Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку освоить лыжи:
Если папа ребенка - лыжник, то прогулки дитя может начать еще не умея ходить в специальном рюкзаке с сидением. Но не поздно начать знакомить с лыжами ребенка и в четыре-пять лет.
1 "Буксир" -одно из первых упражнений, которое не может не понравиться. Стоя на параллельных лыжах, слегка согнув ноги. малыш держится руками за буксировочный шнур или резину и скользит по лыжне. Если начать упражнение на малых скоростях и обратить внимание ребенка на необходимость слегка согнуть ноги ("ноги-пружинки"), то этому упражнению можно научиться в первый же выход на снег. От буксировки можно перейти к спуску с небольшого пологого склона.
2 "Ромашка" - первое самостоятельное упражнение, заключающееся в изучении поворота переступанием. Переступание выполняется вокруг пяток и носков лыж. Повороты можно выполнять на 90, 180 и 360 градусов в правую и левую стороны.
3 "Цапля" - упражнение для овладения равновесием при передвижении на одной лыже. Оно выполняется на плоскости, а затем в скольжении с пологого спуска. Возможны варианты: с поднятым носком и поднятой пяткой без опорной лыжи. Если упражнение не вызвало интереса или просто не получается, не следует настаивать; переходите к следующему, а "Цаплю" попробуете освоить на другом занятии.
4 "Арка" - на налогом спуске кататься станет интереснее, если потребуется проехать в воротца из лыжных палок и постараться их не развалить. Если "арка" низкая, придется присесть. Упражнение можно усложнить дополнительными заданиями: подобрать на ходу веточки, шишки или варежки.
5 "Лесенка". Чтобы спуститься несколько раз даже с маленького пологого склона, на него необходимо взобраться. Для этой цели можно использовать буксир, но можно попробовать и свои силы. Пусть вначале это будет "лесенка". Для того чтобы научиться этому приему, необходимо стать боком в направлении подъема, поставить лыжи поперек склона и закантовать их, то есть слегка повернуть на внешнее ребро лыжу, стоящую выше, и на внутреннее ребро - нижнюю лыжу. Движение начинает нога, стоящая по склону выше. Сделав шаг наверх и закантовав лыжу, поднимают к ней другую. Качество подъема можно оценить положительно, если ученик не терял равновесия, а след от лесенки остался красивый, равномерный.
6 "Паровозик" - спуск вдвоем с папой. Это замечательно, потому, что совсем не страшно и можно горку подобрать повыше. Малыш ставит свои лыжи между лыжами отца. Тот поддерживает ребенка под мышки и начинает спуск. Упражнение можно рекомендовать только в том случае, если папа чувствует себя на склоне достаточно уверенно и сможет избежать падения.
7 "Конькобежец" - ключевое упражнение для овладения техникой лыжных ходов; приступать к нему следует только тогда, когда ребенок усвоил предыдущие упражнения. Суть упражнения - в попеременном отталкивании одной и скольжении на другой лыже. Вначале упражнение можно выполнять на лыжне, проложенной на пологом спуске, а затем на ровном месте. Возможны варианты: с движением рук и в положение "руки за спину". Учитывая особую важность упражнения, его следует многократно повторять на протяжении ряда занятий.
8 "Ванька-встанька", или "Научиться падать". Начинать следует все на том же пологом спуске. Покажите ребенку падение несколько раз. Падая, подгибайте ноги, валитесь назад-набок, руки раскиньте и упирайтесь ими. Обратите внимание ребенка на эти детали. После одной-двух попыток совершить "правильное" падение, укажите ребенку, что получилось хорошо, а что надо исправить в последующих пробах.
Для того чтобы меньше было сложностей при вставании после падения, следует подтянуть лыжи и установить их поперек склона, а затем встать, кантуя лыжи, как при подъеме "лесенкой". Отучайте ребенка от распространенной среди новичков ошибки: стремления сесть на задники лыж, если они "понесли". При этом скорость, как правило, не замедляется, и падения избежать не удается. Падение набок - и безопаснее, и надежнее.
9 "Палочки-выручалочки". Обучение ребенка пользоваться палками начинается с умения правильно их держать в руках.
10 "Длинная рука" - друг лыжника. При правильном передвижении двушажным попеременным ходом (основным ходом лыжника-гонщика), палки ставят под острым углом к направлению движения, напротив опорной ноги. Таким образом, поочередно выносятся вперед правая рука - левая нога и наоборот. При хорошем отталкивании рука полностью выпрямляется, а палка служит ее продолжением - "длинная рука".
11 "Катапульта", или Начало изучения одновременных ходов. Упражнение можно освоить на небольшом склоне или по хорошо укатанной лыжне. Отталкиваются двумя палками одновременно; ставить их нужно также под углом и выпрямлять до конца, как и в предыдущем упражнении. Ритмичное отталкивание дает возможность сохранить скорость.
12 "Полуелочка" - подъем на склон по диагонали или прямо при незначительной крутизне. При этом одна лыжа двигается прямо по лыжне, а другая ступает под углом к ней, при упоре на внутреннее ребро. На неутрамбованном снегу "полуелочка" оставляет характерный след.
13 "Елочка" - отличается от предыдущего упражнения тем, что при подъеме на внутренний кант ставятся обе лыжи попеременно. С помощью этого способа возможен подъем на склон большей крутизны.
14 "Пружинка". Наш новичок станет реже падать на спусках, если овладеет искусством преодоления неровностей. Накатываясь на бугорок, "пружинка" сжимается (лыжник приподнимается). Очень важно после преодоления препятствий вернуться в основную стойку, применяемую при спусках.
15 "Плуг" - способ торможения. Умение управлять скоростью и при желании тормозить придает лыжнику уверенность. На пологом спуске пятки лыж разводят, обе лыжи упираются внутренним ребром, колени поворачиваются во внутрь.
16 "Упор" - это половина плуга, то есть "плуг" выполняется только одной ногой. Это не только способ торможения, но и способ поворота во время спуска. Если необходимо повернуть налево, то упор следует выполнить правой ногой и наоборот. Как и упражнение "Плуг", "Упор" лучше осваивать на малой крутизне при небольшой скорости. Постепенно условия усложняются.
17 "Веер" - поворот переступанием выполняется в конце спуска. Загружая одну лыжу, другую отрывают от склона и ставят на снег в нужном направлении. Теперь тяжесть тела переносится на эту направляющую лыжу и приставляют к ней первую.
18 "Кто быстрее?" - один из возможных вариантов закрепления в игре элементов техники. Чтобы уравновесить шансы на победу, взрослый участник гонки дает младшему фору, то есть возможность стартовать впереди. Размеры форы, как и всей дистанции, определяются степенью готовности, возрастом и другими факторами. Игре должно найтись место в каждом занятии.
И напоследок - главное методическое указание: обучая ребенка, запаситесь терпением! Не раздражайтесь, если ему что-либо непонятно, а тем более если он не в состоянии выполнить какое-либо задание.
Принуждению не должно быть места на занятиях. Только игра! Не торопитесь с обучением, не форсируйте событий. Если упражнение ребенку не понравилось, не настаивайте на его выполнении. Видоизмените его или откажитесь на некоторое время.
Активное обучение не должно превышать 30 минут: иначе ребенок утомится и перестанет понимать, чего от него требуют.
Главное не в том, чтобы добиться совершенной техники, а в том, чтобы ребенок полюбил лыжи, совместные выходы в лес или парк. Чтобы он ожидал, как праздника, очередного занятия. Больше и чаще показывайте упражнения: способность детей к подражанию общеизвестна, и многому ребенок может научиться "сам по себе", на основе увиденного.
И последний, но главный совет - хвалите его как можно чаще!