Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Азбука оптимизма: как растить счастливых детей  (Прочитано 708 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3396
    • Просмотр профиля


О пользе оптимизма написано много: и успешнее в делах оптимисты, и здоровье у них крепче, и живут они дольше. Причем, эти факты научно доказаны и обоснованы. Да и всем нам, положа руку на сердце, приятнее общаться с позитивными людьми. И образ идеального ребенка у нас ассоциируется с улыбкой и звонким смехом — «капитан очевидность» ведет именно этим курсом!

Вот только почему порой так раздражают советы: думай позитивно, настройся на лучшее, будь оптимистом? Мы постарались разобраться, почему так не просто многим дается оптимизм, реально ли развить у себя способности к позитивному мышлению и как это сделать, а главное, как подарить оптимизм своим детям.

Что мешает нам и нашим детям быть оптимистами
Давайте проанализируем для начала, что мешает нам быть оптимистами. Одним из препятствий на пути оптимистичного отношения к жизни является категоричность суждений: оптимизм и пессимизм рассматриваются противоположностями, как, например, белый и черный. Оптимист при этом представляется этаким некритично настроенным человеком с розовыми очками, отрицающим реальность, живущим в мире иллюзий, а пессимист, напротив, противопоставляется как человек реальности, осторожный, старающийся предусмотреть последствия событий.Этот образ заставляет испытывать некоторое смущение, заявляя, что ты — оптимист! Кроме того, рекомендации по развитию позитивного мышления и оптимизма часто предлагают буквально притвориться, что у тебя все хорошо, в надежде на то, что подобная «установка» со временем изменит и саму реальность.Сама мысль о том, что ребенок огорчится, вызывает усиление тревоги у взрослых, а ребенок чувствует эту тревогу и все чаще капризничает, родители раздражаются, и вот уже долгожданный оптимизм ускользает.

К тому же свойство психики человека таково, что негативной информации отдается предпочтение при анализе текущего потока событий. Это связано с задачей выживания и закреплено эволюционно.

А как сильно повышается наша тревожность с рождением ребенка! Не зря же говорится, что родить ребенка — значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела. Тревога идет рука об руку с родительством!

Все родители в этом одинаковы — мы так хотим всего самого хорошего для наших любимых детей, что постоянно держим в фокусе внимания возможные угрозы и потенциальные опасности. Начиная обучать ребенка чему-либо, концентрируем внимание на каждом промахе — как же, мы обязаны добиться совершенства, кто еще вовремя укажет на это нашему ребенку, если не мы!

Многие родители, считая своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи. Хорошо выполнить дело, с их точки зрения, норма, поэтому не заслуживает похвалы, а указание на недостатки и критика призвана побудить ребенка стараться больше. В наших школах работают такие же ответственные и тревожные учителя, они просто обязаны заметить и поправить каждую ошибку! И одноклассникам предлагают отмечать, в чем ошибся ребенок, отвечающий на уроке. Так формируется склонность фиксировать внимание на негативных фактах, ошибках, недостатках — уходит детская непосредственность, природный оптимизм.

Это приводит к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться сделать что-то новое, всегда есть риск неудачи. Шаг за шагом формируется отказ от риска, поиска новых решений, ребенок перестает верить в свою способность учиться, верить в собственные силы.

Мы, взрослые, не задумываемся, что дети, в большинстве случаев, не видят нас в те моменты, когда мы проявляем профессионализм, уверенность, гибкость, например, на работе. Наши дети наблюдают за нами в домашней обстановке, в период «расслабления». Для многих взрослых кажется естественным обсуждать в присутствии детей проблемы, возникающие на работе, жаловаться родственникам и друзьям-подругам на подорожание, неразумную власть, на родственников и коллег и т. д. К сожалению, в настоящее время общий уровень напряжения в обществе существенно повышен.

Многие социальные установки дают подрастающим детям ориентиры, построенные на соперничестве, принижении личных способностей и достижений перед лицом связей и денег: «только те, у кого есть связи, могут добиться жизненного успеха, без денег ты никому не нужен, женщины любят только богатых и т.п.» Это формирует тревожную и неустойчивую картину будущего.

Неудивительно, что у многих детей и подростков будущее рисуется в мрачных тонах, они не верят в свой успех, отказываются планировать свою жизнь. Такое отношение к будущему не вызывает желание учиться, а, значит, даже самая богатая образовательная среда не рассматривается как шанс, ресурс, который надо использовать.

Оптимистами не рождаются, ими — становятся!
Чтобы успешно развивать способности к оптимистическому стилю мышления, надо уточнить само понятие оптимизма. Оптимист — это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, не замечающий проблем, существующих в жизни, и не тот, кто за показной улыбкой скрывает мрачные мысли, Оптимизм — не столько генерация положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

Оптимист целостно воспринимает действительность, его стиль мышления позволяет сохранять способность фиксировать позитивные стороны жизни, даже при наличии проблемной ситуации.

То есть, человек, мыслящий оптимистично, не слеп, он видит свои и чужие промахи, но при этом сохраняет веру в себя и веру в людей. Именно такой стиль мышления формирует настоящий, «фундаментальный» оптимизм.

Оптимисты смотрят в будущее с надеждой, потому что верят, что у них хватит навыков и возможностей для решения сложных задач.

Как воспитать оптимиста: советы и рекомендации
Дать другому можно только то, что имеешь. Чтобы подарить ребенку оптимизм важно развивать у себя способность к позитивному мышлению. Этому поможет использование некоторых особенностей нашего мозга.

Если провести аналогию с компьютером, то можно представить, что наш мозг, наш «бортовой компьютер» постоянно сортирует поступающую информацию по двум папкам: «Все хорошее» и «Все плохое». Чтобы сохранить объективность и эмоциональную устойчивость, важно наполнять обе папки, но принцип адресации информации у этих папок различен. В папку «Все плохое» информация поступает автоматически. А чтобы поместить информацию в папку «Все хорошее», нужно приложить усилия — «подписать файл и кликнуть мышью».

Однако, когда нам бывает несладко, мы можем реально опереться на те накопления, которые есть в папке «Все хорошее». А стало быть первая рекомендация по развитию оптимизма: сохраняйте память о хороших моментах, создавайте свой «позитивный банк» — поверьте, это настоящий «золотой запас», греющий сердце и дающий уверенность. Для этого можно вести специальные записи, отмечая хорошие моменты за прошедший день, создавать позитивные коллажи из фотографий, грамот и других свидетельств наших счастливых событий, и т.п.Когда встречаете ребенка из школы, не спрашивайте сразу об отметках, а спросите, что было интересного, чему он сегодня улыбнулся или над чем они смеялись с ребятами, что узнал нового и интересного — ежедневно учите ребенка замечать позитивные проявления! Помогайте детям заметить даже самую маленькую победу, отмечать простые, но составляющие ткань повседневной жизни, позитивные переживания: вкусную еду, интересный фильм, удовольствие от игры с другом или домашним животным, приятно проведенный вечер в семейном кругу, и многое другое.

Вторая рекомендация — рассказывайте детям хорошее! Помните, что отрицательные эмоции перетягивают на себя внимание, искажают целостность восприятия картины жизни. Когда вы жалуетесь на своих родственников, мужа или соседей в присутствии детей, это формирует искаженное отношения ребенка к ним. Поэтому чаще рассказывайте детям хорошее о себе, как вам удалось что-то преодолеть, достичь, понять. Рассказывайте хорошее о своих родителях, друзьях, сослуживцах, вообще, о хороших людях. Важно не сочинять, то, чего нет, но и не упускать того, что есть! Это научит вашего ребенка видеть хорошее в себе и людях. Это поможет создать запасы позитивного отношения к жизни, к будущему, к вам!

Третья рекомендация: верьте в потенциал — свой, своего ребенка, других людей! Нейробиологи доказали, что мозг человека не видит принципиальной разницы между нашими мыслями и тем, что происходит в действительности. Ожидание неудачи заставляет нас чувствовать себя так, как будто уже состоялся провал, а, кроме того, программирует негативное развитие событий. Оптимистичный стиль мышления повышает шансы на успех, улучшает здоровье. Избегайте негативного мышления, накапливайте крылатые выражения, мотиваторы, позитивные высказывания — это поможет найти нужные слова ободрения и для себя, и для ребенка.

Четвертая рекомендация — старайтесь управлять своими чувствами. Помните, самое главное, что вы можете дать своему ребенку, это уверенность в вашей любви и веру в его потенциал. Испытывать гнев и обиду — это нормально, даже самый любящий родитель испытывает, порой, негативные эмоции по поводу поведения ребенка. Однако не надо выражение этих чувств смешивать с решением проблемы.

Не обсуждайте важные вопросы в раздраженном состоянии! Когда внутри кипит обида, можно прямо сказать сыну или дочери, что вы сейчас очень огорчены, рассердились и не можете пока спокойно говорить. Перенесите разговор на некоторое время, даже несколько минут могут дать возможность успокоиться и подойти к проблеме более рационально. Контролируйте себя так, как если бы вы общались с коллегой по работе. Это будет отличной моделью зрелого, взрослого подхода к решению проблем для вашего ребенка.

Пятая рекомендация: соблюдайте пропорцию! В отношениях между близкими людьми всегда возникают привычные стереотипы реагирования, при этом в отношениях с детьми, к сожалению, не только хорошие.

Часто наши дети так привыкают, что мы всегда в определенных ситуациях говорим одно и то же, например, приходя домой, и, видя беспорядок в прихожей, начинаем вечер с замечания. Сын или дочь начинают слышать это замечание, даже если мы его не сделаем!

Попробуйте как-нибудь вспомнить один день вашего взаимодействия с ребенком. Сколько раз вы похвалили его, а сколько раз сделали замечание? Нет ли перекоса в сторону негативных реакций, критики и осуждения?

Специалисты считают, что для формирования уверенности в себе и ощущения, что он хороший, любимый, как взрослому, так и ребенку, необходимо соотношение между критикой и похвалой как один к пяти (конечно же, с перевесом похвалы!).

И, наконец, еще одна важная рекомендация: подходите к формированию оптимизма творчески, создавайте в своей семье свои позитивные традиции! Культивируйте и взращивайте в вашей семье оптимизм, словно комнатные цветы на окне! Это даст вам возможность быть счастливыми вместе с детьми!
Страниц: [1]   Вверх