Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Успеваемость ребенка: мешает стресс?  (Прочитано 1897 раз)

natasha_555

  • Всегда здесь
  • *****
  • Карма: +0/-0
  • Offline Offline
  • Сообщений: 1797
    • Просмотр профиля


Успеваемость ребенка – предмет особой гордости (или уныния) родителей. Не стоит повысить его показатели во что бы то ни стало. Лучше попробуйте разобраться: как чувствует себя сам малыш. Возможно, его отметки «снижает» стресс.
Есть ли проблема?

О своих психологических трудностях в школе дети родителям не рассказывают. Как минимум потому, что не могут облечь в слова эту тревогу, дрожь в руках, холодный пот… Да и сами толком не понимают. Ведь не мыслит семилетний ребенок категориями «факторов стресса» или «фрустраций». Так что нам, родителям неравнодушным к чувствам своих детей, остается самим выяснять истинное положение вещей. А как это сделать?

Главное – нужно разговаривать со своим малышом. Причем не вести допрос об оценках и поведении в классе, а именно РАЗГОВАРИВАТЬ. Примерно так, как вы беседовали бы со своей подругой, устроившейся на новую работу. Не думаю, что первый вопрос, который бы вы ей задали, был «Ты точно приходишь в офис без опозданий?». Взгляните на своего ребенка глазами друга, а не воспитателя. И, возможно, вам доверят огромные детские тайны.
Сколько можно стараться?

Большинство дошколят очень хотят учиться. Радостно топают в школу первый раз в первый класс. С восторгом рассматривают новенькие учебники. А дальше? Начинается прессинг. Малыш силится адаптироваться в совершенно новых условиях. В напряжении его газа, уши, мозги, опорно–двигательный аппарат… Ребенок старается, СТАРАЕТСЯ… И слышит «поощрительные» отзывы: «Сколько можно крутиться?!», «Ты читаешь хуже всех в классе!», «Пока не сделаешь уроки как следует, из комнаты не выйдешь!»…

Наступает момент, когда у маленького школьника заканчиваются и физические, и душевные силы для борьбы с ситуацией. Столкнувшись с зданием, слишком трудным для его нынешнего уровня развития и не получив поддержки, ребенок теряет веру в себя. В результате развивается состояние, которое в психологии называется «осознанное бессилие» – это стресс, вызванный нашей неспособностью ответить на стресс.
Поддерживать и помогать

Вы, конечно же, возразите, дескать, если не прилагать усилий, ничего в жизни не добьешься. Что ж, с этим не поспоришь, вопрос лишь в том, что усилия должны быть адекватны ситуации. Согласитесь, ребенок не может 12 лет жить на пределе своих возможностей. Это никому не по силам, даже вам. Поэтому не сравнивайте своего маленького школьника с одноклассниками и детьми соседей, а только с ним самим вчерашним. И обращайте внимание не только на неудачи, ловите минимальный успех! Вы заметили, он наконец–то усвоил, как пишется слово «ворона» и задачку решил без ошибок? Похвалить его не забыли? Нет, неважно, что у вас приготовлен длинный список НЕсделанного. Давайте будем поддерживать ребенка и помогать, а не убеждать его в собственной несостоятельности.

Между прочим, мы, взрослые, тоже далеки от идеала. Однако ребенку–то мы выбора не оставили. Он ОБЯЗАН учиться по предусмотренной программе и определенным учебникам. Что это напоминает? «Шаг вправо, шаг влево расценивается как попытка к бегству, конвой стреляет без предупреждения»? И вот уже ненавистная двойка летит прямо в дневник и в сердце… И домой с ней идти невозможно, потому что родители снова расскажут, кто тут у нас лодырь и бездарь.

Нет, родителей я ни в чем не обвиняю. Понимаю, что трудно после рабочего дня проверять уроки. Да и на негативные оценки мы обязаны реагировать. Вот только давайте договоримся, не кидаться с порога проверять и реагировать. Сначала поужинаем, немного передохнем и со спокойной душой раскроем тетрадки. И будем искать в них не только следы поражений, но и (пусть пока небольшие) победы.
Быть первым непросто

А если с успеваемостью у ребенка все отлично, он лучший в классе, исключительно одаренный ученик, значит ли это, что для школьной тревожности нет причин? Увы, все не так просто. Настраивать учебный процесс на лидера для учителя столь же невозможно, как и ориентироваться на отстающего. Педагогу важно, чтобы материал усвоили большинство детей. Значит тот, кто может быстрее и больше обречен скучать. Ему кажется, что его не ценят по достоинству, хоть он и лучше всех в классе. Состояние стресса в данном случае вызвано тем, что ребенку постоянно приходится держать себя в узде.

Да еще и отношения с одноклассниками складываются не лучшим образом: из зависти окружающих не вырастет дружба. А ведь одаренному ребенку тоже необходимо понимание ровесников. Он даже способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою компанию.

Конечно же, не в родительской власти обеспечить ребенка друзьями. Однако определенную помощь вы вполне можете оказать.

Во–первых, постарайтесь загрузить свое жаждущее знаний чадо на полную мощность. Возможно, для этого вам придется перевести ребенка в специализированную школу с более высокими требованиями. Может быть, выручат дополнительные занятия или близкий по духу кружок.

Во–вторых, позволяйте своему школьнику приглашать друзей домой и самому ходить в гости. Ведь крепкая дружба на всю жизнь порой начинается с простого ВМЕСТЕ. Вместе заглядывая в микроскоп, вместе попивая чай с пирожными дети обретают нечто большее, подчиняясь магии объединяющего мгновения… И все вопросы потихоньку решаются, поскольку «дружба крепкая не сломается» и на ней можно строить веру в себя и других.
Страниц: [1]   Вверх