Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Режим для ребенка: кому он нужен и как его организовать?  (Прочитано 1477 раз)

Maria1984

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 3396
    • Просмотр профиля


В отношении режима дня для ребенка родители делятся на две группы. Одни считают, что навязывание режима, подразумевающего создание определенных рамок, подавляет личность маленького человека и является проявлением диктаторских наклонностей родителей и их стремления облегчить себе жизнь. Другие строго придерживаются мнения педиатров и детских психологов о том, что четкая организация дня способствует выработке полезных навыков и привычек у малыша, благотворно сказывается на его психологическом и физическом состоянии. Кто прав? Кому на самом деле нужен режим дня? И если он нужен, как его организовать?

Режим дня — это четкий распорядок жизни ребенка в течение суток, который предусматривает выделение времени на сон, бодрствование, игры, учебу и другие виды деятельности. Если вдуматься, практически все в организме человека протекает ритмично. Сокращения мышцы сердца, дыхание, синтез гормонов, смена периодов бодрствования и сна, прием и переваривание пищи — все это ритмические процессы. Сбой ритмов ведет к нарушениям и заболеваниям, поэтому режим дня является для любого человека естественной надобностью, не говоря уже о детях. Организация правильного режима дня, соответствующего возрасту и состоянию здоровья ребенка, укрепляет его здоровье, обеспечивает ему максимальную работоспособность и успешное обучение, предохраняет от переутомления.

Что включает режим дня?
Сон (ночной и дневной).
Пребывание на открытом воздухе: подвижные и обучающие игры, прогулки.
Обучение: занятия в группе и индивидуальная работа.
Игры и занятия по собственному выбору (чтение, рисование, шитье, лепка, занятия спортом и др.).
Помощь в семье, самообслуживание (уборка в комнате, помощь по дому и т.д.).
Прием пищи.
Гигиенические мероприятия.
Сон

Правильная организация сна обеспечивает полное восстановление всех систем организма ребенка. Малыш должен быть приучен ложиться спать и просыпаться в определенное время, в противном случае с ним трудно справиться, его невозможно поднять утром в детский сад или школу, он «засыпает» на уроках, плохо ест, капризничает, раздражается по малейшему поводу. Его нервная система испытывает колоссальные нагрузки, а перевозбуждение ведет к срывам, истерикам и проблемам с ночным сном.

Маленькие дети должны иметь ночной и дневной сон. Ребенку в 5 лет положено спать 12 часов в сутки, из них 10 часов ночью и 2 часа днем. Обычно детей укладывают спать в 21:00 и поднимают в 7:00. Дошкольникам положен дневной сон с пробуждением в 15:00–15:30, позже организовывать дневной сон нецелесообразно, поскольку в этом случае ребенок не будет готов к ночному отдыху в 21:00.

Пребывание на свежем воздухе

Для ребенка это очень важный вид отдыха, во время которого организм насыщается кислородом, необходимым для интенсивных обменных процессов, протекающих в растущем организме. Во время прогулок под действием солнечного света в организме синтезируется витамин Д. Воздействие свежего прохладного воздуха необходимо для закаливания и укрепления иммунитета.

Дети дошкольного возраста должны проводить на улице не менее 4–4,5 часов в сутки, даже в холодную погоду ребенка не стоит лишать прогулки, а в теплый сезон ее продолжительность нужно максимально увеличить.

Чтобы прогулка было полезной, ее нужно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями, обучением и знакомством с природой, с работой на участке в саду, с экскурсиями.

Обучение

Все дети разные: одни проявляют больше способностей к обучению утром, с 8:00 до 12:00, другие в вечернее время — с 16:00 до 18:00. В идеале каждая мама, понаблюдав за малышом, должна сама определить лучшее время для занятий, но по большей части дети, посещающие дошкольные учреждения и школу, вынуждены приспосабливаться к существующему в них режиму.

Малыши до 3 лет могут заниматься всего 10 минут по 10 раз в неделю, в 4 года продолжительность занятий можно увеличить до 20 минут, в 5–6 лет у ребенка достаточно сил, чтобы усвоить два урока в день по 20–25 минут каждый с перерывом на отдых в 10 минут. Учебный день ребенка 6–7 лет состоит из 3 уроков по 25–30 минут и приближается к учебному дню школьника.

Режим дня — не догма

Современные представления об организации режима дня ребенка не требуют жестких рамок и учитывают индивидуальность каждого маленького человечка. Пока ребенок растет и есть возможность жить по его личным биологическим часам, лучше не проводить радикальных вмешательств в его распорядок дня.

Педиатры советуют понаблюдать за ребенком, занося в тетрадь данные о том, когда и в каком настроении проснулся малыш, когда потребовал кушать, когда с интересом занимается, а когда норовит убежать и побаловаться. Скорее всего, удастся выявить какую-то закономерность в поведении чада и постепенно адаптировать рекомендуемый педиатрами режим дня к его собственному ритму жизни.

Режим дня нужно менять в зависимости от того, как чувствует себя ребенок. Если он болен, нужно увеличить время сна, сократить время занятий или вовсе отменить их, возможно, потребуется внести коррективы в график приема пищи или выделить время на посещение врача.

В зимнее время режим дня тоже подлежит коррекции, из-за холодной погоды сокращается время прогулок и вместе с тем увеличивается время индивидуальных занятий.

Режим дня не должен превращать дом ребенка в режимное учреждение, а родителей — в надсмотрщиков. Не нужно отказывать проголодавшемуся малышу в перекусе за час до обеда или стоять над чадом с секундомером, требуя уснуть «по свистку».

Подталкивать ребенка к соблюдению режима дня нужно мягко. Его яростное сопротивление и истерики, скорее всего, говорят о том, что распорядок составлен неверно. Если режим осуществляет правильно, малыш просыпается бодрым, с удовольствием занимается, хорошо ест, быстро засыпает и спокойно спит.
Страниц: [1]   Вверх