Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.
Этапы развития речи
Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:
3-4 года. Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
6-7 лет. У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.
Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.
Игры для развития речи
Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.
«Угадай, что звучит»
Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.
«Волшебный мешочек»
Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.
Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.
Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных
«Кто что делает»
Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.
Демонстрируя карточку, задавайте вопросы: «Что это?», «Что с этим делают?» или «Для чего это нужно?». Потом усложните игру, добавив мимику и жесты. К примеру, взрослый изображает руками полет и спрашивает: «Кто и что летает?»
«Магазин»
Игра подойдет детям с 3 до 7 лет. Она нацелена на проработку звуков м, п, б и мь, пь, бь. Понадобятся матрешки, машинки, поезда, пушки, барабаны, балалайки, куклы, не лишними будут Буратино с Петрушкой или другие игрушки в названиях или именах которых есть звуки, над которыми будете работать.
Расставьте на столе игрушки и предложите ребенку поиграть. Скажите: «Я буду продавцом». Затем переспросите: «Кем я буду?» Ребенок или дети отвечают. Дополните: «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» — «Покупателем», — должен ответить ребенок. Далее задаются вопросы о том, что делает продавец и покупатель. Потом покажите игрушки, которые собираетесь продавать, дети должны их назвать.
Дальше начинается игра в магазин – дети подходят к столу и говорят, какую бы игрушку они хотели купить. Взрослый соглашается, но предлагает попросить о покупке вежливо, выделив голосом слово «пожалуйста». Отдает ребенку игрушку и спрашивает, для чего она нужна. Важно, чтобы дети правильно произносили прорабатываемые звуки и выговаривали слова.
«Аргументируй»
Игра – отличный вариант для развития речи ребенка дошкольного возраста 5-7 лет. Понадобятся предметные карточки. Оптимально эту игру проводить с небольшой группой детей. Выбранный ведущим ребенок берет карточку, рассматривает ее, никому не показывая. Затем задает остальным участникам вопросы: «На что это похоже?», «Какой цвет у этого предмета», «Что можно делать с его помощью?». Каждый из детей предлагает вариант ответа, после чего ведущий показывает всем изображение. Дети должны «защитить» свои версии, аргументировать их. Несоответствия и делают игру увлекательной, и стимулируют активную речевую деятельность детей, учат отстаивать точку зрения.
Когда ребенок переходит в старшую группу, он должен произносить все звуки. Но родителям и педагогам следует развивать фонематический слух и артикуляцию.
Упражнения на развитие речи
Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.
«Беседа по картинке»
Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.
Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.
«Большой-маленький»
Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:
— Посмотри, кто это?
— Мальчик и девочка.
— Какой мальчик?
— Маленький.
— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?
— Большая.
— Да, коса длинная. Как ты думаешь, почему длинна коса считается красивой?
И так задавайте любые вопросы по картинкам. Ребенок должен обогащать лексикон синонимами.