнении процедуры не рекомендуется использовать концентрированный сок, то есть данные сок алое стоит разводить водой, в пропорции 1:1.

Данное средство нужно закапывать ребенку по пять капель в каждую ноздрю три раза в день. Процедуру повторять пока не исчезнуть выделения из носа.
32  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Как применять медвежий жир от кашля для детей : Декабрь 21, 2016, 13:55:36


Медвежий жир является действительно ценным продуктом, благодаря его свойствам человек без затруднения может справиться с простудными и бронхолегочными заболеваниями. Но очень часто возникает вопрос, как правильно применять медвежий жир при лечении простудных заболеваний у детей?

В данной статье вы сможете найти ответы на вопросы, который касаются именно деток. Не затрудняясь задачей, где купить медвежий жир, многие отправляются за покупкой в аптечные лавки, но это не очень хороший вариант.
Приобретенный в таких местах продукт не рекомендуется давать детям, так как в нем уже практически не содержится полезных веществ для детей. Также они содержат различные добавки, которые могут негативно сказаться на здоровье ребенка.

Лучше всего медвежий жир покупать у охотников-промысловиков, так как именно они знают, как правильно добыть и растопить жир. Такой жир можно давать деткам, он в первую очередь правильно вытоплен, а во вторую он не содержит консервантов и ароматизаторов.

Как применять медвежий жир от кашля для детей
При бронхо-легочных заболеваниях рекомендуют несколько вариантов употребления медвежьего жира, не каждому ребенку подходит сочетание тех или иных ингредиентов, поэтому вы можете подобрать тот, который будет подходить вам лучше всего

1. Медвежий жир с молоком, если у вашего ребенка нет проблем с усваиванием молочных продуктов, тогда вы можете смело применять этот вариант. Сначала вам нужно подогреть один стакан молока и разбавить в нем одну ложечку медвежьего жира, затем пить небольшими глотками.

Количество зависит от возраста ребенка, например деткам до 3 лет жир нельзя принимать вовнутрь, только использовать для наружных растираний. Уже с 3 лет можно употреблять треть чайной ложки, от 5 лет рекомендуется половинка чайной ложки. Деткам, достигнувшим 7 лет, можно вводит медвежий жир в размере 1 чайной ложки.
 
2. Медвежий жир с медом от кашля для детей. Небольшую ложечку медвежьего жира (в зависимости от возраста ребенка) нужно положить в небольшую тарелку или чашку, чтобы он растопился, ни в коем случае не разогревайте его искусственным способом. После того, как жир растопился, добавьте немножко меда и кушайте данную смесь, запивая теплым чаем. Мед кладется в медвежий жир, чтобы придать ему более приятного вкуса, так как не все детки могут кушать его в чистом виде. Если у вашего ребенка аллергия на мед, тогда добавьте в него ложку джема или повидла.

Есть и аптечные варианты:

3. Растирание медвежьим жиром. Эту процедуру лучше всего делать перед сном. Перед процедурой жир нужно обязательно положить в небольшую посуду, чтобы он растопился, затем область груди ребенка растереть жиром. Не забывайте, что жир плохо отстирывается и оставляет запах, поэтому лучше надевать старенькую одежду.
33  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Врачебный контроль за новорожденным ребенком : Декабрь 20, 2016, 13:23:35


Как должен проводиться врачебный контроль за новорожденным ребенком?

В первый месяц ребенка посещает педиатр на дому. Через четыре недели его приносят на прием к педиатру в детскую поликлинику. Мать тоже к этому времени должна пройти контрольный осмотр у гинеколога.

Педиатр выясняет, как мать справляется с ребенком, как он развивается. Мать может получить ответы на интересующие ее вопросы (должен ли ребенок поворачивать голову к источнику звука, света, улыбаться, реагировать на мать).

Педиатр взвешивает, измеряет ребенка, выслушивает легкие и сердце, ощупывает живот. При необходимости назначаются также дополнительные обследования и консультации у специалистов.

Измерения окружности головы проводятся для контроля за развитием мозга. Обращают внимание на наличие асимметрии черепа. Многие дети рождаются с небольшой асимметрией головы или приобретают ее, постоянно лежа на одном боку. Если асимметрия в последующие месяцы не выравнивается, очень быстро закрываются межкостные швы и роднички и голова перестает расти, необходимо провести УЗИ головного мозга и проконсультироваться у невропатолога.

Такие же обследования нужны и при чрезмерно быстром увеличении размеров головы и широких швах черепа и родничках для исключения водянки мозга (гидроцефалии). Размеры головы могут быть несколько меньше или больше, чем границы нормы, если это наследственный признак при нормальном умственном развитии и нормальных темпах роста окружности головы.

Потом педиатр осматривает полость рта, выслушивает сердце и легкие, проверяет движения в тазобедренных суставах. В 6 недель ребенок начинает следить за движущимися предметами. Педиатр обращает внимание на состояние век, зрачков, при необходимости посылает к окулисту.

Если к этому времени родители заметили, что ребенок недостаточно реагирует на голос, плохо слышит музыку или звуки телефона, открывающейся двери, необходимо обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух.
Следует рассказать врачу, как ребенок спит, какое у него настроение;, умеет ли он держать голову, как двигает ручками и ножками, нет ли нарушения или асимметрии движений в ручках и ножках.
34  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Делать ли прививки ребенку? : Декабрь 20, 2016, 13:22:58


Прививкой называется введение в человеческий организм вакцины, создающей искусственный иммунитет к определенному заболеванию. Новорожденный ребенок получает иммунитет от матери через плаценту, однако спустя некоторое время его защита ослабевает. Благодаря вакцинации в организме крохи начинают вырабатываться антитела, которые защищают его от заболевания.

В процессе вакцинации происходит искусственное введение в детский организм ослабленных бактерий, микроорганизмов либо вирусов. Во время этого вырабатываются антитела, потому что организм ребенка получил команду о появившейся угрозе, которую необходимо срочно устранить. По причине того, что иммунная система в адрес чужеродных организмов произвела реакцию, она будет уже полностью готовой на повторный ответ, если вирус вновь попытается пробить защиту.

Делать прививку ребенку не рекомендуется при ослаблении иммунной системы (аллергическая реакция от предыдущих прививок, простуда либо стрессовая ситуация). Для детей создано определенный график вакцинации. Врач-педиатр обязательно должен направлять на прививки маленьких детей в соответствии с их возрастом.

Многие родители, к сожалению, боятся делать собственным детям прививки. Причиной этому являются частые повествования СМИ о побочных реакциях вакцинации. Однако разнообразные реакции способны спровоцировать не только прививки, но и лекарственные препараты. А ведь детям нельзя обойтись без многих обязательных прививок. К примеру, от краснухи, столбняка, кори, дифтерии, гепатита, туберкулеза, полиомиелита малыша способна защитить только своевременно проведенная вакцинация.

Если же родителям перед проведением прививки предлагают на выбор вакцину иностранного и отечественного производства, не стоит сомневаться в эффективности той либо другой. Обе эти вакцины полностью соответствуют требованиям ВОЗ и обеспечивают ребенку эффективную защиту от заболевания.

У ребенка после прививки может возникнуть покраснение либо отек на месте инъекции, незначительно подняться температура тела, а также ухудшиться общее состояние. Побочная реакция в подобном случае должна полностью пройти через три дня. После прививки от паротита, краснухи и кори осложнение может возникнуть на протяжении двух недель. При повышении температуры тела выше тридцати восьми градусов нужно обязательно обратиться к врачу-педиатру.
35  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Несколько хитростей для кормления вашего маленького гурмана : Декабрь 19, 2016, 14:23:33


Время приема пищи наиболее напряженное время для большинства матерей, особенно если ваш ребенок очень выборочен в еде.

Придумывайте сказочные образы для продуктов во время кормления
Старайтесь завести забавный разговор со своим ребенком, заинтересуйте его перед обедом или ужином. Начните разговор с тривиальных вопросов, например: Знаешь почему гномики такие маленькие? Таким образом, вы привлекаете внимание ребенка. Выберите одного персонажа и развивайте свою мысль. Тем временем, пока ребенок находится в воображаемом мире, преподнесите, например, каждую ложечку, как гномика, который заходит в дом после работы в шахте. 7 гномов - 7 ложечек, это довольно забавно!

Определите любимые продукты вашего ребенка

Каждый продукт имеет несколько способов приготовления и видов подачи блюда. Каждый день отмечайте себе продукты, которые ваш ребенок ел с удовольствием. В последствии, попробуйте сочетать любимые и нелюбимые продукты вашего ребенка, например пюре из любимых яблок с нелюбимыми сливами.

Подкупите ребенка

Взяткой не всегда могут выступать пирожные или мороженое, пообещайте ребенку, что после обеда вы сходите с ним в ближайший парк и поиграете с ним, если он доест все до конца. Как правило, это срабатывает.

Используйте слово «вкусные» много раз

Возможно, вы не лучший повар, но поверьте, готовите вы неплохо. Каждый раз, когда ваш ребенок кривит лицо при приближении очередной ложки пюре из брокколи, скажите ему, что это вкусно. Этот трюк работает! Не стесняйтесь нахваливать свою еду, ребенок если не распробует, то поверит вам и доест все до конца.

Используйте веселую детскую посуду

Например, пообещайте, если ваш ребенок доест кашу, то на дне тарелки он увидит красивую принцессу. На дне тарелки и должна быть нарисована принцесса. Запаситесь тарелками и чередуйте их. Все у вас получится!
36  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Как справиться с ребенком во время истерики : Декабрь 19, 2016, 14:23:10


Вы чувствуете неловкость каждый раз, когда ваш ребенок устраивает истерику в торговом центре или ресторане? Если вы не знаете как справиться со своим ребенком и чувствуете в такие моменты только растерянность и гнев, знайте, вы не одиноки! Истерики являются абсолютно нормальным этапом развития ребенка.

1. Обсудите проблему на месте: Чаще всего дети закатывают истерику в общественном месте - парке, супермаркете, за пределами школы или во время посещения друзей и родственников. Когда это происходит, постарайтесь объективно оценить ситуацию и начать разговаривать с ребенком. Хотя, есть шанс, что такой рациональный подход не принесет никаких плодотворных результатов, но попробуйте начать с этого. Если вы видите, что истерика вашего ребенка достигла пика, то по возможности изолируйте его от стрессовой ситуации.

2. Постарайтесь мыслить спокойно: Отбор истерику ребенка требует огромного терпения. В то время как иррациональное поведение вашего ребенка оправдано, если учитывать его возраст, а не ваш. Помните, во время приступа истерики всегда мыслите рационально. Не в коем случае не применяйте к ребенку физическую силу!

3. Никогда не сдавайтесь: Верьте или нет, дети знают, как манипулировать родителями. Они играют в игры разума, чтобы получить то, что они хотят, хотя делают это бессознательно. Ребенок может кричать, зная, что это принесет свои плоды. Никогда не поддавайтесь на истерику! Если вы поддадитесь слабость однажды, то ваш ребенок запомнит это и будет манипулировать вами и дальше.

4. Переговоры бодрости духа Наличие: Разговоры не смогут помочь, когда ваш ребенок заливается диким плачем, а вот после истерики беседа будет необходима .

Но помните, одна проведенная беседа не решит проблему. Неоднократно старайтесь объяснить ему, почему такое поведение в общественных местах и при гостях не допускается. Никогда не забывайте обнять и поцеловать своего ребенка после завершения поучительной беседы. Кроме того, постарайтесь не быть нравоучительными и говорите дружелюбно.

5. Отвлекайте: Это работает лучше всего с малышами, но позже этот трюк утрачивает свою эффективность. Тем не менее, попробуйте отвлечь вашего ребенка чем-то, что может помочь ему успокоиться (игрушки, книги, разговоры).

6. Остерегайтесь "Триггер" ситуации: Вы не телепат, но есть определенные ситуации, которые могут стать триггерами для истерики, например голод, громкая музыка, определенные запахи, чрезмерная активность или недостаток сна. Лучше решать эти ситуации заблаговременно, прежде чем выйдут из под контроля. Вам, как родителю, важно, уметь считывать поведенческие сигналы вашего ребенка.

7. Дайте ребенку некоторое пространство: Дети часто реагируют на импульсы и эмоции первостепенных объектов или субъектов, которые могут привести ко вспышке истерики. Им не хватает самоудовлетворения, эмоционального инструмента, чтобы помочь справиться с реалиями. Тем не менее, это часть эмоционального развития каждого ребенка. После того, как эмоции стихают, ваш ребенок возвращается в реальность и понимает, что в таком поведении не было необходимости. Это может стать для него уроком, который он может вынести для себя сам. Так дайте ему некоторое время и пространство, чтобы преодолеть истерику.
37  Обо всем, в т.ч. о детях / Воспитание малыша / Воспитание ребенка: что советуют психологи : Декабрь 16, 2016, 12:49:12


Не секрет, что рождение ребенка, столь желанного и долгожданного - первостепенное событие в жизни родителей. Изначально, самым животрепещущим вопросом является его физическое состояние, все ли с ним в порядке, не болен ли, хорошо ли ест или спит. Немного привыкнув распорядку малыша, родители продолжают сгорать от ожидания и любопытства, вовремя ли научился переворачиваться, когда улыбнется и когда, наконец, он сделает первые самостоятельные шаги. Однако, несмотря на то, что физиологический аспект развития малыша очень важен, следует помнить, что родить его и стать настоящим родителем - не одно и то же. Ведь, больше всего крохотный и нежный маленький человечек нуждается в любви именно тогда, когда он меньше всего этого заслуживает. Речь идет о воспитании ребенка, которое, как и забота начинается с первых дней его жизни.

Чаще всего молодые родители, задаваясь вопросом: как воспитать ребенка - ищут конкретный ответ, забывая при этом, что ребенок есть продолжение их самих, причем, как их достоинств, так и пороков. Воспитание в расширенном понимании слова - это не только прямое воздействие на ребенка: наказание или поощрение, похвали или брань, но, в большей степени, косвенное, ведь ребенок редко слушает взрослых, гораздо чаще - им подражает. Именно поэтому, для воспитания гармонично-развитой личности так важен семейный климат и связанные с ним незначительные, но целенаправленные события. Атмосфера спокойствия, гармонии и любви безотказно действует на малыша, накладывая отпечаток на его становление и дальнейшее развитие. Отец и мать -  два бесспорных авторитета для вступившего в жизнь ребенка, на них зиждется мир и вера - все то, что порождает честное и доброе.

Говоря о практическом воспитании ребенка, следует помнить, что его положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Многим родителям кажется, что они могут перехвалить, "испортить"  свое чадо, однако, это не совсем верно, поощряя ребенка, родитель своими словами или действиями способствует развитию личностных качеств, уверенности и целеустремленности. Не следует забывать и о наказании. Сейчас, стало популярным писать о том, что ребенка, особенно в первые годы его жизни, наказывать нельзя. Тогда, как ребенок научится отличать "хорошее" от "плохого". Наказание должно следовать сразу же за проступком, когда ребенок знает, за что он наказан, в противном случае - наказание не имеет смысла. Однако оно не должно разрывать эмоциональной связи ребенок-родитель, а скорее взывать к врожденной нравственности и мудрости ребенка, например, следует объяснить ему почему не стоит совершать того или иного поступка, или попросить его представить себя на месте потерпевшей стороны.

И, наконец, не стоит игнорировать бабушек и дедушек, наоборот: отношение к ним, уважение и внимание - идеальный пример гармоничных отношений и гарантия того, что в осознанном возрасте ребенок, воспитанный в семейных традициях точно также будет уважать своих родителей. Ребенок, воспитанный сердцем - это гордость и опора настоящих родителей.
38  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Почему ребенку нужно много гулять : Декабрь 16, 2016, 12:49:02


Все мамы знают - ребенку надо побольше гулять! Но не все точно знают, почему? А иначе, зачем некоторые родители ограничивают время прогулки?

Для новорожденного малыша увеличивать время прогулки надо постепенно.

Свежий воздух необходим для правильной работы всех жизненно важных систем организма, в том числе мозга, что особенно важно для развития ребенка.
Свежий воздух очищает легкие от пыли и аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.

Дополнительные затраты энергии во время прогулки (на поддержание температуры тела и двигательную активность) усиливают деятельность всех систем организма, в том числе сердечнососудистой и иммунной.
Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) не дают угаснуть адаптационным механизмам организма и закаляют.
Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин D. При недостатке этого витамина развивается рахит.
Прогулки способствуют профилактике близорукости. В помещении взгляд фокусируется только на близко расположенных объектах, а на улице – еще и на далеких, что является отличной профилактикой близорукости.
Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка.

Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.
39  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Прикладывание к груди : Декабрь 15, 2016, 11:01:01


Начнем с начала: ребенок рождается, издает первый крик, врач перерезает ему пуповину и кладет его на грудную клетку мамы поближе к соску. После этого акушерка или педиатр помогает малышу захватить сосок, иногда буквально вкладывая его в маленький ротик, и выдавливает из груди несколько капель молозива.

Зачем это нужно? Поскольку ребенок рождается абсолютно стерильным, важно, чтобы его желудочно-кишечный тракт заселила правильная микрофлора. Сначала он «собирает» ее, проходя по родовым путям мамы, а потом получает вместе с молозивом. В результате в его кишечник попадает материнская, а не больничная флора.

С другой стороны, в молозиве содержатся иммуноглобулины, которые защищают малыша от влияний окружающей среды, пока он не может противостоять ей сам.


Прикладывание к груди

Чтобы младенец не замерз, его оставляют на маминой груди не больше чем на 1-2 минуты ( иногда его даже накрывают пеленкой, чтобы ему не было холодно ). Затем малыша переносят на пеленальный столик, обрабатывают ( смывают смазку, околоплодные воды ) и одевают.

А когда молодая мама сможет покормить его снова? Не раньше чем через два часа после родов: за это время у женщины отделяется плацента, ее осматривает врач, кроме того, молодой маме требуется время, чтобы прийти в себя.

Нужно ли соблюдать интервалы между кормлениями? Большинство специалистов советуют молодым мамам делать перерывы на 1,5-2 часа. Пока объем молока небольшой ( около 5 мл в сутки ), новорожденный легко высасывает его за 5-6 кормлений. Если же он требует и получает грудь постоянно, это может привести к трещинам на сосках. В результате, когда на 3-4-е сутки придет молоко, мама просто не сможет кормить малыша!

Случаются ли ситуации, когда ребенка не прикладывают к груди? Прикладывание не делают только в том случае, если по состоянию здоровья он не может ни дышать, ни сосать. К счастью, такое встречается редко.


Прикладывание к груди при кесаревом

А если молодая мама перенесла кесарево сечение? Как это ни удивительно, операция не является противопоказанием к прикладыванию к груди: даже если женщине делали эндотрахиальный наркоз, и она спит! Пока акушеры заняты своей работой, педиатр просто подносит младенца к груди и помогает ему взять сосок.

Если же молодой маме делали эпидуральную анестезию и после рождения ребенка она находится в сознании, ей обязательно показывают новорожденного и прикладывают его к груди.

Чтобы врачи могли контролировать ситуацию и вовремя понять, нужен ли малышу докорм, детей взвешивают два раза в день. Если потеря веса нормальная, физиологическая ( в первые дни ребенок может потерять до 10% от веса в момент рождения ), маленького не докармливают. Если же молозива нет совсем, младенец не может сосать и вес убывает, ему дают адаптированную смесь.
40  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Безопасность детей дома : Декабрь 15, 2016, 11:00:38


Еще недавно вы ждали, когда же малыш начнет ходить. Зато теперь за ним трудно уследить.

Малыш растет и с каждым днем становится все более самостоятельным, без устали осваивая окружающий мир. Ваша задача – не ограничивать маленького исследователя, а обеспечить ему безопасное пространство. Пришло время еще раз критически осмотреть свою квартиру.

Кухня

Самое опасное место, потому лучшая защита – полностью закрытая дверь ( специальная загородка ). Когда ребенок находится на кухне вместе с вами, придерживайтесь некоторых правил.

    Не оставляйте малыша на кухне без надзора, особенно если у вас включена плита.
    Никогда не готовьте еду, если у вас на руках ребенок.
    Всегда ставьте горячие кастрюли на дальние конфорки плиты.
    Острые и режущие инструменты ни в коем случае не должны быть на виду.
    Мелкие предметы ( орешки, конфетки ) уберите повыше, чтобы детские ручки не смогли до них дотянуться. Так вы будете уверены, что ребенок не засунет их в рот и не подавится.
    За столом не ставьте рядом с малышом горячий чайник или чашку с чаем. Пока откажитесь от скатерти, ее легко стянуть со стола вместе с посудой.
    Моющие средства уберите в шкаф на недоступные для ребенка полки.
    Переключайте внимание малышей с опасных предметов. Пусть детки помогут накрыть на стол, разложив салфетки или ложечки. Это не только отвлечет ребенка, но и позволит ему почувствовать свою значимость.

Ванная комната

Одно из любимых мест малышей. Ведь там можно «мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться». Конечно, это здорово, но пребывание детей в ванной должно не только приносить радость, но и быть безопасным.

    Малышей во время купания нельзя оставлять одних даже на секундочку.
    Положите в ванну нескользящий коврик, на стене укрепите ручку-держатель.
    Обязательно проверяйте температуру воды с помощью специального термометра и только потом сажайте ребенка в воду. Это необходимо для того, чтобы не ошпарить малыша.
    Все «взрослые» шампуни, кремы, бритвы, фен переложите в недоступное для детей место.

Жилая комната

    Поставьте на все окна специальные блокираторы и не оставляйте маленького ребенка одного при открытом окне.
    Обратите внимание на розетки. Лучше оборудовать те, что используются, специальными заглушками. Посмотрите, нет ли в пределах детской досягаемости удлинителей.
    Ваша косметичка должна быть убрана высоко и далеко ( даже если вся косметика у вас безопасная ). В противном случае вы можете быть очень удивлены детскими рисунками, выполненными вашей новенькой, дорогой помадой, да еще и на свеженаклеенных обоях.
    Маленькие разноцветные шарики так привлекают малыша: «А может, они еще и вкусные?» Лекарства манят детей своим видом и цветом, ведь они так напоминают конфетки. Правило для обязательного выполнения: хранить таблетки и порошки в недоступном для детей месте. Желательно закрывать аптечку на замочек.
    Никогда не говорите болеющему ребенку: «Попробуй, это вкусно, съешь эту конфетку», если вы хотите уговорить его принять лекарство. Малыш будет воспринимать таблетки, как «чудо-конфетки».

Игровая площадка

Но помнить о безопасности пространства надо не только дома. Для того чтобы веселые игры на площадке доставляли малышу и вам только радость, обратите внимание на следующее:

    Как правило, ребятишкам требуется специальное пространство в стороне площадки, чтобы они могли играть отдельно от чересчур активных деток более старшего возраста.
    К сожалению, в песочнице или на площадке нередко можно встретить такие вещи, как осколки стекла, железки, мусор или пивные бутылки. Отсюда вывод – обращайте внимание, где играют ваши малыши, и сами соблюдайте чистоту на детской площадке.

Жизненное кредо

Любознательность малыша – это не порок, это «прорыв во внешний мир», развитие ребенка, но в то же время это также и небольшая тревога родителей. Как бы нам хотелось уберечь своего малыша от любых неприятностей! Такая тревога вполне нормальна. Это – забота о малыше. Но любой опытный родитель знает, что невозможно вырастить ребенка без единого синяка, ссадины или царапины. Главное – помнить одно несложное правило: «Лучше предупредить, чем лечить».
41  Обо всем, в т.ч. о детях / Воспитание малыша / Система Монтессори : Декабрь 14, 2016, 13:29:39


О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Отличия системы Монтессори

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Жизненная практика

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие по системе Монтессори

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.


Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Космическое воспитание по системе Монтессори

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
42  Обо всем, в т.ч. о детях / Воспитание малыша / Занятия по системе Монтессори : Декабрь 14, 2016, 13:29:26


Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори - материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.

Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту ( не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост» ).

Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.

Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца ( повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка ), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.
Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.

    Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
    Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
    Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
    Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.

Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.

Занятие "Пересыпание риса" ( от 2,5 до 5 лет )

Цели упражнения:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.
Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.
Презентация:

    поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними ( «стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д. );
    одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

Занятие «Сияющие ботинки» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.
Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.
Презентация:

    расстелите газету на полу;
    специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
    держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
    дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
    тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Занятие «Найди крышечку по размеру» ( от 2 до 4 лет )

Цели упражнения:

развитие зрительной и моторной координации.
Вам понадобится:

4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками ( крышки можно хранить в небольшим контейнере ).
Презентация:

    расставьте бутылочки на столе перед малышом;
    медленно снимите крышки и закрутите обратно;
    сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!

Занятие "Коробочка с образцами тканей" ( от 2,5 до 5 лет )

Цели упражнения:

развитие и уточнение тактильных ощущений.
Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п. ).
Презентация:

    покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
    быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками ( и не подглядывая! );
    когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

Занятие «Волшебный мешочек» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.
Вам понадобится:

мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами ( например, расческа, свисток, шнурок и т.п. ).
Презентация:

    завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
    пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву ( например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п. ).

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!
43  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Развитие ребенка в 1 месяц : Декабрь 13, 2016, 14:03:12


Что умеет ребенок?

    совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
    различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку;
    фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
    различает особенности звуков;
    узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
    сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
    лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди ( ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности ).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения ( т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды ) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица ( остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться ).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке ( если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе ).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.


Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку ( шарик, погремушку, кольцо ) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях ( вправо, влево, вверх, вниз ), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
44  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Матрица Грофа. Комплекс оживления : Декабрь 13, 2016, 14:02:15


Кризис новорожденности – это промежуточный этап между внутриутробным и внеутробным образом жизни ребенка. Новорожденный настолько беспомощен, что не окажись рядом взрослого человека, он бы погиб уже через несколько часов после рождения. Вот и получается, что в момент родов и сразу после него человек нуждается в обществе.

Матрица Грофа

По мнению психоаналитиков, рождение – это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что оказывает влияние на всю последующую жизнь. Станислаф Гроф, например, утверждал, что те или иные свойства личности, черты характера, особенности поведения и наши последующие психологические проблемы находятся в прямой зависимости от процесса рождения. Он выделил несколько стадий родов – 4 базовые перинатальные матрицы:

    схватки ( матрица 1 );
    прохождение по родовым путям ( матрица 2 );
    собственно роды ( матрица 3 );
    первичный контакт с матерью ( матрица 4 ).

На основании того, с какими проблемами пришлось столкнуться малышу на той или иной стадии рождения, или, напротив, насколько успешно они были пройдены, и строится в дальнейшем личность взрослого человека.

Для решения «взрослых» проблем Гроф с помощью специально разработанного им метода холотропного дыхания ( специальная дыхательная техника, чем-то напоминающая гипервентиляцию легких ) вводил своих пациентов в состояние, схожее с трансом, и заставлял переживать травму рождения снова и снова – до тех пор, пока все четыре стадии не были успешно пройдены.

Любая беременная женщина настраивается на то, что в скором времени ей предстоит как следует поработать. Будущие мамочки тщательно готовятся к этому ответственному мероприятию: слушают душераздирающие рассказы подружек, до мельчайших подробностей изучают физиологию родовой деятельности, разучивают техники дыхания, осваивают приемы релаксации, запоминают облегчающие схватки позы… словом, хотят быть во всеоружии.

Но вот наступает долгожданный момент, и вся подготовительная работа летит в тартарары; лишь изредка, в моменты просветления, в памяти то и дело вспыхивают сумбурные обрывки полученных знаний и умений, которые могут оказать значительную помощь роженице или, как минимум, придать ей уверенности в собственных силах.

С одной стороны, все идет своим чередом – независимо от нас, и в то же время наши действия играют огромную роль в благополучном завершении родов. Суть в том, насколько мы сработаемся с малышом.

Глазами ребенка

Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны – со стороны маленького, на первый взгляд абсолютно беспомощного существа, вашей частички, вашего ребенка. 9 долгих месяцев он пребывал в довольно специфичном, но, без сомнения, весьма уютном местечке – вашей матке. Жил себе там тихонько, спал, кушал, и по большому счету ни на что особо не жаловался, ну разве что иногда.

Но вот человечек стал совсем большим, и комфорта явно поубавилось – уж очень тесно, негде развернуться! А через какое-то время стало совсем невмоготу: вздохнуть – проблема! Малыш забеспокоился – что же это такое делается? От волнения и досады начал толкаться ручками и ножками. И тут происходит из ряда вон выходящее – некогда такой удобный и милый домик начинает сжиматься и в буквальном смысле выживать кроху.

Возмутительно! Вопиющая несправедливость, с которой так или иначе ( кто-то быстрее, кто-то медленнее ) смиряются все. Ребенок понимает: надо «делать ноги». А выход один – этот безнадежно узкий жуткий темный тоннель…

И малышу ничего не остается, как отправиться в опасный и, пожалуй, самый сложный в его жизни путь. Крохе больно, темно, душно и страшно. А после всех этих, прямо скажем, малоприятных ощущений маленького человечка ожидает самое главное потрясение и разочарование. Представьте, что вы вдруг оказались голышом на жутком сквозняке, пронзительный свет слепит ваши глаза, вокруг стоит оглушительный грохот и шум, над вами склонились огромные существа, с интересом изучающие вас и разговаривающие на совершенно чужом языке, вдобавок ко всему вы понимаете, что не можете дышать как прежде…

На самом деле, мы никогда не узнаем, что чувствует и переживает младенец, приходя в этот мир. Ясно одно: психика крохи разительно отличается от психики взрослого человека, она пока еще очень примитивна и лишь начинает свое формирование. И это обстоятельство во многом помогает ребенку пережить сильнейшее потрясение от появления на свет.

Все новые впечатления сначала выступают для младенца как бы в виде комплекса, без отрыва от ситуации. Исследователи склонны думать, что в первый месяц для ребенка не существует ни кого-то, ни чего-то, все внешние раздражители младенец переживает как единое состояние. Однако то, что физическая оболочка малыша получает сильнейший удар, сомнений не вызывает.

Многие родители находят в выписном листе из роддома неприятные записи типа «синдром угнетения в первые сутки», «тремор конечностей» и, наконец, настоящий бич современности – перинатальная энцефалопатия ( ПЭП ). А тот факт, что в первые несколько дней после появления на свет новорожденный заметно теряет в весе? От хорошей жизни не похудеешь…

Спасительные рефлексы

На помощь малышу приходит набор врожденных безусловных рефлексов. Рефлексами смелый маленький человечек словно цепляется за жизнь, старается удержаться. Но при этом он продолжает быть абсолютно беспомощным, и лишь благодаря заботе взрослых способен выжить.

Таким образом, детеныш человека оказывается максимально социализированным существом, нуждающимся в обществе как никто другой. При этом, как ни парадоксально, у него нет ни единого вразумительного средства взаимодействия с этим обществом, за исключением крика. Потом, как будто в благодарность за заботу, ребенок овладевает речью, а сейчас этот маленький сжатый комочек без конца тревожит мамино сердце, и плачет, плачет, плачет…

Мы бьемся изо всех сил, не жалея себя, пытаемся понять нашего маленького инопланетянина, стараемся сделать его приход в наш мир чуть-чуть радостнее. И из всей этой суеты постепенно вырастает огромная и бесконечная любовь.

Знайте меру!

Появление в семье ребенка – ни с чем не сравнимое счастье. Хочется часами смотреть на это чудо, радовать и развлекать его. Мамочка еще не успела прийти в себя, а ей уже со всех концов света летят sms-ки и звонки с поздравлениями и пожеланиями. Новоиспеченные бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки торопятся взглянуть на долгожданного потомка, штурмуют послеродовые палаты в часы приема или толпятся под окнами, радостно выкрикивая положенную фамилию.

Все они с нетерпением ждут дня выписки, совершают бесконечные рейды по магазинам, готовя приданное, закупая тонны одежек и погремушек. Между тем, часто бывает, что эти 3-4 дня, проведенные в роддоме, оказываются для мамы и малыша пусть непростыми, но самыми спокойными и оттого такими желанными.

Скоро, очень скоро мать и дитя закружит вихрь забот и неведомых доселе трудностей, и все кому не лень будут изнурять из бесконечными советами и замечаниями, подчас противоречащими друг другу. Пока же можно молча восхищаться своим «произведением искусства», а при возникновении поводов для беспокойства, обратитесь к врачу.

Еще несколько лет назад сразу после родов ребенка у матери забирали, относил в детское отделение, и в последующие 5-7 дней встречи мамы и малыша происходили лишь во время кормлений. Сегодня, если роды прошли без осложнений, в большинстве роддомов младенца помещают в одну палату с мамой, что, безусловно, правильно, ведь именно так задумано природой.

Однако планировались ли при этом бесконечные звонки на мобильный, вспышки цифровых фотоаппаратов и прочие вторжение извне – вопрос спорный. В детском отделении, оторванный от мамы кроха тосковал в окружении себе подобных и с нетерпением ждал обеда, а сегодня, уже с первых часов жизни, хоть и под бочком у мамы, он становится жертвой современных технологий. Только не примите эти слова за агитацию к возврату старых традиций! Просто самое главное, в чем нуждается новорожденный, - это максимальный покой.

Не секрет, что и сегодня правила роддомов отличаются строгостью и консерватизмом, что на первый взгляд может показаться излишним и даже бессмысленным. На самом деле за этим кроется стремление дать ребенку возможность восстановить хотя бы часть истраченных ресурсов, чтобы скорее адаптироваться к новым непростым условиям существования.

Надо сказать, что природа и здесь не осталась равнодушной, и «наградила» кроху не таким острым зрением и слухом, как у здорового взрослого человека. Но, несмотря на это, в обязанность каждой молодой мамы входит сознание и поддержание вокруг малыша спокойной доброжелательной обстановки.

Постарайтесь избегать дополнительных сенсорных стимулов в виде яркого света, громких, резких звуков, а также восторженных и впечатлительных компаний родственников и друзей хотя бы в первые пару дней после родов. Все это наверстается, поверьте! В идеале, ребенку требуется около месяца, чтобы «прийти в чувства». Так что примета о том, что не стоит никому показывать кроху до достижения месячного возраста, имеет вполне научное объяснение.

Гарантия безопасности

Принято считать, что новорожденный почти все время спит и не реагирует на внешние раздражители. Это не совсем верно. По сути, младенец находится в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, и как бы дезориентирован в пространстве. Он вроде бы спит, но при этом ощущает, что происходит вокруг.

Посмотрите, как груднички часами могут лежать на руках у матери, ни на секунду не выпуская изо рта ее грудь. А, просыпаясь, кроха криком дает знать, что он снова не уверен, и ему требуется подтверждение своей защищенности и благополучия. Ну, заодно и подкрепиться не мешало бы! Ученые давно установили, что большинство младенцев прикладываются к груди не только, когда хотят есть, но и когда им грустно, страшно, обидно, одиноко.

Очень важно, чтобы мама поддерживала хрупкое доверие малыша, пришла на первый же зов: «Да, родной, все хорошо! Ты в безопасности!» Не бойтесь избаловать кроху! Вряд ли ему причинит вред дополнительное кормление ( в отличие от взрослых, ребенок никогда не съест больше, чем того требует организм ) или сон на руках у мамы.

Возможно, полдня просидев с сынишкой или дочуркой на руках, вы не успеете приготовить обед, но в данной ситуации не так сложно определиться с системой приоритетов: с момента появления ребенка он чаще других будет занимать первую строку в списке ваших жизненных ценностей.

Не нужно пугаться и того, что ваше чадо «привыкнет к рукам». «Ручными» становятся дети, которым это действительно нужно. Возможно, они в большей степени подвержены сомнениям относительно надежности и стабильности этого мира и собственной значимости в нем. И ваша материнская обязанность – разрешить эти сомнения.

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру. Сейчас все чувства важны для возникновения первичной эмоциональной и психической связи с матерью.

Комплекс оживления

Первый месяц после рождения – один из самых сложных периодов в жизни человека. Поэтому постарайтесь окружить малыша спокойствием во всех его проявлениях. Не стоит с первых же дней обрушивать на кроху лавину новых впечатлений. Не торопитесь обращать внимание ребенка даже на яркие игрушки и мелодичную музыку. Всему свое время.

Младенец сам сообщит о своей готовности к активному познанию и исследованию мира. Так, способность фокусировать взгляд на предмете вы заметите примерно в 2-3 недели, а в возрасте 3-4 недель появляется сосредоточение на мамин голос. Ребенок все больше и больше обращает внимание на самого близкого ему человека – мать.

Из реакций сосредоточения на ее лице, в период от 1 до 2 месяцев, у здорового малыша появляется основной феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления, одновременно являющийся сигналом того, что кризис подошел к концу, и на смену ему пришел период младенчества, который продлится вплоть до кризиса 1 года.

Комплексом оживления называют эмоционально-положительную реакцию, которая сопровождается движениями и звуками; это первое проявление потребности в общении. Значение его трудно переоценить, ведь ваш малыш впервые ( ! ) почувствовал себя хорошо! ( Специалисты склонны считать, что в период, предшествующий комплексу оживления, младенец испытывает только отрицательные эмоции ).

Комплекс оживления имеет три составляющие. Это бурные двигательные реакции ( общее моторное возбуждение ); гуление ( так называют первые звуки, которые издает малыш ); осмысленная улыбка при виде маминого лица. Итак, комплекс оживления – это психический критерий окончания кризиса новорожденности.

Физиологическим критерием его завершения считается зрительное и слуховое сосредоточение, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Ну а медицинским критерием является достижение ребенком веса, с которым он родился, что свидетельствует о нормальном функционировании всех систем организма.

Необходимо отметить, что если у малыша были какие-либо неврологические проблемы ( а сегодня без них обходятся буквально единицы новорожденных ), комплекс оживления может появиться несколько позже.

Комплекс оживления возникает при появлении матери или иного взрослого, ухаживающего за ребенком. Кроха начинает двигать ручками и ножками, все это сопровождается радостным гулением и милой улыбкой! Вы и раньше могли замечать, как ваше чадо сладко улыбается чему-то во сне, однако только теперь эта улыбка адресована конкретному человеку. Получайте! Вы ее заслужили!
45  Обо всем, в т.ч. о детях / Здоровье малыша / Сон ребенка. Засыпание : Декабрь 12, 2016, 14:45:04


Малышу двух-трех лет пора спать. Но он как будто специально тянет время: то водички ему принеси, то подушечку поправь. Просит задвинуть шторы, а через пять минут требует их раздвинуть: ему, видите ли, так больше нравится. И вообще будет лучше, если мама посидит с ним рядом – пока он засыпает.

Взрослые начинают раздражаться: сколько дел еще нужно переделать, а желанная свобода все не наступает! Вот у других ребенок только коснется головой подушки, как уже спит. Никаких специальных убаюкиваний не требует. А это… Да он просто издевается! Не стоит волноваться. Во-первых, у других тоже бывает по-разному. Во-вторых, вечерняя усталость и накопившееся раздражение родителей не способствуют правильной оценке ситуации.


Почему они не любят спать?

Малыши, в отличие от взрослых, не любят ложиться спать. Они воспринимают сон почти так же. Как люди архаических времен. Древние люди думали про спящего: его здесь временно нет. Конечно, малыш не может объяснить свое поведение такими словами. Но каждый раз перед засыпанием он переживает расставание с близкими ( закроешь глаза и ничего не будет ) и невозможность активного движения.

А ребенок раннего возраста мыслит и чувствует по преимуществу в движении. Недаром психологи называют его интеллект «психомоторным». Нет ничего удивительного, что малыш всеми доступными ему средствами хочет оттянуть неприятный момент. Кроме того, ребенку кажется, что тратить время на сон равносильно пропуску чего-то очень интересного.


Что делать?

Чтобы укладывание не превращалось для взрослых в пытку, постарайтесь придать этому процессу некоторую структуру – с учетом психологических особенностей и потребностей малыша.

Каждая мама может рассказать, как ее двухлетний ребенок с забавной настойчивостью требует воспроизведения каких-то слов и действий. Например, целовать его надо обязательно три раза: причем сначала в лобик, а потом в обе щечки; перед купанием посадить в ванную резинового пупса, а уж потом – самого малыша; кашу класть в одну и ту же привычную тарелочку.

Родители удивляются настойчивым требованиям ребенка читать на ночь одну и ту же сказку. Малыш при этом внимательно следит, чтобы текст воспроизводился полностью, без всяких пропусков и замены слов.

Почему? В раннем возрасте ребенок усваивает огромное количество информации, развитие его идет невероятно быстро. Детский консерватизм – обратная сторона этого процесса, своеобразная защитная реакция психики от многообразия впечатлений. Динамичный мир должен получить какие-то устойчивые характеристики, фиксированные метки.

Малыш наполняет свою жизнь самостоятельно создаваемыми ритуалами. У каждого ребенка индивидуальный набор таких ритуалов. Но практически все дети пытаются придать ритуальный характер своему засыпанию. Если пустить дело на самотек, гонять перед сном туда-сюда маму ( или няню ) и капризничать – это может стать для ребенка ритуалом, и борьба с этой привычкой будет болезненной. Лучше привнести в этот процесс разумный порядок и содержательность.


Правила поведения

Нельзя укладывать малыша спать в спешке, сопровождая свои действия словами «Скорей, скорей!». Это не дает ему расслабиться, создает ненужную напряженность, может спровоцировать капризы. На укладывание нужно оставлять время с запасом, чтобы была возможность включить в него и общение, и игру.

Пусть малыш перед сном «проиграет» предстоящее ему укладывание: приготовит постельку для куклы, покачает ее, положит в кроватку, поцелует, пожелает «Спокойной ночи!» - то есть сделает все то, что составляет ритуал его собственного прощания перед сном.

Если ребенок в чем-то провинился, конфликт нужно разрешить до сна и ни в коем случае не угрожать карами на следующее утро: «Вот проснешься – я тебе покажу!». Малыши не понимают отсроченных наказаний, зато погружаются в сон с ощущением, что их не любят. Это крайне болезненное переживание.

Сделайте чтение или рассказывание сказки традиционным совместным занятием перед сном. Читайте и рассказывайте рядом с детской кроваткой – тогда ребенок будет связывать с ней приятные минуты общения. На ночь лучше читать что-нибудь знакомое. Во время чтения посадите малыша на колени, прижмите его к себе, если он сидит рядом, или держите за ручку: телесный контакт рождает чувство единения и защищенности.

Малышу трудно расставаться с любимыми взрослым. Поэтому «прощание» должно быть наполнено особым, ярко выраженным проявлением чувств, подтверждением любви и принятия со стороны взрослого. Обязательно обнимите и поцелуйте малыша, назовите ласковым словом перед тем, как выйти из комнаты.

Последовательность ваших собственных действий и совместных действий с ребенком должна повторяться изо дня в день, чтобы вы могли сказать: «Мы сделали то-то, то-то и то-то. Теперь тебе пора спать, а я уйду делать дела». Будьте нежны, но настойчивы. На призывы ребенка после окончания ритуала отвечать не следует.

Постарайтесь предвидеть некоторые ситуации, чтобы не допустить их. Например, вы знаете: уложенный в кроватку малыш только вы выйдете, обязательно попросит водички. Предложите ему попить заранее, а потом поставьте на столик рядом с кроваткой чашечку с водой. Если боитесь провокаций ( «Мама! Я пролил водичку!» ), налейте воду в бутылочку с соской. Ничего страшного, если ребенок днем такой бутылочкой не пользуется: она будет лишь декорацией для вечернего действа. Точно так же ведите себя, если малыш начинает проситься на горшочек. Поставьте горшок у кроватки. Если малыш захочет пописать, то должен сделать это без вашей помощи.

Внимательно отнеситесь к просьбе ребенка оставить в комнате ночник: многие дети боятся темноты, и нет причин оставлять их один на один с их страхами. Используйте «волшебные» лампы с изображением спокойно двигающихся фигурок или предметов. Они отвечают потребности ребенка наблюдать движение и успокаивают. Но включайте такую лампу только перед засыпанием, когда вы сами уже покинули детскую. Образ лампы со всеми ее красотами должен быть «привязан» исключительно к укладыванию. В другое время дня лампу лучше вообще убирать с глаз малыша.

Вашим молчаливыми союзниками в укладывании могут стать звездочки, «проявляющиеся» в лучах ночника, или другие подобные изображения. Можно каждый раз наклеивать звездочки в разных местах над кроваткой малыша: «Я выйду из комнаты, а ты попробуй отыскать глазками новую звездочку!».

Имейте в виду: каждый ребенок имеет индивидуальные особенности. Если малыш страдает нарушением сна или у него выражены невротические проявления, излишняя педагогическая жесткость может ему навредить. В таких случаях лучше пожертвовать полчаса времени и дождаться у кроватки, пока малыш заснет, чем своей принципиальностью усугубить уже имеющиеся проблемы.
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 120